Произведение: ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА 25
Автор произведения: МИКАЭЛА
Дата рецензии: 06.01.19 22:10
Прочтений: 381
Комментарии: 8 (43)
ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА 25
ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ПАРТЫ…(с)
Смотри литобзор "ЗАГОВОРИ, ЧТОБ Я ТЕБЯ УВИДЕЛ” (с) http://www.litsovet.ru/index.php/litobzor.view?litobzor_id=10826
Микаэла Вейсмах не указывает ни формы, ни жанра произведения, сообщая в комментариях, что все описанные события и действующие лица – реальность, а сам “ДНЕВНИК” – ежедневные заметки, записанные “на коленке”.
Я искренне верю автору, потому что доподлинно знаю, что мы все, в той или иной мере, описываем себя, свое окружение, фактические события. Только интерпретация оных варьируется.
Неважно, что в миру иной автор (боже упаси, речь не о Микаэле) оказывается лысеющим мачо неопределенного возраста, но его повествование ведется от имени юной трепетной шатенки с миндалевидными глазами, так или иначе впитавшей опыт и характер мужчины-автора. Все зависит не от подлинности, а от убедительности изложения. Читатель может усомниться в правдивой истории, но уверовать в некую выдумку. То есть, дело не в читающем, а в пишущем.
Но вернемся к рецензируемому творению. Существуют дневник как намеренно создаваемый литературный текст и дневник, который пишется для себя и литературным текстом не является. “ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА” явно не относится к последней разновидности, а представляет собой эпическую жанровую форму с элементами лирического повествования. Большинство из нас вели дневниковые записи в разные возрастные периоды, доверяя бумаге переживания, размышления, планы на будущее. Но я сомневаюсь (всего лишь in my humble opinion), что многие вносили в эти личные заметки пространные описания природы или полета “растрепанной” вороны.
Микаэла Вейсмах явно обладает литературным даром, ряд глав вызывают уважение, даже восхищение, чувствуется школа факультета журналистики. Я рада за молодую писательницу и ее успех у читателей, но некие сомнения у меня возникают, они временами громко вздыхают, сожалея об упущенных автором возможностях. Такие грустно поскуливающие мысли и мыслики:))).
Итак, поговорим об убедительности повествования. Обратите внимание, не о достоверности событий, потому что я допускаю их реальность, но мне этого недостаточно, чтобы довериться им без колебаний.
1. ЛГ без профильного образования и опыта работы (бакалавр в области международной журналистики) принята на должность учителя русского языка и литературы По требованиям ФГОС это весьма проблематично. Даже преподавателей с категориями и с большим стажем работы (без профильного образования или учительского образования) переводят из штатных преподавателей в совместители, или отправляют на повышение квалификации в рамках ФГОС и переподготовку на базе другого высшего образования для получения диплома с квалификацией учитель литературы и русского языка, например. То есть, для школы по требованиям ФГОС девушка должна иметь запись в дипломе об учительском образовании по специальности русский язык и литература или профильное филологическое образование. И сразу на повышение квалификации – учиться как надо учить. Увы, это реальность.
Допустим, ЛГ сразу же начала обучение в педвузе. Но в тексте нет даже намека на продолжение обучения: ни очно, ни заочно, ни вечерне, ни дистантно. И я не верю, что такое возможно в элитной школе города Москва. Конечно, связи родственников Микаэлы Александровны, заступничество директора лицея и т.д и т.п. Но даже в этой ситуации неправдоподобно распределение нагрузки в 11-х классах. Будучи сама лицейским преподавателем, а затем завучем, считаю невозможной подобную ситуацию. Вот бы где пошел поток жалоб от родителей в вышестоящие инстанции.
В 5-х классах может преподавать даже учитель после педагогического колледжа, а не вуза. Но выпускники сдают обязательный экзамен по ЕГЭ (русский). Связей, харизмы, таланта, понимания преподаваемого предмета ещё недостаточно, чтобы доверить обучение 11-классников такому юному и не обладающему необходимыми знаниями и навыками молодому специалисту как Микаэла Александровна.
2. Спортивные бальные танцы. Я достаточно долго была в этой среде – посещала все тренировки сына, его индивидуальные занятия и семинары, ездила на соревнования, жила в этой среде более десяти лет. Конечно, знания родителей и самих танцоров различаются. Но даже мой небольшой опыт в этой сфере просто вопит от несогласия.
