Рыба-голова
Автор произведения: Agata
Дата рецензии: 24.11.13 23:23
Прочтений: 532
Комментарии: 9 (25)
Рыба-голова
Действие рассказа «Рыба голова» происходит в обычной городской квартире. Роль завязки в истории сыграла не менее обычная бытовая ситуация: героиня приносит домой купленную в супермаркете рыбью голову. Рассказ лаконичный как по объему, так и по стилю. Написан он от первого лица. Прием не редкий, но в данном случае обоснованный – абсолютная субъективность истории здесь играет принципиальную роль в читательском восприятии.
Итак, героиня купила рыбью голову, чтобы сварить ее на ужин. Дома она не положила ее на кухонный стол, а поставила на быльце дивана. Мне это показалось странным – диван не место для сырой рыбы, а «быльце» – слишком узкоспециальный термин, чтобы использовать его в бытовой зарисовке. Но вместо праведного гнева рецензента я испытала тревогу. Это «быльце» гвоздем засело в мозгу, оно стало меткой, чертой, за которой заканчивается «бытовая зарисовка» и начинается нечто мне неведомое, то, ради чего автор написал этот рассказ.
Голова оказалась живой. Тут бы и закрутить триллер, чтобы не только героиня напугалась, чтобы и у меня, то есть читателя от страха волосы на голове поднялись дыбом. Но триллера не случилось. А что случилось? Вроде ничего: рыбья голова не превратилась в монстра, не обросла щупальцами и не заговорила загробным голосом, а девушка не зашлась в крике, не потеряла сознание и не была съедена чудовищем. Вместо этого героиня пожалела рыбу и положила ее в наполненную водой ванну.
Разве может голова рыбы жить отдельной жизнью? У меня никогда не было сомнений на этот счет, а теперь они появились. Я поверила в эту историю. Несмотря на то, что фабула рассказа вне контекста выглядит несколько анекдотично: «женщина видит как голова рыбы водит глазами, начинает реанимационные мероприятия и надеется: «вдруг отрастет». Но в тексте нет намека на юмор, пародийность и иже с ними. История при всей фантастичности выглядит реалистичной, абсолютно серьезной и даже трагичной.
Действительно ли голова подала признаки жизни или девушка из рассказа оказалась излишне впечатлительной, читателю неведомо, да это и не важно. Психология героини, ее реакции, эмоции, поступки понятны и даже предсказуемы. В них нет ничего надуманного, никаких преувеличений и натяжек, поэтому вся история кажется абсолютно достоверной.
Девушка удивляется изменившимся размером рыбы: «Только сейчас я осознала ее размеры. Сейчас – когда мне нужно было ее взять и перенести в ванную. Как я вообще смогла ее донести из магазина?» Девушка удивляется, ей положено – она литературная героиня, а я не удивляюсь, я умудренный опытом читатель, я знаю причину, по которой голова стала тяжелее – ведь из магазина героиня несла кусок рыбы, предназначенный для ухи, а сейчас она взяла на руки живое, страдающее существо.
«Я опустила ее в ванную… я не помню, как переносила ее. Я не помню этих объятий со странной рыбой… точнее с ее половиной… с частью…с головой и ровно отрезанной шеей… но я ее донесла. Она… она была, как рыба в воде… пыталась плыть… и немного плыла».
Жалостных историй про бездомных котят и больных собачек написано немало. Их авторы ходят проторенными тропами, вызывая у читателя не только слезы, но и раздражение. Обычно в таких рассказах авторы с упоением рисуют картины истязаний животных нехорошими людьми, делая свои опусы нелегким испытанием для нервной системы читателя. Я не помню, но возможно и про рыб тоже писали. Но про фрагмент рыбы, про рыбу, которая есть продукт питания…
Маленький рассказик «Рыба – голова» - исключение из правил. Не единственное, наверное, исключение, но все же…. Он не про девушку, которой показалось, что рыба шевельнула глазами, и не про рыбью голову, в которой теплится жизнь. И уж точно не про безжалостных работников супермаркета. Он про жизнь. О том, что жизнь стоит того, чтобы ее уважать и ценить. И любить. Любую жизнь – значительную и не очень, перспективную и угасающую, любое ее проявление, даже слабое дыхание, даже ее тающий след.