порядок слов
Автор произведения: Зоткин С.
Дата рецензии: 17.01.18 02:06
Прочтений: 251
Комментарии: 7 (7)
порядок слов
и когда он вернулся
на столе все так же лежали газеты, нож
и половинка яблока
молчали старые часы
молчало радио
то ли поздно уже - подумал он - то ли еще очень рано
то ли просто выключен звук
он сел на стул и долго слушал
как падали в ванной капли из крана
как едва уловимо для слуха в углу за иконою пел паук
через какое-то время он встал
потянулся на цыпочках
снял звезду
повертел в руках
и положил в сундук
где хранились игрушки
(он знал их наперечет)
затем он разделся, лег
и мгновенно уснул
так закончился еще один год
И снова мы исследуем время, пространство и место лирического героя в этой системе координат. Первое, что бросается в глаза – казалось бы, полная безэмоциональность. Эмоция никак не выражена открыто. Текст построен почти полностью на визуальных эффектах, на действиях. И вообще зарисовка получилась весьма кинематографична, за исключением одной строки. И, надо сказать, это пример отражения очень мужского мировосприятия. И очень мужского способа выражать эмоцию – через действия. И таки стихотворение оставляет эмоциональный след.
Однако текст начинается со слов «и когда он вернулся», говорящих нам, что мы сразу оказываемся во внутреннем пространстве ЛГ. И таким образом, статус всего находящегося здесь, происходящего или не происходящего – представляется совсем иным. Микрокосм. Всё, что делает герой – обостряет своё восприятие в данной временной фазе (пожалуй, даже останавливает время), чтобы ощутить себя кем-то или чем-то в пространственно-временном континууме, провести быструю ревизию своего существования и снова попытаться понять – кто он.
Ощущению времени – прошлого, настоящего, будущего – посвящена почти каждая строка.
"на столе все так же лежали газеты, нож
и половинка яблока"
Прошлое, статичное, ожидаемое, уже мёртвое в данном момент остановки времени:
"молчали старые часы"
И герой пытается почувствовать связь с внешним миром и не находит её:
"молчало радио"
И дальше он пытается осознавать – является ли это отсутствие связи функцией безвременья, в которое он себя погрузил или осознанным нежеланием эту связь поддерживать – аутичность:
"молчало радио
то ли поздно уже - подумал он - то ли еще очень рано
то ли просто выключен звук"
Вместе с осознанием того, что время имеет свою силу и здесь – во внутреннем пространстве микрокосма - и герой не властен над ним – «он сел на стул и долго слушал как падали в ванной капли из крана», происходит момент самоидентификации, как будто герой осознал своё место в этой системе координат: «как едва уловимо для слуха в углу за иконою пел паук».
Обратите внимание, это единственный живой объект в пространстве внутреннего мира, в котором мы оказались. Единственный элемент, который можно назвать образом, в этой практически документальной кинозарисовке. Живое самоощущение героя, подсказанное подсознанием (или тотемное животное – как хотите) – паук в закутке замкнутого пространства (вспомните то место, куда мы попали с первых строк), но не какой-то там зловещий, а своеобразно поющий (!) и всё ж не где-нибудь, а за иконой. Сразу вспоминается первоначальное значение слова «убогий». Правда - здорово?
Наступивший момент самоидентификации как бы запускает не то чтобы время, а ощущение времени для героя. И в каждой последующей строчке мы слышим его (времени) поступь, и жизнь пошла своим чередом:
через какое-то время он встал
потянулся на цыпочках
снял звезду
повертел в руках
и положил в сундук
где хранились игрушки
(он знал их наперечет)
затем он разделся, лег
и мгновенно уснул
так закончился еще один год
В этом заключительном фрагменте интересен эпизод со звездой. Казалось бы, всё указывает на то, что речь о новогодней ёлке – и завершение года и ящик с игрушками (наверно ёлочными). Может всё оно и так. Но нет нигде прямого на это указания. А вы помните, где мы с вами находимся? В микрокосме. А значит, бог этого мира снимает звезду и кладёт в ящик с игрушками.
Кстати, и про этот сундук:
повертел в руках
и положил в сундук
где хранились игрушки
(он знал их наперечет)
Ничего не напоминает? А это замкнутое внутреннее пространство, в котором мы всё это время находились и где нам с документальной достоверностью перечли все «игрушки». Один мир, вложенный в другой и ещё раз, и так далее? Бесконечные проекции одного в другом или эхо чего-то более глобального?
А текст то ведь простенький донельзя. Но всё как-то увязывается и куда-то уводит. А автор то знает или не знает, но точно – чувствует что-то про мироздание и его законы, которым подчиняется всё сущее от бесконечно малой величины, до бесконечно большой. Может это и называется талантом?
С технической точки зрения, я бы опять посоветовал автору посмотреть текст на предмет лишних слов.
Например, целая фраза «через какое-то время он», на мой взгляд, абсолютно лишняя, и вообще как из другого жанра - из прозы, что ли. Да и по смыслу, о времени уже сказано, и «он» обозначен:
он сел на стул и долго слушал
как падали в ванной капли из крана
как едва уловимо для слуха в углу за иконою пел паук
потом встал (напрашивается так)
потянулся на цыпочках…
На этом наше путешествие по параллельным мирам «в порядке слов» завершено. Всем спасибо! Автору успехов!
P.S.: Мне повезло рецензировать подряд два простых, но самобытных стихотворения (Татьяны Китаевой и Сергея Зоткина), которые как будто парные. Одно с выкристаллизованным женским мироощущением, а другое с концентрированно мужским. И оба про сложное восприятие времени, с попыткой соотнести его с пространством. И оба про попытку поймать остроту восприятия мгновения – здесь и сейчас. Это было интересно.