Произведение: У окна
Автор произведения: Бутко В. С.
Дата рецензии: 15.02.19 17:42
Прочтений: 50
Комментарии: 3 (1)
У окна
…Я только помню, ты тогда сказал:
«Решай сама, я умываю руки…»
Пыталась заглянуть тебе в глаза –
В них смесь из безразличия и скуки,
Как будто то, что было на кону,
Нисколечко тебя не возмутило….
Ты закурил. Я отошла к окну,
Чтоб не вдохнуть ни капли никотина.
.
Так начинается эта камерная история.
.
“Вы помните, Вы все, конечно, помните
Как я стоял, приблизившись к стене.
Взволнованно ходили Вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне”.
.
Этот Есенинский монолог из “Письма к женщине” - первое, что приходит на ум и память при прочтении вступительных авторских строк.
Втайне подумалось: Господи, опять это вечное выяснение отношений между известными сторонами в известных обстоятельствах.
Классическая сцена с двумя персонами, каждая из которых “в интересном положении”.
Роли априори распределены, как и дозы добродетели и коварства. Симпатии читателя, конечно же, на стороне лирической героини, решающей для себя извечный вопрос о будущем материнстве в условиях проблематичности отцовства.
Варианты возможных исходов этой драмы и ее восприятия читающим зрителем - только в деталях и нюансах. А их немного.
Образ мужской части “дуэта” чуть ли не буквально “списан” с Прокуратора Иудеи. И это не только печально известное “умывание рук”, но, скорее, классическая понтиевская безразличная невозмутимость или даже полная индифферентность в восприятии свершающейся трагедии.
Герой, а вернее, антигерой прячет глаза, что неудивительно для того, кто всеми силами старается не выдать своих истинных чувств. Закурив, он пытается скрыть нервную дрожь в руках. Все как всегда.
Не очень понятно, что должно “возмутить” антигероя и что было “на кону” помимо нерожденного человечка. Но, видимо, было.
Драматургия этой мизансцены почти понятна, чему способствуют глаголы-указатели (ты закурил - я отошла...), и вызывает заочное сопереживание зрителя (впрочем, умеренного свойства). Шекспировскими страстями здесь не пахнет. На взгляд рецензента, и поэтическими открытиями тоже. Рифмы обычные, простенькие и не всегда удачные (“возмутило - никотина”, далее “цветет” - “идет”).
А эти уменьшительно-ласкательные “нисколечко” и “в обнимочку”? Явно понадобились для “вписывания в размер”.
.
А за окном черемуха цветет
И пахнет так, что голова кружится.
И от подъезда с пареньком идет
В обнимочку соседка-выпускница,
И столько в этом света и тепла,
Весны и солнца, счастья и покоя…
.
Нет ничего удивительного в том, что майский заоконный пейзаж произвел на героиню целебное действие и способствовал принятию единственно правильного решения. Кто бы сомневался.
Для того мы все и существуем в этом мире, чтоб наслаждаться окружающей природой, радоваться простым проявлениям чувств, мелочам жизни. Нет-нет, не обвиняйте рецензента в том, что он сознательно игнорирует очевидные пафосные вещи, типа жизненного призвания, самореализации и блага человечества. Стихотворение совсем не о том.
Оно о любви и ее самом прекрасном “результате” - ребенке. Чаще всего - желанном.
При чем здесь человечество и гражданский долг, если “на кону” стоит долг материнский.
На секунду закралась крамольная мысль. А что если бы это все случилось ненастным ноябрьским утром и из подъезда выходила, пошатываясь, парочка его никчемных обитателей? Страшно даже подумать. Вот тебе и “мелочи жизни”.
Но в стихотворении все должно быть прекрасно - и это правильно!
.
… А доченьку я Машей назвала
И отчество придумала другое.
.
Автору блестяще удалось завершить стихотворение, которое несколько секунд назад казалось до банальности скучным. Антигерой наказан самым жестоким образом, его имя истерто из памяти грядущих поколений. Даже если его поразит запоздалое раскаяние.
Но, наверное, не стоило так долго усыплять бдительность читателя, чтобы в конце концов зацепить его за живое.
Читатель ведь человек чувствующий и ему не чуждо ничто... извините, слишком много “че”.
.
P.S. Да, совсем забыл сказать об удачном названии стихотворения. Оно символично и четко отражает глубокий философский посыл. О роли мелочей. Ведь до притягательно-открытого окна иногда бывает всего один безрассудный шаг.