Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Сперва закончатся сигареты...
Автор произведения: ТАК
Дата рецензии: 24.02.17 22:11
Прочтений: 89
Комментарии: 3 (8)
Сперва закончатся сигареты...
«Сперва закончатся сигареты, потом вино, а потом неделя... Я буду хныкать, что надоело, начну стучаться в окошки ветром, и, как в дешевеньком сериале, растекшись нежностью и тоскою, красиво вздрагивая плечами, - полночи страстно молчать тобою. Смывая утром ошметки ночи, на автомате, сварю твой кофе. Застыв над чашкой, поймаю профиль, тобой мелькнувший, похожий очень.

Потом закончится даже это. И ничего уже не начнется. Я буду кутаться, как от ветра, я буду слушать, как он смеется. И без каких-то сюжетов жанра, и днем, и ночью, и днем, и ночью, я буду разной, я буду странной, я просто буду – и многоточье.

Когда закончится все и время, и многоточье точить устанет, ты вдруг отыщешь забытый берег. И завоюешь одним лишь "Таня…" ».


Какое это редкое в наше время, да и во все прежние времена, счастье, что не надо объяснять автору основы стихосложения! Что, напротив, можно учиться тонкостям стихосложения на стихотворении автора.

С чего должно начинаться любое творение, в том числе – стихо-? С энергии. Энергетика – основа не только экономики. Энергетика стиха – что это такое? Для многих весьма и весьма искушённых в стихосложении это – почему-то вопрос непостижимый. Как вкус – вкус или есть, или его нет. Как Бог – что есть Бог? Очень много спекуляций было (да и продолжается, думаю) по вопросу о том, что есть Бог – именно библейский Бог, Бог христиан. Не бог каких-то мистиков, магов и тантриков, зороастрийцев или вавилонян, а «простой» христианский Бог. И вот масса спекуляций существует по этому вопросу. Тогда как в Библии дан ответ прямой и однозначный – Бог есть любовь. Так же и в нашем «Евангелии», Евангелии современных стихотворцев – «Как делать стихи» Маяковского, дан прямой и ясный ответ, что есть энергия стиха: «Ритм есть основная сила, основная энергия стиха».

Было высказано мнение, что данное стихотворение «очень нежное». По-моему, нет сомнения, что заданный автором ритм достаточно жёсткий, напряжённый и даже достаточно нервный - не истеричный, когда ЛГ заламывает, воздевая, руки, а именно достаточно – такой, когда пространство комнаты измеряют взад-перёд шагами, напряжённо ломая пальцы, ломая и бросая сигареты и шариковые ручки, и рвут маленькие бумажки в ещё более мелкие клочки и тоже бросают. Чтобы быть «нежным», стихотворение должно было бы начинаться примерно:

Сначала закончатся сигареты, потом вино, а потом неделя…

- и так дальше. Но этим коротким и энергичным «Сперва» задаётся энергичность и краткость звучания всем последующим гласным звукам – которые, несомненно, звучали бы растянуто-медлительно после «Сначала».

Жёсткость ритма превосходно усиливается звукописью – друг за другом идущими твёрдыми согласными «т» и «д», главным образом. И только в заключительном предложении вся нежность, подчёркнутая мягкостью, если вообще не мягостью, этого «лишь», «проливает» всю нежность, сдерживаемую до этого ритмом стиха, так, что даже «Т» в имени «Таня» звучит уже мягко, а не твёрдо – чуть ли не «Танья».
В другом месте (в смысле, по поводу какого-то другого стихотворения) можно было бы ещё остановиться на резонансе – совпадении частот энергии авторских строк и читательской души, но в данном случае это явно излишне, поскольку совпадение наличествует полное.

Кстати, если уж вначале заговорили о счастье, то что же это собственно такое – счастье? Из фильма «Доживём до понедельника» мы помним, что «Счастье – это когда тебя понимают». Вдвойне счастье, когда можно оставаться самим собой – и при этом быть понятым. Втройне – когда тебя ещё и ценят при этом, а не когда тебя «понимают рабочие и крестьяне», а люди более продвинутые по части поэзии – не понимают, как можно писать такую… такую… Понятно, какую.

И как же быть? Один из путей – делать стихотворение «многослойным». Первый, «верхний» слой – понятийный, чисто смысловой. Даже если читатель не проникнет глубже – этого слоя плюс энергетики стиха ему будет «в аккурат». Внутренние, подводные слои, скрытые под первым – для более продвинутых читателей, и даже не для всех «коллег по цеху». Автор стихотворения может, мне кажется, ощутить всю полноту счастья. Потому что не понять состояние ЛГ мне кажется просто невозможным. Но при том какая плотность слов, смыслов и образов! «Сперва закончатся сигареты, потом вино, а потом неделя...» Вот ЛГ курит сигарету за сигаретой, пытаясь справиться с собой, вот сигареты закончились, и достаётся хранящаяся у каждого «к случаю» бутылка вина, которая тоже не приносит облегчения – но на этом героиня, испробовав «проверенные» средства, останавливается, так как всё это ограничено временными рамками недели. «Неделя – другая, и мы успокоимся…» То есть время тоже не лечит – «неделя» поставлена в один ряд с «сигаретами» и «вином». И если даже читатель не поймёт до конца фразы «стучаться в окошки ветром» - не так важно. То же и дальше – нет смысла, мне кажется, разбирать по слогам каждое словосочетание (спасибо, если, читатель рецензии, Вы ещё не перескочили на полстраницы вперёд из-за моих нудных пояснений) – все они работают на ЛГ: как, примерно, «Просто, надо как-то жить…».

