Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Не бери меня взаймы
Автор произведения: Рослов П.
Дата рецензии: 01.02.17 00:04
Прочтений: 150
Комментарии: 3 (15)
Не бери меня взаймы
Павел Рослов в своем рассказе «Не бери меня взаймы» предстаёт в роли опытного психолога и философа, виртуозно разбирающегося не только в темах любви и ненависти, свободы и неволи, но политики и аполитичности.
Главный герой Сергей Шевцов призван на сборы офицеров запаса. Первоначальное сожаление о пустой потере времени сменяется чувственным романом с местной библиотекаршей, девушкой весьма инициативной и напористой. Банальное развлечение заскучавшей офицерской жены? Тогда ожидается заурядный финал – пофлиртовали, как на курорте, и разбежались без стенаний и соплей.

Только проза Павла Рослова и тривиальность не совместимы. Потому что его произведения многослойны: сюжетная линия, философская и сакральная. Читатель сам решает, на каком уровне ему комфортно. Все останутся довольны, независимо от степени читательского восприятия.

Первые фразы рассказа – явный концентрат действия: лаконичность, динамизм, логическое развертывание событий с выразительным проявлением настроения, мыслей, чувств. Все спрессовано в яркую картинку, но я не успеваю осмыслить поток информации:

« Вот жилистый, маленький и старый Бурмистров - инженер по телекоммуникациям, вот непомерно упитанный Заболоцкий - учитель физики, вот Варин - экскурсовод на ВДНХ, вот сам Сергей - историк - ни их личности, ни их профессии здесь не имели никакого значения. Для прохождения сборов они были изъяты из оборота жизни и спрессованы в один субстрат».

Сразу выложено много имен и описаний различных людей, которых я не могу запомнить и потому, по мере появления в повествовании данных героев, несколько раз вынужденно возвращалась к началу рассказа.


Исторический фон «Не бери меня взаймы» - май 1988 года. СССР времен хронической перестройки в ожидании официального визита президента США Рональда Рейгана. Российский народ уже осмелел настолько, что мог травить анекдоты о «собаке Рейгане», петь частушки о «Тройке» (Райка, Мишка, перестройка), восхищаясь своей отвагой, говорить о политике не только на собственной кухне, но и в общественных местах. Однако откровенное хамство в адрес военного начальства кажется мне не совсем достоверным. Вернее, отсутствие реакции самого начальства на эти «шутки юмора».


«Заболоцкий пробурчал: мол, так оно и есть. Майор сделал вид, что не услышал».


«На утреннем разводе командир роты сказал:
- Сегодня у нас огневая подготовка. Занятия проведет майор Пестов.
- Как, ...издов? - Бурмистров так переиначил фамилию огневика, что рота даже не рассмеялась, а охнула.
- Отставить смех! - скомандовал майор».


«- Что вы все друг на друга валите? - вдруг кто-то зло крикнул из последних рядов. - Военкомат на вас, вы - на военкомат. Где порядок?
- Нашел, где искать порядка!
А потом:
- Не кладите в кашу комбижир!
- Я язвенник, я есть здесь ничего не могу!
- Нужен стол для диетчиков!
- Мне пятьдесят лет, почему меня гоняют наравне с молодыми?
- Товарищи офицеры запаса! - сказал генерал. Все смолкли. - Вопросы по ВУСу я обсужу в военкомате. А на вопросы питания вам ответит майор медслужбы Федяев. Здесь он?
- Так точно...
Генерал и остальные офицеры ушли в ленинскую комнату».


В перестроечные годы «низы» стали смелее, а «верхи» – более демократичными, но не беззубыми. Военный человек – это не только профессия, но и диагноз на все времена, а потому единоначалия и субординацию никто не отменял.
Кстати, для выходцев из Советского Союза никто не отменял и дружбу народов. Я выросла в маленькой южной республике, жизнь научила меня бережно относиться к национальной теме. В рассказе эпизодический ЛГ упоминается следующим образом: «Кучерявый еврей из третьего отделения», «Кучерявый еврей, когда-то спрашивавший у генерала про комбижир», «Еврей продублировал команду», «Еврей вдруг засомневался».
Я понимаю, что автор мудрый и корректный человек, но писательский порыв минимальными средствами написать зрелищную картинку привел его к этой неловкой ситуации.


Любовная линия рассказа представлена классическим треугольником – молодая жена, вечно занятый малопривлекательный староватый муж и случайный любовник.

Людмила – женщина романтичная, жаждущая любви.

«- И все-таки здесь красиво, - сказала девушка, глядя в окно. А окно было забито кроватной сеткой. Сергей снял с полки самую затрепанную, самую зачитанную книжку. Оказалось, что это «Гранатовый браслет» Куприна. Книжка открылась там, где из переплета уже выпадали листочки. Он прочитал: «… может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины...» Сергей еще раз взглянул на мир в окне, забитом сеткой».


