Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Благодарю тебя
Автор произведения: Рослов П.
Дата рецензии: 04.12.16 23:13
Прочтений: 132
Комментарии: 5 (11)
Благодарю тебя
Критик имеет право воспринимать произведение автора как свое. Это не в смысле нарушения авторских прав, а в интенсивности сопереживания и восприятия ЛГ частью своей собственной личности. Поэтому слова прозаика или поэта о неверной трактовке его детища противоречат самой сущности рецензента.
Критика - это прозрение, говорил Элиот. Трактовать искусство - значит выдумывать его заново. Посему позвольте и мне «перетолмачить» «Благодарю тебя» Павла Рослова – истолковать, объяснить, перевести эту замечательную новеллу с языка авторского на читальский.

Исследую любой текст, привычно выделяя различным цветом ключевые фразы, логические нестыковки, авторские находки, орфографические и пунктуационные ошибки. Уже первые страницы пестрят красными, синими, желтыми и зелёными вставками.
А потом … я оказалась в самом повествовании, как водоворотом меня затянуло вовнутрь: я часть этого действа, невольно становлюсь свидетелем знакомства ЛГ и совершения преступлений, мифическим образом считываю переживания героев. К тому же, я толмач и палач в одном лице. Простите, люди добрые.

О чем же повествует «Благодарю тебя» Павла Рослова?
Кристофер Букер описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, описаны все книги в мире. Драматург Жорж Польти составил свой список из тридцати шести пунктов. Список спорный, но не опровергнутый. Попробую найти аналог. Подходят несколько вариантов:

а) МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ
б) РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ
в) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА
г) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ
д) УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО
е) ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ

Видите, как трудно выбрать. А все потому, что «Благодарю тебя» - сгусток реальной жизни, который невозможно вогнать в искусственно созданные рамки. Потому что живой, дышащий, настоящий.

Описываются события сорокалетней давности: герои, Сергей и Лариса, случайно встретились и не раздумывая «упали в любовь». Девушка изнасилована мерзопакостными людьми. Сергей с другом Вадимом избивают обидчиков, кажется убили кого-то по неосторожности, побег ЛГ и незапланированная встреча после длительной разлуки. Выяснялось, что Вадим женился на Ларисе, растил с нею детей, «в рудном карьере всю жизнь прятался ото всех. Хоть и не было нужды…»
Напротив, Сергей оказался довольно успешен, судьба не обижала, карьера баловала. И в личной жизни не сирота - три раза был женат. Негаданная встреча с героиней, старой растолстевшей и побитой жизнью женщиной…Вот такая насмешка: от девочки-тростинки до бабищи невероятных размеров.

Но вернёмся к началу повествования.

«Кофточка, коленки, животик, трусики, и тугая, упорная девственность, но все это почему-то невозможно сегодня» - вот так юноша, взрослый, неглупый человек, воспринимает новую знакомую. Сю-сю-сю и гормональный выброс четырнадцатилетнего мальчишки? Разве девушка – это «животик с упорной девственностью»? Я понимаю, когда до истерики пульсирует неотвязная мысль: «Люблю, хочу, сейчас» в отношении дорогого тебе человека, а животный порыв страсти к незнакомке или незнакомцу вне моего понимания. Что внезапно приходит, то быстро исчезает. Надолго ли, прочно ли, всего лишь романчик студентика на каникулах в родном городке.

«Ночью Сергей лежал и думал, что хорошо бы привести Ларису в катер, ржавеющий на берегу реки, и там в каютах остались целые скамейки, и сделать с ней так, потом так, а потом вообще так, чтобы не воображала...»
И мне становится понятным, что всякие уменьшительно-ласкательные суффиксы вроде «домик¸ каблучки, пёстренький купальничек» и слова Сергея «чтобы не воображала», такие больные и тревожные от нарождаюшейся нежности и страха перед испытанной лавиной чувств. Это совсем иное, чем завалить согласную девчонку на койке в общежитии.

Сергей и Лариса практически не знают друг друга, но понимают с полуслова. Дождь, укрытие, и «злополучная пуговица оказалась расстегнутой»… Кстати, девочка, действительно, была юной, невинной и неумелой.
А дальше я уже не верю героям, простите, не могу бездумно согласиться, что парень не пойдет ее проводить. Допускаю, что Ларису по дороге домой изнасилуют знакомые ребята. Однако сомневаюсь, что она попытается, хоть и безуспешно, их обмануть как весьма опытная дама. Откуда у неё эти приемы, неужели каждую неделю её хватают и тащат в кусты (((
Ночью происходит последняя встреча Ларисы и Сергея (практически после изнасилования), и снова между ними интимная близость. ..

Слышу настойчивый шёпот сомневающегося Станиславского.

Девочка, в течение короткого времени потеряла девственность, почти сразу же подверглась групповому изнасилованию, напугана этими событиями и дальнейшей судьбой Сергея…
Психологи уверены, что страх перед сексом, характерный для жертв изнасилования, может значительно обостриться, если её партнер будет настаивать на интимной близости, не дожидаясь психологической готовности пострадавшей.
Но Сергей всего лишь сказал, что «надо, Лариса, надо», и девушка согласилась. Надо, так надо.

И вы уверенны, что Лариса готова к сексу?! Была же серьёзная психологическая травма. Нет, Лариса будет шарахаться от близости с мужчиной еще долгое время, испытывая опустошенность, тупость, равнодушие.

Читаю новеллу дальше.

Итак, решив, что он убил насильника Ларисы, Сергей спешно уехал из города и вернулся только через сорок лет. Конечно, надо было исчезнуть от греха подальше, потому что перед законом за смерть мерзавца пришлось бы отвечать как за хорошего. Фемида, говорят, слепа, хоть и подглядывает время от времени из-под повязки на глазах. Но не всем достается её снисходительность.

Сергей не ищет Ларису. Зачем, если есть другие, и кровь надрывно не пульсирует: «Мне без тебя и в жару стыть».
Однако увидев Ларису, ЛГ понимает, что самое яркое и мощное чувство было к той девочке из далекой юности. Горько осознать это на закате дней, оставшись в одиночестве и давно эмоционально перегорев.

Астафьев говорил: « Слова без звука нет. Прежде чем появиться слову, возник звук. Так и в прозе : прежде, чем возникает сюжет, оформится замысел, вещь должна «зазвучать», родиться в душе звуком, оформиться в единую мелодию…Все остальное потом… И горе, если.. мелодия вещи начинает умолкать в душе и рваться»

А в новелле Павла Рослова «Благодарю тебя» не умолкает рефрен: «Хорошо помню, как ты - тонкая, ясноглазая, влюбленная - прошла навстречу мне по крашенному коричневой краской полу, и шлепки прилипающих голых пяток напоминали шлепанье натянутой и отпущенной резинки. Прошла и исчезла - я такой тебя уже не видел, да и не была ты больше такой никогда. Всего лишь прошла навстречу несколько шагов, а оказалось - прошла по судьбе».

Очень достойная проза у Павла Рослова. Автор подключает читателя к своей действительности – можно увидеть действующих лиц и пейзажи, дотронуться до деревьев, различить запахи, почувствовать брызги воды на лице. И услышать музыку повествования.


litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 46
Из них Авторов: 7
Из них В чате: 0