ЛГ Григорий – талантливый танцор, причем он исполняет латиноамериканскую и европейскую программы. Он из обеспеченной семьи, значит, партнерше не нужно брать его на содержание, что довольно распространенно в этом весьма дорогостоящем виде спорте. Мальчиков всегда меньше, чем девочек, количество способных парней и того незначительней. Будучи платежеспособным, Григорий может выбирать самых сильных партнерш. Тогда почему он танцует с барышней заведомо слабее себя?
3. Я была всего лишь мамой, но я знала танцоров из разных клубов в лицо, в том числе из других городов и стран. Сами же участники прекрасно узнавали друг друга в любом окрасе и оперении. Но автор желает меня убедить, что весьма успешную партнершу Микаэлу никто не признал в родном городе и родном клубе. Да ее сдали бы не только конкуренты-тренеры и танцоры, но и их родители.
4. В конкурсе участвуют более семисот пар в стандарте и почти восемьсот в латине. ЛГ Микаэла не тренируется более полугода, она не знает ни одной схемы из Гришиных танцев. Поэтому даже не пытайтесь меня убедить в победе не станцованной пары. Это же крупный международный турнир, а не местечковое соревнование на тридцать-сорок пар.
5. Героиня живет насыщенной жизнью. У меня, как у любого взрослого человека, тоже имеется множество весьма неожиданных историй: смешных, драматических, трагических, порой просто фантастических. Но они случались в течение длительного периода.
У ЛГ вереница невероятных событий просто спрессована в коротком временном промежутке: уличные гонки, ДТП, несколько личных задержаний ЛГ, проблемы с полицией у учеников ЛГ, которые именно она вынуждена решать, пожар в её доме, спасение утопающих, согревание спасателей, отмывка облеванных, связь с учеником, шантаж коллеги, мордобой в парке, почти похищения героини, знаковые случайные встречи, обвинения в совращении, публичный позор в классе, сплетни об её облике морале среди коллег и учеников. И так далее. “Санта Барбара“ российского розлива. Осталась только встреча с инопланетянами.
Автор Микаэла Вейсмах (прошу не путать с ЛГ Микаэлой Александровной) очаровала меня своим комментарием о детях: “Неа, не люблю. Они меня просто не бесят”. Предельно точно и честно. Именно этим отношением ЛГ к своим ученикам пронизано прозаическое повествование – уважение, интерес, умение понять и вдохновить. Зрелая, умная правдивая позиция.
Однако режет слух часто повторяющееся слово «детки». Используется оно не иронично, а тепло и искренне. И сразу возникают сомнения в реальном возрасте ЛГ. Не может 22-х летняя девушка говорить так, тем более, что она не декларирует страстную любовь к детям. Это выражение подойдет уютной бабушке по отношению к внукам, молодой мамаше с грудным младенцем или старой деве, тщетно мечтающей о собственных отпрысках.
Моя лицейская директриса говорила, что учитель – это не профессия, а диагноз. И посему мне кажутся странными некоторые, приведенные ниже, выражения ЛГ, преподавателя русского языка и литературы:
- Ой, блиииин! Это же тот шпиндик.
- Офигеть!
- Одиннадцатые классы - это тихий кошмар!
- Капец!
- Быстро! На поляну! И кофту застегни, Магдалина!
- …запустил в полет целую котлетину.
- …устроили втихаря сборы на билеты.
- Блин, он такой классный!
- Норм!
- … целовнула…
- Отбумкали куранты…
А с другой стороны, в разных главах “ДНЕВНИКА” рассыпаны просто великолепные сравнения, метафоры, описания, яркие, не затертые, индивидуальные.
Говоря о вере и неверии, я допускаю возможность серьезных отношений между учителем и учеником, особенно при возрастной разнице в три-четыре года. Жаль, что литературные герои встретились в ненужное время, и в ненужном месте. Не повезло.
Я сталкивалась с подобной ситуацией: роман между сыном экс-коллеги и молодой учительницей младших классов. Маме пришлось целый год держать ситуацию под личным контролем. Все перемены влюбленные проводили в её кабинете и в её присутствии. Встречались они только после школы. И ещё мудрая мамочка для всех остальных разыгрывала нежнейшую дружбу с молодой коллегой. Кстати, я узнала эти факты не из сплетен, а из первых рук. Вероятно потому, что я уже не работала в этом лицее, а с данной преподавательницей, мамой взрослеющего сына, мы были дружны.