Муж героини, майор Пестов, – солдафон, зациклен на военной карьере, перед сном желает видеть жену в форме, учит ее отдавать правильно честь и лазать в окопы.
Я только не поняла автора – это реальная муштра жены-сержанта или намек на ролевые игры: одним нравятся в постели медсестры, другим – Лолиты?!


Сергей Шевцов проходит военные сборы, выбран Людмилой в любовники случайно, методом «тыка». Сергей разведен, ночами ему «снились грязные сны, которые хотелось тут же забыть и не вспоминать никогда». Одним словом, он легкая добыча.

«- Спите? - сказала девушка. - Я тоже буду спать с вами. Меня зовут Людмила».

«- Настенька, - сказала Людмила, - поцелуй дядю. Ему было тяжело нести наши сумки.
Девочка поглядела на Сергея, на маму и побежала к дверям.
- Не хочу! - крикнула она из коридора.
- Тогда мне придется сделать это самой, - сказала Людмила. - Не возражаете?»

«Людмила оттолкнулась от подоконника и подошла к нему. Он погладил ее по щеке, и не потребовалось никакого усилия, чтобы ее длинное тело прижалось к нему».


Только не ждите "клубнички" или бичевания бесстыдной бабёнки. Людмила - одинокая молодая женщина, совесть которой вступает в конфликт с желанием любить и быть любимой. Супруг, однако, ей чужд, не вызывает у нее доверия.

Восточный мудрец и мыслитель Абу-ль-Аля аль-Маари писал, что брак подобен кувшину, стоящему у края скалы: одно неловкое движение и многие часы труда над его созданием могут пойти прахом. И в двадцатом, и в двадцать первом веке в этом отношении мало что изменилось.
Для Людмилы Пестовой тяжела жизнь по стандарту: муж, дети, дом, быт. Ей не удается втиснуть мечтательную душу в жесткие рамки «так надо». Вот и не поднимается рука бросить камень в героиню. Это не согласие с ней, а всего лишь сочувствие и понимание.


Тема дедовщины в армии описана психологически достоверно и пугающе, но без «слюнтяйства» и «слезодавилки». По сюжету шофер Ваня прессует солдата, сильного физически, но слабого духом.

«- Я этого штангиста понимаю. Даже не важна конкретная причина, почему он сегодня стрелял. Довели. При такой силище, какую он накачал, подчиняться хлюпикам - себя не уважать. Вот он в одиночестве на часах накрутил себя и стрельнул в первого попавшегося «деда». Меня забрили как раз в хрущевскую реформу. «Деды» бесились. Я у них был старшим по выключателю, день и ночь стоял возле него на карауле. Обращаться с ним нужно было по полной форме: «Товарищ выключатель, разрешите вас выключить! Товарищ выключатель, разрешите вас включить!» Однажды взбрыкнул. Ну, и сказали мне: «Не хочешь стоять, будешь караулить сидя». Вот и сидел полгода на битых бутылках голым задом.
Он курил «Приму» и сплевывал крошки табака себе под ноги».


Видно, что автор хорошо знает тему, служил в армии, проходил сборы. А потому в повествовании присутствуют такие точные и достоверные детали.


Рассказ Павла Рослова – настоящая триада идеи, сюжета и языка. Говоря об идее, что же автор хотел сказать своим произведением, можно написать не одну рецензию, настолько многослоен этот текст. Хотела бы только напомнить название – «Не бери меня взаймы». Наше общение и связь с близкими людьми связано с рядом факторов. Жизнь – не дорога с односторонним движением, не игра в одни ворота. За все нужно платить. Получив любовь и доверие, нам придётся расплачиваться своей любовью и доверием в ответ, возвращать обратно с процентами. Но берущий от этого не делается беднее, а только богаче, потому что отдаёт заем добровольно.

Сюжет рассказа, форма выражения идеи автора, ошеломляет превращением обычной повседневной «тыквы в сверкающую золотом карету». Все сложившиеся стереотипы разбиваются. Сергей полюбил Людмилу. Людмила потрясена личностью собственного мужа и готова следовать за ним. А майор Пестов оказался не тупым упёртым солдафоном, муштрующим солдат и жену, а живым, мыслящим, преданным человеком, обыкновенным героем.


«Он полез туда только из-за Вани. Потому что он нормальный человек. Вы его Скалозубом прозвали, я знаю, и он знает. Но ведь Скалозубы водили солдатиков под пули, Скалозубы родину защищали. А Чацкие только по балам и по бабам».


Гениальная мысль. Несмотря на серьёзность и глубину, рассказ Павла Рослова читается взахлёб, легко, на едином дыхании. Низкий поклон автору.

litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 224
Из них Авторов: 9
Из них В чате: 0