Произведение: Смерть в Венеции
Автор произведения: Алания Брайн
Дата рецензии: 06.05.19 08:37
Прочтений: 64
Комментарии: 0 (0)
Смерть в Венеции
Начну с того, что юный Тадзьо – герой новеллы Манна «Смерть в Венеции», без которой невозможно до конца понять смысл и сюжет стихотворения.
В своей новелле Манн, опираясь на античные и библейские мифы, создал свой миф об образной модели мира. Главный герой новеллы Ашенбах разочаровался в моральных ценностях, показавшимися ему обманчивыми, и, как Одиссей, отправился в «путь к себе», на свою «культурную родину», которой оказывается Венеция. «Это было желанье странствовать, вот и все, но оно налетело на него, как приступ лихорадки, обернулось туманящей разум страстью» (Т.Манн)
Так вот юный Тадзьо не только воплощение красоты и самой Венеции, и мира, и красоты вообще, образ которого соткан из разных образов мифических героев, из мифов о любви и страсти, он оказывается ещё и "медовой ловушкой", в которую попадает Ашенбах. «Ашенбаху, объятому страстью, временами чудилось, что бегство и смерть сметут вокруг него все живое, бывшее для него помехой, и он один с прекрасным Тадзьо останется на этом острове, - и когда по утрам у моря его взор, пристальный, мрачный, безответственный, устремлялся на вожделенного, когда в сумерках он позорно преследовал его на уличках, где крадучись бродила мерзостная гибель, немыслимое и чудовищное казалось ему мыслимым и нравственный закон необязательным» (Т.Манн)
Ашенбах умер не от азиатской холеры, охватившей город, а от тоски, от того, что не нужен, от мук тщетного сопротивления страсти, от того, что понял, что Тадзьо двулик: воплощение красоты – и демон, пришедший за душой Ашенбаха, и сама холера, и смерть, и наказание Ашенбаха за искушение.
Текст стихотворения вторичен? В какой-то степени – да. Но рискну сказать, что это эмоционально-поэтическая «обработка» (плохое слово, очень плохое, но пока не могу точно сформулировать) авторского отношения к образу Ашенбаха («одинокий уставший кобель с колтуном залежавшихся сил»)
Кстати, польское имя Тадзьо - уменьшительно-ласкательное от Tadeusz. А число имени - 7 - означает, что секс для людей с именем Тадеуш не самое главное. Для них неведома страсть, они всегда невозмутимы и не любят демонстрировать свои эмоции.
Вот такая интертекстуальность.
И чтобы так откликнуться, так прочувствовать героев, нужно иметь не только талант, нужно быть интеллектуалом и эмпатом в одном флаконе.
Браво.