Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Цивилизация
Автор произведения: Savl
Дата рецензии: 04.06.18 22:53
Прочтений: 167
Комментарии: 4 (13)
Цивилизация
1:17. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю,
что вы будете ловцами человеков.
1:18. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
(Евангелие от Марка)
----------------------------------------
Очень много важных, основополагающих вопросов, философских – тех, о которых люди думали, как только научились думать и будут думать до тех пор, пока не разучатся, затронуто автором. Причём сделано это на крохотном по размеру тексте, легко и непринуждённо. Местами афористично, причём не в смысле новизны и оригинальности, а по признаку плотности упаковки многого в малый словесный объём. Это у меня вызывает большую симпатию и уважение - не каждый так сумеет. Шлифануть текст, почистить от блох, тем не менее, не помешает, тем более что сделать это легко, так как текст, повторюсь, маленький.
Но перейдём сразу к основному – к содержанию. Орфография, грамматика и лексика – это как гигиена: ну, хочет автор ходить неумытым, непричёсанным и писать/публиковать «блохастые» тексты – да на здоровье. Ну, отпугнёт особо щепетильных, подумаешь. Диоген вон тоже жил в бочке, как собака, но всё же думающие люди сумели распознать в нём философа, коим и почитают до сих пор.
Однако, ближе к телу (миниатюрки).

Вижу, что автора занимает вопрос соотношения сознательного и бессознательного в жизни человека. И волнует связанная с этим вопросом проблематика языка и логического дискурсивного мышления, которое без языка и «наименования» всего и вся вокруг совершенно невозможно.
Ломать тут копья при наличии хорошо разработанной серьёзными философами теории познания, а также обширной «критики чистого разума» (коей очень много и помимо Канта) смысла нет. Теорий, касающихся логики и языка тоже есть у нас, они даже считаются точными, математическими и т.д., в отличие от максимально независимой в своих приёмах философии (единственного занятия приличествующего свободному человеку, как уверял Платон, и с ним трудно в этом поспорить).

Если же заглянуть ещё чуть глубже – под эхо человеческих гортанных звуков, слов (печатных и устных), птичьего/дельфиньего щебетания или прочих вербальных сигналов живых организмов, то мы тотчас же обнаружим и философию бытия, с её неизменными, не зависящими от века на дворе, краеугольными камнями свободы, насилия, счастья, добра и зла – куда ж нам без этого всего, такого родного и близкого…
А ещё глубже? Ну, там… там сама основа этого мира – абсолютное («абсолютное непознаваемо», как сказал автор в комментариях), божественное, к которому прикасается (или пытается прикоснуться) религия. Истинная религия как раз и хочет прямого пути – к счастью, к счастью, да-да, куда ж ещё всем надо – мимо слов, понятий, наименований, формул, теорий и «законов». В этом смысле она обличает и разрушает шаткое и без того здание, построенное человеком на песке своих заблуждений: «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (Ап.Павел). На мой взгляд, наш Павел, автор рассматриваемой «Цивилизации», вполне согласен здесь со своим знаменитым тёзкой.
И сообщает он нам свою точку зрения при помощи ещё одного «прорывного» инструмента, имеющегося в нашем распоряжении – искусства.
В этом заковыристом мире «разума», даже правду мы должны выражать при помощи ложных символов и их производных – слов и понятий. Вот умение это сделать – сказать правду несмотря ни на что, и называется искусством. Тогда из выбранных художником красок (а не из «природы») рождается картина, из камней – скульптура и величественный храм, а из слов, вполне обычных, косных и равнодушных - стихотворение. А из картины, памятника архитектуры и слов, расположенных поэтом в определённом порядке, в душах людей рождается чувство. Не из голода, желания обеспечить безопасность или продолжить свой род, не из старания получить очередную «рыбку» или из боязни схлопотать по башке от этого «мира», а из того, что одному человеку захотелось чего-то «необязательного», небывало прекрасного и даже прямо невозможного, а другой человек всё это почувствовал и понял. Вот тогда искусство, а не ложь.
Мало того – даже наука, плоть от плоти обманчивого разума, западня в которую попал человек, став (добровольно ли? важная ремарка) не животным или скорее не только лишь животным, тоже ведёт всё туда же – за границы познаваемого, за стены своей собственной тюрьмы-разума.
В общем, все мы в одном направлении плывём, вместе с дельфинами и прочей живой «тварью». А, если иногда и заблуждаемся, путаем «азимут» и даже других за собой тащим (часто насильно) в направлении противоположном благодати, то это мы не со зла, а в силу того, что никто из смертных не совершенен и errare humanum est – человеку свойственно ошибаться :)

Оценок не ставлю. Мне кажется, автор пишет не для этого. Да и я тоже.

litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 465
Из них Авторов: 31
Из них В чате: 0