ЛГ Микаэла Александровна вызывает горячую симпатию и интерес, исключение составляют только её некоторые мажористые замашки. Хорошо, что это преподносится не очень навязчиво и посему не разрушает светлый образ героини.
А вот мажор Григорий, несмотря на обаяние, красоту и героические поступки воспринимается негативно. Нельзя однозначно утверждать, плохо или хорошо быть мажором. Одни им завидуют, другие – презирают. Я нейтральна, но причина моего непринятия Григория – его инфантильность.
Григорию 18 лет, выглядит он на 22 – рослый красавец. Он маскируется под зрелость – трахнуть очередную девицу или гордо тусоваться со стритрейсерами, но у него сохранилось детское восприятие и ярко выраженные ребячьи черты.
Его эгоцентризм зашкаливает. Григорий уверен, что весь мир вертится вокруг него, а его желания должны выполняться сразу же. Захотелось «замутить с училкой», значит будем целовать её прямо в школе. Ведь то, что для Микаэлы является ущербом для репутации, для него очередная «звездочка на погоны». Нашкодив с гонками на дорогах, он нуждается в моральной поддержке Микаэлы. Переспав с очередной телочкой и узнав о её беременности, Григорий обращается за помощью к родителям, а от Микаэлы требуется его успокоить. Или после встречи с отцом и его любовницей, Григорий не утешает оскорбленную отцом Микаэлу, а сам нуждается в ее утешении. Другие люди и их переживания ему менее интересны.
Вот как он поступает в критических ситуациях:
“Гришка кинул взгляд в мою сторону:
- Брось, Лысый, это моя училка! С педагогическими насекомыми в голове! Правильная до тошноты. Нах тебе такой геморрой?! У нас тёлочки получше, да , девчонки?! Поедем кататься?”
Или так он проявляет неуважения к женщине:
"Элька, хоть ты теперь и училка, но баба ты - бомба! Сиськи офигенские! И ноги! Жаль, юбка ниже колен!"
Или вот здесь:
“Лена Ивашкина из-под прикрытых ресниц взглянула на Димку и ослепительно улыбнулась Гришке.
- Ты и не героиня! Так... перекати-поле! Эстафетная палочка: взял сам, передай другому! - усмехнулся Гришка и снова уставился мне в глаза. - Жениться надо на феях!
Класс притих.
А ты бываешь жестоким, Гришка! Выдал, так выдал! Не в бровь, а в глаз! Не ожидала от тебя таких слов! И про фей... Надеюсь, не меня имел в виду...
Ивашкина вспыхнула, Димка сжал кулаки:
- Слышь, ты! Капитан дальнего плавания! Рот прикрой!
- А ты глаза открой! - парировал Гришка.”
Григорий – иждивенец по мировоззрению. Он живет в такой семье – отец пашет, мать ходит по салонам красоты и магазинам и не имеет право голоса. Сам Григорий подчиняется отцу, не потому, что тот прав, а потому, что он источник Гришиного богатого существования.
У Григория уже готова жизненная программа – жена должна жить по его указке, все прощать, если муж нашалил.
Инфантилизм Григория проявляется в его потребности “не умереть со скуки”. Вот они черты инфантила.
Такой мужчина хорош в игре, в тусовке, он весельчак и душа компании. Но вы уверены, что он повзрослеет в 20, 30 или 40 лет?
Автор всё прекрасно чувствует и деликатно преподносит своё понимание личности Григория:
“Я гордилась своим мальчиком, своим мужчиной! Он самый-самый-самый-самый! Самый умный, самый смелый, самый сильный и самый красивый! И самый талантливый! Мой мужчина!”
Но это слова взрослого по отношению к ребенку, а не влюбленной девушки. Разве ЛГ готова быть вечной мамочкой при очаровательном повесе?
Я не могу считать данный “ДНЕВНИК“ просто личными записками автора. При рассмотрении же его в качестве литературного текста и разумном его редактировании (удлинение временного периода, сокращения частотности невероятных событий), можно будет поздравить любую студию страны, готовую выпустить сериал по сценарию Микаэлы Вейсмах. При правильном подборе актеров это будет настоящий блокбастер, наш ответ Голивуду.
Ничего личного.
С искренним уважением,
Нина