Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Колесо
Автор произведения: Старый Брюзга
Дата рецензии: 07.01.18 22:22
Прочтений: 145
Комментарии: 4 (14)
Колесо
В зеленом Нескучном саду,
в волшебном далеком году,
взяв милую девушку за руку,
я вечером теплым иду.
Июльский нам ветер в лицо,
Садовое рядом кольцо,
и кружит, полнеба заполнив,
огромное колесо…

И верю – в Нескучном саду,
в чудесном грядущем году,
вот так же – с любимыми за руки,
подросшие внуки пойдут.
И ласковый ветер в лицо,
Садовое рядом кольцо,
и будет кружить над рекою
огромное колесо…



Ну что, хорошее стихотворение. Ритм подобран удачный для данной эмоционально-смысловой наполненности. Рифмовка строф интереснее, чем простые «четверостишия с чередующимися рифмами» (хоть я вовсе ничего не имею против «простых четверостиший с чередующимися рифмами» и даже двустиший – были бы они наполнены не водой). Рифмы неплохие, адекватные выбранному автором ритму, особенно – «лицо-кольцо-колесо» (можно, я не буду искать по определителю её название?).

Думаю, автор сам знает достоинства и композиции, и образности стиха, ведь он же сам их и «встраивал», и «выстраивал» – пожалуй, даже несколько нарочито. Всем нам надо учиться и учиться композиции у мастеров – в данном случае, скажем, мне, как пример шедевра композиции, приходит на память это место из «Желания славы» Александра Галича:

«И сынок мой по тому, по снежочку
Провожает вертухаеву дочку...»

– если Вы понимаете, о чём я. А как научиться писать вот такие стихи – тут мне на память приходит эпизод из воспоминаний Александра Городницкого, как он школьником пришёл в Ленинграде во Дворце пионеров в литературную студию, и руководитель студии сказал им: «Я не могу научить вас писать хорошие стихи – это только один господь Бог может, я только могу научить вас отличать хорошие стихи от плохих…».

Ещё – на мой вкус – слишком много в стихе эпитетов. Хотя и считается, что поэзия – это эпитеты (тут я опять приведу пример из воспоминаний – Юрия Кукина, когда знакомый поэт позвонил ему по телефону и сказал именно, что «поэзия – это эпитеты, а у тебя всего два эпитета на весь текст, которые к тому же не делают тебе чести: «законченный чудак» и «невозвращённые долги»; а вообще я тебя поздравляю с победой на всесоюзном конкурсе песни…»), и все эпитеты в данном стихе – несущие смысл, а не вставленные «для размера», всё же… Опять же, если Вы понимаете, о чём я.

Но, в общем, стих неплохой. Как, как мне кажется, можно сделать его ещё чуть лучше: в стихе лучше оставлять «между строк» или, так сказать, «за полотном картины» основной (одновременно явный) смысл. В данном случае – «И верю»: лучше было бы, на мой взгляд, первой строкой второй строфы повторить первую первой – «В зеленом Нескучном саду,..», поскольку наличие в стихе «колеса» вполне уже достаточно, чтобы читатель уловил мысль автора. Кроме того, как только Вы сказали: «И верю – в Нескучном саду…» – всё, Вы практически предвосхитили концовку: в этом месте впору ставить точку. Идущие далее стрОки утратили бОльшую часть информативности и силы, потому как читателю с этого места всё уже ясно – потому как во что ещё автор будет «верить»? В этом случае надо вводить далее в стих что-то нетривиальное (уж извините мой практицизм в таком вопросе, как поэзия): например, автор верит – говорю просто для примера – что в «грядущем году» по Нескучному саду так же будут прогуливаться по соседней тропке одновременно с его внуками также внуки оставшихся членов фамилии Романовых или президента с премьером (понимаю, что как вариант стиха - вариант нелепый, но Вы меня поняли).

И ещё к «кружить над рекою» я бы предложил как-то «втиснуть» конкретное название Москвой-рекою (сошлюсь на уроки мастерства Маяковского из «Письма Равичу»: «1. …Дайте точный адрес: на углу Литейного и Пантелеймоновской…»). Вообще очень полезно перечитывать статьи Маяковского – не стану цитировать второй тезис из того же «Письма..»: оцените сами.

Только всё же не удержусь и добавлю к тому "второму тезису", что, помимо "расхлябанных, истрепанных поэтических образишек" есть также настолько удачные поэтические находки, что они становятся как бы "патентом", и использование ИХ в собственном стихе, по хорошему, оказывается возможным, пожалуй, только путём прямого цитирования. Как параллель между Садовым кольцом и обручальным: если её ввести в стих, то, как бы "к месту" она ни прозвучала, она прозвучит не собственной звонкой и чистой нотой, а только отголоском, эхом чужой звонкой и чистой струны. Помните историю, как Борис Андреевич Вогау, уже известный к тому моменту как писатель Борис Пильняк, мучился над задачей поиска ещё не использованного эпитета для Луны, пока не нашёл - "непогашенная"? И удовлетворился, только когда нашёл. И это тоже сразу стало "патентом". Или приведу другой случай, думаю, менее известный - если не ошибаюсь, от Романа Авилова: он как-то показал две толстых "общих" тетрадки своих первых стихов знакомому поэту, на что тот, просмотрев всё, сказал: "У тебя тут есть только одна поэтическая строчка - "А мне кажется, море озябло и покрылось гусиной кожей"; всё остальное уже было, поэтому можешь всё остальное смело выбросить". Ну вот такого мне, как читателю, хочется от стиха.

Но в целом стих смотрится симпатично, запоминается, легко читается. Для таких "доморощенных" поэтов, как мы с Вами (уж не обижайтесь), это тоже ведь немало: очень многие и с этим не справляются - и "спотыкаешься" у них посреди стиха на каких-нибудь "скороговорках" из спондеев, не выговариваемых звукосочетаний, "провалов" из пиррихиев. Какому-то читателю (знаю, что далеко не одному) понравится много больше, чем мне.


litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 204
Из них Авторов: 27
Из них В чате: 0