Дорога жизни
Автор произведения: Эр Светлана
Дата рецензии: 17.06.17 15:27
Прочтений: 356
Комментарии: 2 (11)
Дорога жизни
Вот вещь – религиозная по задумке автора и антирелигиозная по сути.
Часто бывает – Джамбаттиста Вико написал труд призванный укрепить католичество, а на его основе Маркс создал учение, успешно забивающее в крышку гроба религии последние гвозди.
Так и в истории пришедшей ко мне на рецензию хорошо иллюстрируется крайний бытовой фрейдизм и обыденный ежедневный фашизм, на материале, который по надеждам автора, должен направить читателя на путь истинный – вселенской любви и богопочитания.
Но прекратим измышления и займёмся подкреплением наших наблюдений на основе предложенной истории.
В истории описаны злоключения женщины, которая влюбляется во всех, кто встречается на её пути: в своего погибшего бойфренда, в его подлого друга подсадившего её на наркотики, в случайно встреченного наркобарона, в хозяина гостиницы на некотором востоке. Ну, может не во всех, возможны же ошибки прочтения или неточности повествования. Но в любом случае героиня - это живое воплощение фрейдистского эроса пытается войти в некие ворота за которыми течёт настоящая жизнь. Из развития истории следует, что войдя в вожделенные ворота героиня попадает в жестокий бессмысленный хаос. И только выбравшись опять за воображаемый забор она обретает спокойствие и любовь – всё то, что хотела, но настолько неоправданно и неимоверно, что читатель остаётся в полном впечатлении, что счастливая развязка – наркотический бред.
Читается история с некоторым усилием, поскольку злоключения героини следуют одно за другим без передышки, вернее с передышкой на воспоминания о некоем священном востоке, где младенец с соской и именем Алим – что значит избранный и, естественно, мудрый нравоучает нас и героиню о гармонии, смысле жизни, предлагая ответить на вопрос
В ЧЁМ СИЛА И СЛАБОСТЬ ПУСТЫНИ?
Ответ на этот вопрос является паролем для входа в в так желанный для героини аул – оазис, а проще – наш с вами обычный толстовский мир.
Пустыня в вопросе в купе с восточным Алимом обманывает читателя, и он, читатель, пытается ответить себе в чём же сила и слабость раскалённого песка. Но фишка в том, что пустыня это пустыня отшельничества, пустыня выхода из толстовского мира в терминологии верующих, а наша героиня свято верит в любовь и даже её воплощает – практически истинное божество. Пустыня отшельничества, таким образом это не песок. Это человек, предающийся служению, как наша героиня, которая служит своей любви беззаветно.
Значит вопрос о силе и слабости пустыни это вопрос о силе и слабости человека, а сила его в его вере в своих богов. Да, хотя бы, и в атеизм. И дело тут не в доказательной базе, ведь она привлекается для подтверждения веры.
А слабость, естественно - отказ от своих принципов и богов. Что иллюстрируется апокалипсическими картинами истории, когда мы видим героиню в реальном миру – у хозяина оазиса, в который она стремилась.
Сила по задумке автора в причастности к мировым моральным ценностям - к богу. Понимание своей частичности во вселенском божественном союзе против мирового хаоса.
Ответить на этот вопрос - значит получить необходимый стержень для жизни в агрессивном мире.
В истории героиня получает справедливое воздаяние за свою службу, за свою пустыню, в виде райского сада, и платоновских бесед с избранным мудрецом, посасывающим соску, по имени Алим от человека с именем Карим - значение которого «щедрый слуга Бога». Правда мы остаёмся под впечатлением, что воздаяние воображаемое.
Теперь, разобрав религиозные посылы автора можно переходить к антирелигиозному смыслу.
Название "дорога жизни" - ассоциируется с историей злоключений героини, но одновременно вспоминается, что так называют путь к точке распространения наркотиков в Одессе. Сразу вспоминается и "религия - опиум для народа".
Привлекая фрейдистскую терминологию, «жизнь без мртидо» - автор заставляет читателя критически оценить благостный посыл. Маленьким словечком, автор вызывает из небытия фрейдистскую троицу – мортидо, деструдо, танатос – фрейдистских отца, сына и св.духа. Причём происходит это при введении персонажа по имени Глеб, что значит наследник Бога, защищаемый богами. Так, вот этот самый наследник, знаково оказывается в истории наркобароном, идущим через жизнь, отказываясь от всех привязанностей. Герой описан с любовью и сочувствием. И даже, я бы сказал, с восхищением. Истинное воплощение танатоса во всех проявлениях. Этот портрет ставит под сомнение религиозный посыл автора. Что касается фашистских ассоциаций, то восхищение мафиозным Глебом - восхищение союзом сильных. А фашизм и есть союз сильных в латинском варианте. Попросту - царство власти. Тот самый мир в который стремится героиня и который смертельно её пугает.
Фашизм в моём понимании – это союз сильных для организации использования слабых. Героиня хочет войти в организованный мир - общество, который в моём понимании всегда союз сильных для использования слабых, как любое государство, любая мафия. А войны и насилие, описанием которых изобилует рассматриваемая история – инструмент организации союзов. Но мир - общество не принимает героиню, ведь она хочет быть в самом большом союзе - со всей Вселенной.
Поскольку в жуткие картины в рассказе верится легче, чем в мировое благо религиозный посыл совершенно инвертируется.
Под сомнение религиозные посылы ставят устрашающие картинки реальности, переданные глазами героини на фоне нереального счастливого конца истории.
Стоит сказать, что положительные стороны истории можно и не заметить за разорванностью её изложения и изобилием рассуждений. О технике исполнения говорить не буду. Обсуждением техники я не увлекаюсь.
Спасибо автору, заставившему подумать и написать о взаимопроникновении противоположностей – эроса и танатоса, религии и атеизма.