Рецензии
Произведение: Лето южное, палящее
Автор произведения: Сенчихин Михаил
Дата рецензии: 13.11.18 13:46
Прочтений: 52
Комментарии: 3 (10)
Лето южное, палящее
Умение видеть и слышать природу - чувство, которое современный человек начинает утрачивать. И похвалы заслуживают те, кто старается поддержать это угасающее чувство, передавая свои ощущения природной красоты словом и музыкой стиха. Это непростая задача, ведь на фоне природы особенно отчетливо заметны любая мелочь, каждая нотка фальши. Искусственные цветы могут отлично смотреться в офисных фойе, но их лучше не ставить рядом с живыми цветами. Так и с передачей образа, который каждый может наблюдать собственными глазами и сравнить с поэтическим описанием. Тем более, в условиях, когда в предлагаемых поэтами вариантах недостатка явно не наблюдается.
Избрав природу в качестве источника вдохновения, автор смело экспериментирует, оглядываясь вокруг и восхищаясь каждым явлением природы, который удостоился его внимания. На этот раз в качестве объекта поклонения выступает обжигающее летнее южное солнце.

Истомою полуденной жары,
Палящим Солнцем, замершем в зените,
Что обжигало древние миры,
Царит сезонно-пламенный властитель.

Прекрасная пара начальных строк, увы, не находит достойного ее продолжения. Прежде всего, из-за громоздкой грамматической конструкции, затеняющей смысл сказанного. Вполне логичная мысль об источнике удушающей жары, безгранично властвующем надо всем живым с недосягаемой высоты, передана неточно и невнятно. Воображение сбивается с заданной траектории и вместо языческого бога Ярилы рисует некое абстрактное существо. Вроде Гудвина, великого и ужасного. Во многом здесь видится недоработка автора, увлекшегося любимым занятием - словотворчеством и попытавшегося соединить несоединимое в одном сочетании. Это невесть откуда взявшееся фенологическое “сезонно“ напрочь губит торжественно-возвышенный настрой читателя.

Бросает золотисто-жгучий луч,
Жестокий росплеск яркое светило…
Исчезла эфемерность вешних туч.
Терзает мир жары неукротимость.

Автор продолжает разворачивать во времени картину знойного полудня, добавляя несколько глаголов. Употребление их последовательно в совершенном и несовершенном виде нарушает плавность восприятия окружающей величественной картины. Мысль об ушедших в воспоминание весенних тучах теряется в “одномоментном” действии (“исчезла”), а соседство его с эпитетом “эфемерно” выглядит тавтологией.
И вновь диссонанса в картину дня добавляют поэтические недочеты автора. Несозвучная рифмовка четных строк оставляет желать лучшего, а повторное употребление слова “жара“ начинает настораживать. “Высшим пилотажем” в поэтическом произведении я бы назвал иносказательную передачу образа, не называя “кошку кошкой”. Автор давно доказал свое умение находить разнообразные, или придумывать новые слова.

Где свежих струй таятся родники?
Расплавленного воздуха волненье:
Потоки восходящие легки
Плывут в немом плену изнеможенья.

Соединить последовательно в единое целое и, одновременно, разделить строки этой строфы можно только с помощью знаков препинания и особых авторских интонаций. Это не есть хорошо для стихотворения.
Вместе с тем, образность сравнений впечатляет.

Блуждает сонм мечтаний неземных,
Отвергнутых минувшею весною.
Ужели лето, воплощая их,
Мне путь желанный к истине откроет?

Автор старается совместить своего лирического героя с этой картиной замирающей в знойно-жгучем воздухе и жаждущей свежести природы. Это желание и воплотившая его мысль понятны читателю. Вот если бы удалось избежать натужно произносимого сочетания “сонм-мечтаний”.
С точки зрения общефилософской, ассоциировать поиск истины с разморенной атмосферой летней жары вряд ли можно считать удачным приемом. Эта обстановка, скорее, располагает к сугубой созерцательности, которой пока далековато даже до абстрактного мышления, не говоря уже о недосягаемой истине.

Цикад назойливо-звенящий хор
Тревожит, проникая в подсознанье.
Несёт ли одобрение, укор,
Бессмыслицу иль тайну мирозданья?

Поэтому небогатый материал для созерцания и вслушивания, в виде звенящих цикад, лишь с очень большой дозой воображения можно считать толчком для пробуждения высокой мысли лирического героя о судьбах мироздания.

Зазолотится месяц в небесах,
Бессчётных огоньков проснётся свита.
Иссохших трав не преклонит роса.
Ночь душная и день горячий слиты.

Но вот с концовкой все в порядке. И мысль, и образы, и их словесное воплощение находятся в гармонии, достойно завершая стихотворение.
Автор конструктивно относится к критике, видит в ней пользу, поэтому рецензент уделил больше внимания тем деталям стихотворения, над которыми можно и нужно работать.
Природа достойна совершенства.
Комментарии: 3 (10)