Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: крылья распахнутых окон
Автор произведения: Хен Хултквист
Дата рецензии: 29.06.16 12:49
Прочтений: 130
Комментарии: 4 (21)
крылья распахнутых окон
Крылья распахнутых окон мокнут
под августовским дождём
взлететь бы,

Что это, японское хокку в подражание гениального Басё?
Замечательно точное попадание в настроение.
Чуть запнулась мысль на трудно произносимом “августовском”. В виде японского иероглифа, уверен, это выглядело бы изящнее. Но что поделать, как иначе сказать о конце лета и предчувствии осени – времени совершить уготованный природой перелёт.
Ностальгическое чувство смутно осознаваемой тревоги.

вот только намокшие окна
не в силах поднять старый дом.

Вот и конец изумительной, отточенной японской краткости. В угоду Её Величеству рифме.
Так ли уж она необходима для “настроенческого” стиха?
Так ли уж обязателен этот двойной повтор: “намокшие окна”?
А что если “тяжёлые крылья” или “тяжёлые створки”? Всё-таки “окна” меньше ассоциируются с летящим движением, через них, сквозь них происходит движение взгляда, мысли.
Читатель ещё находится в нерешительности после появления лирического героя в виде старого дома. Насколько тот будет близок по своим переживаниям, созвучен настроению автора.

То ли капли дождя, то ли слёзы
от обиды ручьями текут по стеклу,

Риск банального сравнения, “капли-слёзы”, очень велик, но в пределах толерантности.
Японская точность постепенно уходит, однако. Всё-таки “капли” дождя, скорее, растекаются, нежели текут ручьями. “Струйки”?
Не лишнее ли здесь “от”? “…то ли слёзы обиды ручьями текут по стеклу”.
Преимущества “рваного” ритма можно использовать по-полной.

он стоит сорок лет в одной позе,
хочешь, грязные стены целуй,
хочешь, пинай водосточные трубы,

Становится понятным чувство разочарования и обиды от ощущения бессилия что-либо изменить в унылом и беспросветном существовании этой каменной коробки, покрытой обшарпанной и обесцвеченной временем штукатуркой. Приватизированная “общага” или коммунальный барак советских времён?
Какой уж тут “home, sweet home”.
В этот момент отчётливо представилось, как человек, проживший в этом тоскливом урбанистическом пейзаже (окраина провинциального городка в индустриальной зоне?), и почти оставивший бесплодные попытки вырваться из него, поднимает глаза в набрякшее сыростью небо в ожидании чуда. Вряд ли оно случится, впрочем.
“Пройдёт ещё хоть четверть века и повторится всё, как встарь…”

ласковый ты, жестокий ли, грубый,
любого примет, любому рад,
со скрипом откроет навстречу двери,
холод на улице или жара,
дом всегда вызывает доверие.

Настроение безысходности уже создано, и автор, внезапно, словно спохватившись, что “перегнул палку”, пытается нотками натужного оптимизма “сбалансировать” ситуацию.
Вот и этот убогий дом: ведь живут же в нём люди, ведь находит же кто-то в нём отдохновение от бесплодных скитаний по свету.
Может, стоит просто жить, “уйти в себя”, замкнуться в четырёх стенах, раствориться в этом неприхотливом пейзаже, доверившись тихому течению жизни?
Мне показалось, что тема сопоставления дома с человеком, постепенно ушла в традиционное русло пейзажной лирики. Дом для автора стал важнее внутренних переживаний человека, жизнь которого не состоялась. И этого немного жаль.

Посмотрим, может, в концовке стихотворения авторский замысел прояснится.

Бывает,
он с завистью смотрит на птиц,
а осенью рвётся с ними лететь,
вот только все реже,
все реже, почти
забыл о своей сумасшедшей мечте.

Да, конец стиха вновь погружает читателя в пессимистическую грусть несбывшихся надежд. Вернее, надежд, которые не сбудутся уже никогда.
И виной этому отнюдь не старый дом, а безнадёжно постаревший лирический герой.

Он не узник, смотрящий в окно на синеющие за далёким горизонтом морские края и замысливший дерзкий побег. Кажется, через мгновение он захлопнет намокшие створки – или ставни – и дом больше никогда не позовёт его: “Давай улетим!”

litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 262
Из них Авторов: 16
Из них В чате: 0