"Болото"
Автор произведения: Afalina
Дата рецензии: 07.01.15 20:22
Прочтений: 243
Комментарии: 5 (54)
"Болото"
Какой-то инопланетный корабль упал в земное болото и лежит. Хотя не просто лежит, время от времени исчезает и появляется, вот что загадочно. А болото – это не просто болото, а силы зла. Описывается деревня, любовь двоих ее жителей, Нади и Федора. Беременная Надя пошла к знахарке, не зная еще, делать аборт или приворожить любовника, чтобы выйти замуж. Колдовство помогает. Жизнь идет, и женщина еще не раз ходит в лес к старухе, чтобы решить свои проблемы. В этом месте становится понятно, что болото питается человеческими грехами, поэтому растет, ширится. В последний приход в лес Надежда сама превращается в старуху, пропадает, и больше ее не видели. А ее сын с инвалидом-мужем так и живут. Только вот свечу за упокой души Нади в церкви нельзя поставить, не горит свеча. Такая вот история, и такая концовка у этой сказки для взрослых.
Теперь о впечатлениях. Непонятно с первых же абзацев. Нам сообщается, что планетяне (надо понимать, земляне?) искали корабль – но откуда они узнали о нем, чтобы его искать? Нам сообщается, что некто был заинтересован, чтобы корабль нашли – но откуда это известно, из каких действий? Фразы брошены просто так, без объяснения, перемежаемые разнообразными описаниями самого корабля. От этого лично у меня создается ощущение мелькания авторской мысли, суеты, калейдоскопа. Искренне пытаюсь понять, о чем речь, и не могу.
Далее идет зловещее и длинное описание болота. Читать трудно из-за избыточности метафор, слишком большого количества прилагательных.
И дальше – вдруг: зло разрасталось, болото поглощало все живое. Почему? Какое зло? Читатель, мне кажется, ничем не подготовлен к восприятию этих сведений. Честно говоря, для меня болото – это просто болото. Если в данном тексте оно какое-то непростое, а злое, магическое и т.д. – из чего это следует? Не успеваю я удивиться, как читаю про души, присылаемые откуда-то на землю для исправления ошибок... Нет, решительно не понимаю.
Ах, вот и объяснение. Оказывается, планета увязла в пороках и кем-то приговорена к уничтожению, но кто-то желает ее спасти. Этот абзац, хочу заметить, написан не литературным, а газетно-журнальным языком с множеством оборотов под общим названием «канцелярит». В сказке, мне кажется, так нельзя. Могу смириться с бесконечно наивными повторениями о добре и зле, даже с запятыми, расставленными не в тех местах. Но с оборотами «определенные гуманные силы», «предоставить последний шанс» и «довольно значительная часть индивидуумов» – не могу.
Весь остальной текст, начиная с истории любви Нади и Федора, более понятен. В конце концов становится ясен авторский посыл: в мире накопилось много зла, оно растет, мы сами его питаем своими поступками, и не стоит поступать как проще и быстрее, призывая в помощники некие злые силы. Как-то так.
Вот что я могу сказать об этом произведении. Автор, безусловно, хотел как лучше, в авторе угадывается добрый человек и гуманист, достойный всяческих похвал. А текст написан неумело, наивно, как будто впервые в жизни. Без элементарного знания внутренней конструкции любых текстов, я уже не говорю о грамотности. Без малейшего умения воздействовать на читателя, предугадывать его эмоции. Много лишних сведений, ненужных подробных описаний, которые никак не работают ни на сюжет, ни на раскрытие образов героев.
Поскольку автор зачем-то направил свой текст на рецензирование, рискну предположить, что автору хотелось услышать чье-то постороннее мнение. Наверное (надеюсь), чтобы в дальнейшем писать лучше. Поэтому я не поленюсь и повторю то, что уже не раз писал здесь, на литсовете. Одного доброго намерения мало. Мало складно придуманной истории, мало фантазии и законченного в воображении сюжета. Нужно просто-напросто уметь писать, и не только как школьники в сочинениях, а так, чтобы читать было легко и интересно. Ведь не для себя пишем. Поэтому следовало бы знать элементарные основы писательского мастерства. Например, можно прочитать об этом какие-то книги, они, наверное, есть в сети.
Представьте художника: он задумал картину, но не владеет основами рисунка, не умеет обращаться с красками. Или представьте композитора, не умеющего ни на чем играть. То же и писатель, автор, сочинитель. Без знания ремесла любой ваш творческий порыв разлетится в пыль при попытке что-то донести до читателя, зрителя, слушателя. И ничего не выйдет, чудо искусства не случится. Во всяком случае, с этим текстом оно (у меня) не произошло.
Написать эту сказку для взрослых можно было так, чтобы не упоминать вообще никакого инопланетного корабля с его подробностями. Начать, например, сразу с мужчины и женщины. И далее ничего не объяснять ни про какое добро и зло, а только показывать необъяснимо растущее болото. И с каждым годом все более широкую тропу в лес, к знахарке. Концовку оставить как есть. Не знаю, как на кого, а на меня это произвело бы гораздо более сильное впечатление, потому что я сам догадался бы, почему все так происходит. Лишние подробности только мешают, лишние объяснения раздражают. Читателю не все нужно разжевывать, ему нужен простор для догадок. Так я считаю, извините.