Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Произведение:
Автор произведения:
Дата рецензии: 11.10.12 16:12
Прочтений: 678
Комментарии: 12 (127)
Рецензия на научно-фантастический роман "Пари с будущим"

Мне поступил на рецензию роман Тети Розы "Пари с будущим". К этому роману я отнесся с опаской. Потому что я не знаю тетю Розу, а роман большой. Поэтому прежде чем его начать читать, я решил осмотреть файл и место его дислокации с целью определить а не ждет ли меня горькое разочарование? А вдруг роман будет нечитабелен, и вместо азартного состояния "Ухтыачтотамдальше?" меня ждет скука и пустота? У меня уже не то здоровье, что раньше. То есть раньше здоровье не позволяло мне отбиваться от скуки и пустоты, а теперь позволяет, так что все в порядке. Осмотрев роман со всех сторон, обнюхав его и ощупав, я обнаружил следующие любопытные и симпатичные подробности:
1) К роману имеется макет обложки, на коем изображен грозный индуистский демон, и нежная индуистская дама, вероятно богиня. а между ними стоит мужчина 27-30 лет, в белом кимоно с подвернутыми рукавами и штанинами, с палкой в руках, и рюкзаком за плечами.
2) Судя по обложке автором романа является некто Сергей Гомонов. Это обстоятельство заинтриговало меня. Кто такой Сергей Гомонов? Кто такая Тетя Роза? Кто такой мужик на обложке?

Если бы этого было мало для того, чтобы заставить меня читать, то у автора была наготове еще одна заманчивая замануха: галерея героев. Заглянув туда, я обнаружил ряд весьма живых картинок, изображающих персонажей данного произведения. Лица были симпатичны, выглядели бодрыми, энергичными и готовыми к соответствующим приключениям (название манило грядущими острыми нескладухами). Мне стало интересно - что случится с этими симпатичными людьми? К тому же приятно когда автор настолько любит своих героев и верит в их реальность. И вот я открыл файл... Ну, то, что я встрял и придется читать до конца, я понял ближе к середине первой части. Предупреждаю будущих читателей: повествование разворачивается неспешно и очень спокойно, и тем внезапнее на героев набрасываются приключения. Думаю, можно отнести эту особенность к одному из успешных авторских приемов.

Что можно похвалить? Прежде всего это неординарный сюжет. Да, конечно, сюжеты о путешествиях во времени, и связанные с ними головоломные заморочки вроде хроноклазмов, петель и всякого рода парадоксов, не то чтобы приелись, но, мягко говоря, не новы - Уэллс, Лем, Бредбери и мн.,мн.др. Идеи о патруле времени, т.е. о полицейских форсиз, охраняющих исторические ситуации, чтобы неповадно было всяким чокнутым бонапартистам переигрывать Ватерлоо, тоже уже были, по крайней мере само словосочетание патруль времени, болтается в голове уже много лет. Но в данном случае заслуживает внимания способ, которым автор отправляет своих героев навстречу опасностям и приключениям. У тети Розы прокол ПВК обеспечивается с помощью суров и асуров, которые по своей природе спокойно могут перемещаться во времени. Могут, да. Но ведь это фактически боги, им лениво перемещаться. Что же делают технические специалисты в романе? Они фактически запрягают в телегу волка и волкодава, используя психологические особенности этих богов и противобогов. Асуры обожают делать гадости в мире людей, и люди подманивают их, предоставляя такую возможность, то есть осуществляя таким образом своеобразную самодиверсию. Толку от этого никакого, одни гадости как и было сказано, но вслед за асурами, в мир приходят суры - они по своей природе не могут допустить чтобы асуры здесь хулиганили, и преследуют их, как антитело какой-нибудь стафилококк. Ушлые ученые пользуются этим, и заставляют сур переносить во времени виманы (сноска) - с доблестными героями - хрононавтамию.

Итак, способ интересен. Однако, необычны и цели этих "патрульных", в отличие от общей схемы - борьба полиции будущего против террористов из будущего же, которые хотят изменить прошлое, здесь все обстоит несколько иначе. Целью героев "Пари" является охрана и оборона особенно противных тиранов прошлого от Ц.Шихуана до Фиделя, от их же современников. В обществе героев превалирует доктрина, согласно которой, если этого не делать , мир будущего непременно разрушится, причем не просто разрушится а просто в пыль.

