Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Солярис где-то здесь
Автор произведения: Вайсман И. С.
Дата рецензии: 07.05.18 23:53
Прочтений: 41
Комментарии: 2 (1)
Солярис где-то здесь
«Глаза инспектора Бел Амора,
эти два зеркала души,
были такими блеклыми и невыразительными,
что в них хотелось плюнуть и протереть,
чтобы сверкали»
(Б. Штерн «Досмотр»)

Да простит меня автор, но именно строки приходят мне на ум после прочтения данной повести.

Сначала о хорошем: сам по себе замысел весьма интересен. В нем присутствует богатая возможность создания многослойного сюжета, этакой «человеческой комедии», достойной даже не Лема, а вполне себе Бальзака или, страшно сказать, Достоевского.

Но к сожалению, замысел реализован в стиле худших образцов советских кинофильмов, снятых по произведениям Ивана Ефремова. Основные претензии можно свести к следующему:
1. Не выстроена драматургия. Нашел в сети интересное определение понятия хорошей драматургии: «хорошая драматургия, это когда сначала - "ну кто бы мог подумать", а потом - "хотя, если подумать, то по-другому и быть не могло». В нашем случае все понятно уже примерно по прочтении четверти текста и автор неразрешимых загадок перед читателем практически не ставит. Как следствие – это просто неинтересно читать.
2. При всем том, что сюжет довольно ясен, он перегружен второстепенными персонажами, которые при этом выглядят словно бледные тени – появляются один раз, никакой необходимости в половине из них совершенно нет с точки зрения развития действия и раскрытия характера главных действующих лиц. Вспоминаем Чехова и его ружье на стене: в данном случае ружей много, но две трети из них висит непонятно зачем, их вообще со стенки проще убрать, текст только от этого выиграет. Либо уж наоборот: сделать из них полноценных персонажей, которые принимают участие в действии и несут полезную нагрузку (информируют читателя, раскрывают характеры главных действующих лиц и т.д.)
3. Плохо раскрыты взаимоотношения между главными героям. По сути, это стержень всего произведения, но тут автором, как мне представляется, допущены две стратегические ошибки. Во-первых, героев всего двое, что усложняет задачу. Если обратиться к «Солярису», то на станции действующих лиц сначала трое (Кельвин, Снаут и Сарториус), а потом четверо, когда к ним добавляется материализовавшаяся Габи. Это нужно автору чтобы полнее раскрыть взаимоотношения между персонажами, поскольку основной инструмент в предлагаемой ситуации - это диалоги, или коллективный разговор. В нашем случае получаются «пытка в гестапо» – русский молчит, немка его пытает со скуки. И третьего лица, которое могло бы их отвлечь от этого нудного занятия не предусмотрено.
Во-вторых, если уж у нас есть два персонажа разных культур и национальностей, то каждый из них волей-неволей должен иметь свои речевые особенности. Если не акцент, но стиль хотя бы. Который подчеркивает характер каждого, делает его запоминающимся. Фразеологизмы, запоминающиеся речевые обороты и т.д. Одним словом, читатель должен видеть индивидуальность. Текст же так составлен, что иной раз бывает трудно понять кто из героев произнес тут или иную реплику.

Более мелкие придирки и замечания опущу.
Хотя, пожалуй, скажу немного за космос. Весьма сильно снижает доверие к тексту игнорирование взаимоотношений персонажей по линии: начальник-подчиненный. Если уж необстрелянного новичка прикрепляют к даме-командиру корабля, да еще и немке, то в полете с высокой вероятностью будет такой ордунг, что за не глаженные шнурки будешь сидеть на гауптвахте, а уже там отсебятины с выходом в открытый космос или непочиненным антигравитатором и в очень дурную голову не придет никогда. В советской космонавтике женщин командиров корабля (кроме Терешковой, но та была в одиночном полете) не было, но были в авиации, которая вообще-то традиционно славится своим раздолбайством. Но если взглянуть на сохранившиеся фото Валентины Гризодубовой или Марины Расковой – я думаю все вопросы на тему кто тут главный и кого надо слушать отпадут сами собой. Собственно, примерно такова же должна быть и Эльза Линдт, тем более если её папа тоже был Der Kommandeur des Raumschiffes.

Резюмируя: идея произведения потенциально весьма перспективная, но текст требует, на мой взгляд, серьезной переработки, может быть даже полной.

litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 212
Из них Авторов: 23
Из них В чате: 0