Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение: Не спится
Автор произведения: Виктор Батраченко
Дата рецензии: 29.02.16 17:58
Прочтений: 172
Комментарии: 2 (5)
Не спится
Два одиночества

Мне всегда было интересно видеть, как лирическое настроение одного поэта передается другому. Сравнить два отклика на одну и ту же тему, написанные в одном стихотворном ритме и иногда даже с использованием тех же рифмуемых слов.
Можно ли их рассматривать как эскизы к одной картине? Какими нюансами они отличаются и насколько индивидуален каждый из них.

Галина Мальцева торопится перелистнуть день, которые никак не может завершиться.

Затянулся этот день,
Затянул в слепые лужи.

Виктор Батраченко провожает этот день неспешно, наслаждаясь его последними аккордами. Возможно, для него надежда на завтрашний не столь очевидна. Хорошо бы сохранить и этот день тоже в своих теперешних ощущениях.

Завершится этот день
Чаем с яблоком на ужин.

У Галины ночь никак не наступит. Перед ней скучно “телепается” вечер, разглаживающий “складки”, резкие очертания предметов и границы света и тени.

Складки на земле утюжит
Вечер — скучный телепень.

То же самое у Виктора, который подхватил эту метафору и обыграл по-своему, изящным эпитетом.

Синебархатную тень,
Ночь неспешно разутюжит –

Далее ночь становится спутником автора, оттеняя его одиночество и грусть. Скользнувший снизу вверх взгляд устремлен в небо, ближнее и дальнее. Обращенный к звездам, он словно слегка досадует на образы и звуки, мешающие созерцанию неведомых миров, погружению в мечту.

Полуночный пешеход
Прошагает мимо окон…
Самолёт, летя с Востока,
Млечный Путь перечеркнёт…
Снова станет одиноко

Больше в стихе нет “соучастников”. Образы спящих обитателей дома – тоже по своему пытающихся преодолеть это чувство незащищенности – ещё более выпукло передают одиночество автора, дополняя его грустной иронией.

Старый пёс вздохнёт во сне,
Вспомнив встречу на аллее.
Кот прижмётся к батарее.
Отчего не спится мне?

Галина видит в вечере некую грань, отделяющую – нет, скорее, соединяющую – внутренний и внешний мир.

Мир внутри и мир снаружи
Чаще сходятся теперь.

Но самое главное, у неё ночь напрочь отсутствует в стихе как образ. Как у многих из нас, обремененных дневными заботами, ночь всего лишь время для сна, восстановления сил и подготовке к завтрашним “битвам”.
Но лирический настрой никуда не исчез, он просто перенесён на мысленное восприятие завтрашнего дня. Автору интересно, каким он будет. Ей хочется, чтобы он был заполнен снегом, этой соединяющей всё и вся небесной материей. Чистой и непорочной. Символизирующей единство человека и Вселенной. Тоже, по-своему, взгляд, обращённый в космос. С надеждой на постоянство этого единства.

Завтра, угадаю — снег,
Белым тестом все слепляя,
Ноты, провода, сараи,
Щелки между сонных век,
Край вселенной с дома краем,
— Снова выпадет — навек.

У Виктора отношение к дню грядущему более скептическое и вполне философское. Он примет как данность очередной провал “грандиозных планов”. Так бывало неоднократно и почему завтра что-то должно пойти по-другому?
Это примиренческую позицию должны разделить с ним и силы небесные, призванные в стихотворение чтобы подчеркнуть некую предначертанность событий, незначительных, впрочем, перед ликом вечности.

Планы завтрашнего дня,
Как обычно, грандиозны.
Корректировать их поздно…
С пониманьем на меня
Смотрят с верхотуры звёзды,
Тайны Вечности храня.

Галина по другому решает тему одиночества, приглашая читателя разделить с ней одиночество – и взгляды.
Окно в представлении автора – некий символ разделения мира живущих на тех, кто живёт внутренними ощущениями, обращёнными в себя, и тех, кто посвятил себя миру внешнему.
При этом никому не отдаётся предпочтения. И снова, мы наблюдаем философско-отстраненное и примиренческое восприятие действительности.

Все мы, знаешь, за окном,
Кто — внутри, а кто на ветке,
И у нас теперь не редки
Снега ком и в горле ком…

У Виктора оно – в сложности (тайнах) мироздания, у Галины – в кажущейся простоте “лекарства” от жизненных проблем.

От всего дают таблетки
В мире белом и простом.

Её “рецепт” вполне понятен и приемлем большинством “усталых и заблудших”: обрести своё “гнездо”, защиту от всех невзгод, обратиться к своей душе, слушать её внутреннюю музыку и тем достичь если не гармонии, то успокоения.

Залетев в свое гнездо
И укрывшись с головою,
Слушаем, как ветер воет:
Ми-ре-соль… соль-ля-си-до…

Вот так, легко и непринуждённо встретились на одной странице два – таких разных и в то же время, очень похожих друг на друга одиночества.

litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 232
Из них Авторов: 4
Из них В чате: 0