Отчего же так получается? Ученые этого хрупкого авторского будущего, презюмируют, видимо, что прошлое нестабильно, и имеет склонность взбрыкивать - создавать варианты отклонений, которые тем не менее все бьют по будущему. То есть, защитив Фиделя от одного покушения надо ждать другого и вмешиваться в ход истории снова и снова, не допуская отклонений от канонического варианта, согласно которому Фидель должен умереть своей смертью. Метода действий героев-патрульных тайная, они скорее, не патрульные, а тайная полиция. Прибыв в прошлое, они вселяются в людей из окружения патронируемого тирана и, вооруженные тайным знанием будущего, действуют согласно заранее отработанного на тренажерах плана.

Самое забавное, и, по-моему, это смело черт возьми, в конце романа его главная сюжетная проблема оборачивается пшиком, и оказывается, что герои, в общем-то хорошие, социализированные, благородные люди, особо проверенные спецслужбами, работали не то чтобы в пустую., а даже хуже - во вред человечеству и самим себе. И есть такой супрафизический негодяй который все это так устроил себе на пользу. Так и вспоминается незабвенная "Орландина" - песня на слова Хвоста и Волохонского:

"Видишь ли, я не Орландина.
Да, я уже не Орландина.
Знай, я вообще не Орландина.
Я - Люцифер!
Видишь, теперь в моих ты лапах,
Слышишь ужасный серный запах?
И гул огня?"
Так завопил он и вонзил свой зуб,
В мой бедный лоб свой древний медный зуб
Сам Сатана!

В самом начале, когда ГГ попадает на секретную базу, где занимаются всем этим сенокосом, с ним происходит необычный случай - на него нападает якобы случайно оказавшийся на свободе асуров. В самом конце этот случай послужит объяснению интереснейшей хронопетли, которая и стала основной причиной событий, описанных в романе. Вообще, попадаешься на авторскую удочку - суры, асуры, ведические имена героев, думаешь: ну, сейчас будет тут какая-нибудь махабхарата. Люди, не ведитесь, индуизм тут и кончается - на сурах и асурах и именах. Но это ничего, в романе есть другие занятные линии.

Впрочем я не прав. Вот хотел еще похвалить автора за тонкую работу с аллюзиями, в процессе которой автор еще и не теряет чувство юмора. Первая часть романа, на мой взгляд, кстати, лучшая - т.к. есть загадка, есть интрига, есть сильные эмоции, а вся вторая часть, если я правильно понял, посвящена тому, чтобы вывести первую часть на чистую воду и объяснить, кто такой Степа, кто такой Денис, что бабушка Дениса на самом деле - дедушка, несмотря на отсутствие известной части тела.

Так вот, по этому поводу, насчет аллюзии на индуистские имена героев, автор, по-моему, очень удачно пошутил. ГГ и его друг - пожарные. Причем энтузиасты. Обожают свою работу. Один из них потом погиб от удушья в задымлении. Так вот он перед этим пошутил: когда они, друзья-пожарные, Степан и Денис, втроем с сильно беременной женой Степана, собирали грибы в лесу, этот Степан нашел мухомор, и съел его, после чего разыграл перед женой - отравление и удушье, - упал на землю, и только что пену не пускал. При этом у него посинела шея, как потом выяснилось от черники попавшей ему за шиворот. Так вот, на мой взгляд это очень тонко - т.к. Степан - не Степан и никакой не пожарный, а вселенный в пожарного разведчик из будущего по имени Шива. Индуистский бог Шива имел в числе прочих титул - синегорлый-нилакантха. Кстати, уж и Денис был не Денис - а Агни, довольно удачное имя для пожарного, т.к. Агни - индуистский бог Огня, и, кстати, этот Агни - тоже патрульный времени, был наделен способностью управлять огнем, как говорили в его пожарном расчете - заговаривать огонь. Вот этот Агни -Денис и есть ГГ, и он очень украшает роман своим недоумением по поводу массовых непонятных событий, которые с ним вдруг начинают происходить. Он расследует непонятности и постепенно приходит к выводу, что он сам не тот, кем себя считает.

