Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Иллюзии
Автор произведения: Оносова Оксана
Дата рецензии: 11.05.18 18:40
Прочтений: 90
Комментарии: 1 (1)
Иллюзии
Тема избавления от страданий несчастной любви, пожалуй, самая распространённая в лирической поэзии. Но не значит, что писать об этом проще, совсем наоборот. Сложность состоит в нахождении тонкого баланса между обнажённостью души, искренностью чувства и содержательным посылом автора. Сочувствие, сопереживание и более того, восхищение читателя просто так не даются, их можно вызвать лишь гармоничным сочетанием формы и содержания.

Я вычеркну себя из этой жизни,
Из этой странной, серой суеты,
Из глаз твоих, доверчиво-капризных,
Из сердца, что не терпит пустоты.

Само название говорит о тщетности любой попытки героини уйти от несчастной любви, даже путём вычёркивания из реестра живущих на этой земле.
Любовь для неё не только мука, но и праздник, вне которого краски окружающего мира блекнут, и жизнь представляется суетной и никчемной.
Несколько странным представляется, однако, проведение столь решительных действий в отношении органов чувств возлюбленного. Мне показались эпитеты не вполне подходящими. Трудно представить “капризное” выражение глаз, его можно передать только мимикой всего лица. Что касается сердца, то если оно не потерпит пустоты, то станет тут же искать замену утрате.

Я вычеркну себя – знакомый росчерк
Прошьёт насквозь мой иллюзорный мир,
Какая разница теперь, чей это почерк?
Судьба написана: и три –не три, до дыр…

Это строфа мне, откровенно, не понравилась ни банальными рифмами, ни надуманным образом “прошитого” (писательским пером?) мира иллюзий, ни риторическим вопрошанием героини об авторстве действия (если росчерк “знакомый”, то и вопрос не возникает). Неотвратимость свершившегося, то бишь предначертаний судьбы, не нуждается в пояснениях.

Перо заточено, и яростно, с нажимом
На белом – чёрный, жирный ляжет штрих…
Но ты – не стой так близко над обрывом,
Не покидай обителей своих.

Лишь теперь начинает проясняться ситуация с вычёркиванием. Чуть высокопарно, но вполне эмоционально героиня орудует пером, пытаясь “зачернить” часть белого листа бумаги, которому уподоблен окружающий иллюзорный мир. Сама по себе метафора очень глубока и точна, но к её восприятию приходится буквально продираться, вчитываясь в авторские строки вновь и вновь.
Последняя строка неудачна: у человека в конкретный момент может быть только одна обитель – то есть место его пребывания. Использование множественного числа затемняет смысл призыва героини.

Кривится мир, иллюзия свободы –
Кругом одни кривые зеркала,
Я так устала быть для идиотов
Лишь суррогатной куклой из стекла.

Попытки огульно обвинить в своих несчастьях окружающий мир редко когда воспринимаются с сочувствием. Особенно, когда читателю не известен скрытый подтекст, могущий объяснить причины столь резкой оценки этого окружения.
Не вполне уместен и эпитет “суррогатный” применительно к самой героине – то есть она признаёт, что её воспринимают не настоящей, поддельной, которой она устала “быть” (!), а не казаться. “Из стекла” – по-видимому, имелось в виду отражение в том же кривом зеркале. Но получилось как будто “сделанной из стекла”, что не проясняет кукольное сравнение.

Я вычеркну себя, так будет лучше
И для тебя – со временем поймёшь…
А помнишь, как над морем плыли тучи,
Как пеленой в горах стелился дождь?..

Повтор “вычёркивания”, многоточия, добавляют ностальгических ноток к стихотворению, а после “а помнишь…” оно впервые начинает звучать гармонично, создавая подобающее настроение. Здесь сыграла роль даже смена звукового ряда: более мягкие “п”, “м”, “н”, “л” в последних двух строках доминируют над раскатистыми и даже немного зловеще “каркающими” сочетаниями “кр” предыдущей строфы.

На мостовой столичной скАчки бликов
И любопытных птиц, почти ручных?
Мне не понять теперь, что было мифом,
А что реальностью среди зеркал кривых…

Концовка выглядит вполне логичным завершением сюжета об иллюзорности бытия. Вновь отмечу несовершенство рифмовки, утрированность повтора “зеркал кривых” и избыточность многоточия – далее мысль читателя уже не устремляется, сюжет исчерпан.

Больше всего в этом стихотворении меня расстроила расплывчатость, безликость образа возлюбленного. Непонятно, чем он прельстил, а потом и разочаровал героиню, почему она допускает мысль о том, что и он, с опустошённым сердцем, может решиться на уход из жизни. Почему он не должен покидать свою “обитель” (наверное, имеется в виду привычный образ жизни)? Это придаёт стихотворению некоторую избыточную эгоцентричность. Неспроста образ зеркала содержательно доминирует даже над образом зачёркиваемого листа бумаги – мира, в котором так и не обустроилась обитель героини.
Впрочем, это вполне можно считать объяснением произошедшего с ней.

litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 474
Из них Авторов: 28
Из них В чате: 0