Произведение: Весенний призыв
Автор произведения: Visenna
Дата рецензии: 18.08.06 15:26
Прочтений: 452
Комментарии: 2 (2)
Весенний призыв
Знакомьтесь: поэт
Я, разумеется, самоуверенна до неприличия человек уже год на Литсовете, выложил на всеобщее обозрение 72 разной степени талантливости стихотворения, каждое из которых завораживает своей неповторимостью и оригинальностью, а тут я со своим знакомьтесь! Знаете, а ведь я помню, как появился на этом ресурсе данный автор, помню как оглушили меня первые прочитанные строки и как долго потом не могла привыкнуть к мысли, что написала их женщина. Уж больно неженские стихи-то, в хорошем смысле этого слова, вроде как есть дамские романы, а есть не дамские.
Недавно смотрела передачу Школа злословия и слушала рассуждения одной, как говорят, известной (жаль, имя ее я запамятовала) поэтки (прошу прощения, но она сразу попросила не называть себя поэтессой) как раз о том, все ли женщины поэтессы, или среди них встречаются и поэты. И по рассуждениям этим выходило, что поэтесса это как раз та сочинительница, что пишет исключительно про любовь и ее, скажем там, разновидности. Дело даже не в том, что стихи поэтесс чувственны и эмоциональны, а в том, что темы этих стихов все время вертятся вокруг одного и того же взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Поэтка даже примеры приводила, правда, из прошлого, дабы не обидеть еще живущих поэтесс. Меня удивило, что в этом списке не было Марины Цветаевой королевы поэтесс. Кстати, это имя могло бы четкое обозначить позицию: поэтесса еще не означает что-то бульварно-маскультное, недостойное называться высокой поэзией.
Однако наряду с поэтессами среди дам случаются и поэты. Определение для данного явления подобрать сложно, разве что отослать вас к той самой передаче, но смысл в том, что примерить на себя стихи поэтессы способна только женщина, мужчина же если и читает их, находя созвучия в своей душе, созвучия эти больше из разряда: Ах, вот ты какой северный олень!
Visenna поэт. И не только потому, что частенько пишет от мужского лица, этим на Литсовете даже балуются многие дамы. Да вот не у всех это переодевание получается, или, если быть точным, читатель все время ЗНАЕТ (как в кино), что перед ним женщина в мужском платье. Да и в кино-то Знаю лишь одну женщину, которая успешно сыграла противоположный пол в кино Гусарскую балладу помните? Да и то лишь потому, что Голубкина играла не мужчину юношу. Мужчин, изображавших женщин убедительно, согласитесь, много больше, хотя большинство из этих женщин все же гротескны.
Я не знаю в чем там дело в кино. Но я знаю, что в стихах подобное переодевание сродни выживанию в образ. Любой литератор в принце (особенно прозаик) периодически становится как бы на место своих героев, среди которых и женщины попадаются. Наверное, самый яркий пример из современности Русская красавица, где Виктор Ерофеев ведет повествования от первого лица от имени своей героини. Но то проза! Для нее можно что-то в жизни подсмотреть, скопировать реальное поведение реальных людей, приукрасив литературным вымыслом. А как быть с поэтическим воплощением настроения, чувства? Его где скопировать? В голову же к противоположному полу не влезешь?
Если вы уже ищите аргументы, чтобы возразить мне я вас остановлю. Дело ведь не в том, что неженские стихи обязательно мужские. Дуальность здесь не при чем. Дело в том, что стихи Visennы, как сейчас бы сказали унисекс. То есть универсальны, потому что стоят над сугубо женским или сугубо мужским взглядом на мир. Это взгляд поэта уникальный, неповторим, но все же не зависящий от половой принадлежности смотрящего. Хорошо это или плохо не берусь судить, скажу лишь, что в случае с нашим автором это талантливо.
В стихах Visennы (и Весенний призыв - не исключение) больше всего меня поражает какой-то удивительный эмоциональный фон на грани кипения или надрыва даже, но без тоски и трагически-театрального заламывания рук. Трагизм и печаль, если и присутствуют в написанном, то только в качестве послевкусия. Знаете, иногда случается: знакомишься с интересным человеком, прекрасно проводишь в его компании время, он красиво и мудро говорит, тонко, смешно и в меру шутит, просто излучает оптимизм, веру в жизнь, хорошее настроение. Вы расстаетесь и после узнаете, что у этого человека, например, в семье большое непоправимое несчастье или сам он тяжело и безнадежно болен. И к приятным воспоминаниям примешивается какая-то тоскливая нотка сожаления и даже возмущения тем, как все неправильно устроено на небесах.
Я все думала, о чем же Весенний призыв? Сказать: о любви банально, хотя образ найден прекрасный: весенний призыв, призывник в рядах безответно влюбленных. Немедленно вспоминается Окуджава с его Часовыми любви, но о подражании речи нет, потому что сегодня призывник не овеян тем романтическим флером, каким был овеян во времена Окуджавы часовой. Призывник сегодня это какая-то сложносочиненная смесь долга, романтики службы, дедовщины Не зря многие так стремятся отмазаться от армии, а чем, скажите безответная любовь лучше?
С расточительностью инка, меняющего золото на стеклянные бусы, автор нанизывает зубодробильные образы и метафоры, призванные закрепить в душе читателя эту двойственность ощущения. Вроде бы любовь прекрасное чувство, но как неприятно и даже больно опять быть мотыльком, летящим в этом огонь, летящим не по своей воле (ну кто ж по своей воле становится призывником?). Тут вам и мимозные прыщи, и убитые тюльпаньи бутоны, и забродивший коктейль из прелых ветров, и тротуар в перекошенный рот
При всем при этом ЛГ, находясь, что называется, в здравом уме и твердой памяти, прагматично отдавая себе отчет в своих поступках и их последствиях, тем не менее, готов их совершить. И эта безбашенная решительность, которая сродни глупости или отсутствию чувства самосохранения она разительно отличает стихотворение от привычных стихов о любви.
Я не знаю, как так получается, но образность стихотворения (и не только этого) вызывает белую зависть. То, что иной сочинитель, холит и лелеет, взращивая бессонными ночами и со всеми предосторожностями вправляя, как бриллиант в свои стихи, автор Весеннего призыва разбрасывает в каждой строчке как сеечку. Какое, право, расточительство!
Выгоняет на крышу меня и бродячих котов
Закипевшую лунную смесь разливать по ретортам
===
В ноздреватых перинах вчерашнего рыхлого снега.
===
Отражение в треснувшей луже смеется беспечно.
Очень хороши рифмы. Они не отвечают догматам поборников того, чтобы с математической точности соответствовать канонам, они легки и порой неуловимы, но в этом их несомненное достоинство. Подозреваю, что автор просто не придает этому значения, поскольку где-то там, в его поэтической душе именно так слагаются строки. И попробуйте сами заменить бутонов на что-то иное, более правильно рифмующееся с влюбленных! Вы просто изуродуете смысл и авторский замысел. Весенний призыв - тот вариант, когда стихи остаются стихами, несмотря на то, что рифмы в нем обозначены лишь легкими штрихами, лишь схематично, как на карте или на эскизе рисунка. Но это не мешает же нам узнавать в линиях и квадратах карты узнавать улицы и здания, а в легких карандашных штрихах лица или цветы.
Словом, читайте поэта. Она настолько крылата, что способна поднять в небо своего вдохновения не одну сотню бескрылых. Причем поднять так, что и у них эти крылышки прорежутся.
Ваша Ива