Вот честно сказать, этот Денис мне нравился больше. Простой русский паренек, из интеллигентной семьи, пошел в пожарные - он мужественный, сильный, честный, отважный, открытый, умеет любить. плюс еще и с прибабахами - при простой работе у него совершенно бесполезная, но от этого не менее симпатичная любовь к истории. Такой симпатяга - русский парень в огне не горит. А этот Агни , который в нем сидит, вроде тоже ГГ, но не такой. Он сразу признается , что он обыватель, холодная, бесчувственная рыба и т.п., что не мешает ему быть хорошим оперативником. Впрочем, приятно, что Агни с юмором относится к неприятностям которые его преследуют также как и Дениса - эта деталь их роднит. М.б. из-за этого, что привыкаешь что ГГ все время куда-то падает, что-то над ним или под ним рушится, когда героиня погружает его в транс, и в тексте указывается что ГГ "провалился", т.е. в транс, а думается , что, может, опять под ним пол рухнул или стул сломался

К достоинству романа относится тонкая и подробная проработка героев. В т.ч. автор создал совершенно необычного героя - девушку Савитри. Она слепа, но видит экстрасенсорно, причем на 360 град. У нее необычная внешность - дымчатые глаза. Автором дан довольно правдоподобный при такой-то экзотике, психологический портрет этой необычной героини

Что касается меня, мне особенно нравятся книги, из которых узнаешь что-то совершенно новое для себя - то есть когда действительно восклицаешь: ух ты! а я и не знал (я имею в виду, когда узнаешь нечто довольно реальное из фантастического произведения). Из этого романа, я, например, узнал о существовании т.н. Небесного Таро (спешите видеть - во всем рунете только одна ссылка). Герои использовали его для шифровки сообщений, передаваемых под контролем противника.

В общем роман хорош, необычен, легко читается, хотя приходится поднапрячься, чтобы усвоить хронофизические особенности работы героев и их перипетий. Я вот все думал, что же мне напоминает этот текст? По своим темпам он несколько похож на детективы Дюрренматта. Сюжет извивается ленивой толстой змеей анакондой. Кажется: ну чего такого страшного можно ожидать от этой суперколбасы? И вдруг - ррраз! - и вы в кольцах! И бежать уже поздно, впрочем, можно жить и бороться вместе с героями.

Заслуживает упоминания чудесно выписанная сцена казни Че Гевары. По-моему очень сильно написано, вообще вся кубинская часть - неплохо дана, со своим особым тревожным настроением, неплохой передачей атмосферы Гаваны (не уверен что там так все и было, но, по крайней мере, автор создал какую-то свою атмосферу, которая воспринимается, как атмосфера Гаваны).

Окончательно же можно резюмировать - приятно, что автор не надурил, - героические лица героев в романе получили свою роль. Название оправдало себя тоже, намекая, что с прошлым и будущим как ни старайся получить определенность - в лучшем случае выходит лотерея, или, как и было сказано, - пари. Демон, заявленный на обложке, тоже нашелся. Немного остались непонятны парень и девушка на обложке, но, по-видимому, методом исключения, можно предположить что это ГГ и ГГиня, т.е. Агни-огонек (удачно) и Савитри. Таким образом, обложка тоже не обманула.

Не знаю насколько мне удалось передать ту атмосферу совершенно своеобычного волшебства, созданную автором, в которой может произойти все что угодно, даже невозможное, привычное оборачивается шоком, а времена и судьбы сплетаются в тугие спирали. Если вы меня спросите, так все-таки, что нам делать? Читать или не читать, я однозначно буду за то, чтобы вы прочитали, по крайней мере, чтобы я не остался единственным прочитавшим, здесь, на Литсовете, а то и поговорить будет о романе не с кем. Но вы же люди взрослые, самостоятельные... Думаю, вы уже сделали сами, правильный, самостоятельный, положительный вывод. Ну, вы, короче как хотите, а я пошел читать вторую часть... Мне понравилось.

litsovet.ru © 2003-2016
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 457
Из них Авторов: 46
Из них В чате: 0