С тех далёких времён, когда вставала «Рано рожденная из тьмы розовоперстая Эос», поэзия говорила и должна говорить образами. Современные технологии только-только пришли к передаче информации посредством оптоэлектронных сигналов и только-только задумываются о передаче информации посредством голограмм, а поэзия использует 3D изображение на протяжении тысячелетий. «Картинка нарисовалась – это главное», как написал мне однажды один из комментаторов моего стиха. У автора «картинка нарисовалась», и даже не просто нарисовалась, но – движется как в кино.

И не просто "картинка нарисовалась" - внутреннее состояние героини передано превосходно. Передано, конечно, совокупностью и ритма в первую очередь, и лексики, и звукописи, но хочется отметить особо ещё это "и днем, и ночью, и днем, и ночью, я буду разной, я буду странной, я просто буду" - вроде бы учат нас, что в стихе "словам должно быть тесно", но здесь... Здесь ощущается, как тесно душе в границах обыденного существования, как она живёт только ожиданием... пусть чуда - но ведь случаются в жизни и чудеса, пусть и не часто?

Важная составляющая стихосложения – новизна. Как говорит нам то же Евангелие от Маяковского, «Новизна в поэтическом произведении обязательна». Трудно, тем не менее, оценить именно новизну в стихотворении – особенно очень далёкому от энциклопедиста в области поэзии рецензенту. Но можно отметить места, ставшие «общими». Это, безусловно, «забытый берег», это «дешёвенький сериал» (хотя они стали такой приметой нашего времени, что кажется, куда от них деться?!), это кофе. Может показаться странным (и самому кажется), что, не имея ничего против сигарет и вина, вдруг возникает претензия к употреблению (в стихотворении, разумеется) кофе. И под именами собственными, и как имя нарицательное из стиха в стих – кофе, кофе… Ставшая ежедневной бытовая деталь? Правда, именно в этом стихотворении кофе как раз вроде бы и к месту, как профессиональный инструмент ворожеи, и в этом чуть завуалированном смысле… Не знаю. Но реакция такая на кофе в стихах у меня лично сделалась отчего-то стойкой. Тем более «твой кофе» (я не о мужском его роде, ставшем спорным в русском языке, конечно). Просто Ваш покорный слуга, почувствовав вдруг охоту сочинять стихи, ещё в 2009-м использовал этот приём с «твоим кофе» - прекрасно сознавая, что приём этот не нов и лежит, можно сказать, «на поверхности». В целом, однако же, не так и много. Зато есть «стучаться в окошки ветром» (а не птицей, что уже хорошо), «и многоточье», которое вдобавок точит (а не воспоминания, что ещё лучше, чем ветер). И, конечно, первые две «строки», которые мы так подробно уже разбирали.

Рифмы. Важнейшая составляющая хорошего стихотворения - «бочка с динамитом», которая взрывает всю строку. Правда, в стихотворении может и вовсе не быть рифм, и ничего. Так что, вспомнив, что просто сам В.В. всегда писал только в рифму, следует принять за первостепенное требование к рифме, что она не должна мешать восприятию стиха. Конечно, хорошая рифма может украсить и даже «вытянуть» весь стих – но может его и испортить, причём не только будучи плохой. «Взрывчатая», модерновая рифма в простом по форме стихотворении будет балластом, который весь кораблик стиха утянет на дно. «Всё должно быть адекватно, зад - соответствовать штанам», как верно поёт наш современник Тимур Султанович. Не понимаю только, зачем я здесь так много пишу о рифме, если с рифмами в данном стихотворении как раз всё благополучно. И если кто-то заметит, что «сериале – плечами» - это не рифма, а «начнётся – смеётся» - два глагола, то, честное слово, пока я не начал «копаться» - а какие же тут рифмы, - я этих нюансов просто не замечал. Скрытые форматом А4 от визуальной их фиксации, скрытые периодически меняющейся схемой рифмовки и другими, вполне удовлетворяющими современным требованиям к рифме – они нисколько впечатления от стиха не портят. А остальные, ненавязчиво, но строго на своих местах расставленные в тексте, очень и очень успешно «работают» на стихотворение.

Всё стихотворение написано в будущем времени – деталь, которая не давала мне покоя, потому что воспринимаются-то все коллизии состояния ЛГ, как сейчас говорят, в «режиме реального времени». Потом пришло понимание, что только так – в будущем времени – и можно было утвердительно и убедительно описать всю последовательность событий. Потому что не найти, пожалуй, более утвердительного глагола, чем «будет». Это звучит как клятва. И даже более, чем клятва. Если, как очень удачно один сетевой автор сформулировал ответ на вопрос, что такое поэзия – что «Поэзия есть заклинание духа», - то именно в формах будущего времени стихотворение звучит как заклинание. И вселяет в читателей уверенность, что, в конечном итоге, всё именно так и будет у неизвестной, но ставшей за эти полтора десятка строк такой близкой им Тани. И у них самих.

litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 220
Из них Авторов: 17
Из них В чате: 0