Дочь Маккавеев
Автор произведения: Шустерман Л.
Дата рецензии: 13.06.12 23:59
Прочтений: 388
Комментарии: 15 (25)
Дочь Маккавеев
Итак , моя морфо , моя первая «несверленная жемчужина».
На первую рецензию можно было взять любое произведение, любого автора, тут у меня ограничений не было.
Почему «Дочь Маккавеев»- возобладала?
Вещь сложная, не обойденная вниманием сильнейших рецензентов.
Иногда процесс рецензирования произведений Шустермана мне напоминает очередь у камня с Мечом Артура. Едва ли рецензирующие его претендуют на королевский престол, скорее , пытаются ответить на какие-то свои созвучные общечеловеческие вопросы.
Ну и остальные же авторы тоже пишут , свое общечеловеческое.
Один из возможных вариантов объяснения подсказала мне физика .В твердом теле центром кристаллообразования становится дислокация — это не дефект, это как бы примесь, нечто новое, по другому ориентированное, что цепляет и притягивает.
Вот и меня эта вещь просто позвала . Вроде как кто-то говорит : «поймешь о чем тут — и будет тебе.... счастье, здоровье». Ну, что обещают в таких случаях, а может и не обещают , а вот надо почему-то, интересно, как решение головоломки .
Вот... пусть это будет игрой. Автор создает мир, что-то там прячет (хранит, конструирует), а я попытаюсь это найти. Тем более интересно, что ищешь не понятно что, но нужное тебе.
Сегодня и я решил побродить по склонам холмов, вид которых навевает элегическое настроение и наводит на мысль, что где-то непременно должен существовать лучший мир.
…. Очень похоже на начало компьютерной игры.... бродилка-в поисках сокровищ и артефактов, - есть шанс найти лучший мир. Может и принцессу спасем , расколдуем или женимся..
ДОЧЬ МАККАВЕЕВ.
 
Вот ее наверное спасать будем.
Что известно, о маккавеях?- народ, упоминаемый в Библии,
Три книги Макавеев — вошли в апокрифы Библии.
Кроме того,в церквях поминают семерых братьев-мучеников Макавеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру.
О ком и о чем здесь пойдет речь?
Продолжаю идти по ключам.
«Приобретут же они весь мир…»
Из знаменитого манифеста
Странно, что фраза , про пролетариев, которым нечего терять кроме своих цепей-оков приведена не полностью и без концовки звучит почти по-библейски. Где-то уже встречалось? Правда?
Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» II.
Итак, вероятно, речь будет идти об истинных и ложных богатствах. Ведь эпиграф, как и название ,несут в себе квинтэссенцию идеи грамотного автора. Ну а цепи? Возможно, будет и о них, но в особом ключе.
Освободиться от цепей ,найти богатства и расколдовать принцессу. Неплохой квест.
«Земля, текущая молоком и медом. Наверное, какой-нибудь древний циник, разглядывая унылые холмы Ханаана и сравнивая реальность с недавними посулами вождей, придумал этот метафорический топоним»,
Главный герой ходит по холмам и размышляет об истории...Я бы сказала с легкой иронией, и немудрено- конфликт реалий и мифологии ,в которой ...
«..даже самые незначительные древние события, к тому времени почти истершиеся из коллективной памяти народа, приобрели исполинские масштабы и происходили не иначе, как при непосредственном участии космических сил.»
Без сомнения, речь тут идет о античной и библейской мифологии, повлиявших на культурное нравственное развитие народов мир мира.
Почему? Зачем эта тяга к преувеличениям или это все исключительно метафорично? Нет не только.
«Тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее», сказал Дж. Оруэлл.
Каким образом контролируется прошлое ? Оно описывается и фиксируется и таким остается в памяти поколений. Появляются мифы, эпосы , легенды и истории.
"Мифология описывает всевозможные системные конфликты и  эффективные способы их решения. Это - семейный ролевой сценарий, со своими отцом, матерью и детьми, это - архетипы реальности и поэтические метафоры эмоциональных состояний. В мифе о сотворении греческого мира зарождается система, структура организованного миропорядка из хаоса. Бог (верховный) устанавливает закон, единый для всех, он во главе иерархической пирамиды со строгим делегированием функций. Его приближенные олицетворяют, все силы, которые  несут божественную искру осознания и смысла реальности.  Боги закрепляются в сознании в своём диапазоне проявлений, становятся узнаваемыми, а значит - предсказуемыми." 
Для чего нам предсказуемость? Видимо, так устроена человеческая психика, неизвестность нас пугает.
Вернемся к повествованию,
«Впрочем, откуда у кочевников тяга к метафорам и вообще к литературе? Историки утверждают, что Библию писали вовсе не в Ханаане по горячим следам, а в Вавилоне по прошествии многих столетий. Именно тогда во время послеобеденных прогулок по аллеям садов Семирамиды бородатые иудейские мудрецы, соревнуясь друг с другом в красноречии и тут же приказывая следующим по пятам слугам записывать наиболее удачные перлы,....»
Когда я читала эти строки, внутренне изумляясь обширности возможности познаний о внешнем мире, у меня вдруг всплыли другие стихи. Не «семирамидные».
Там, возле рек вавилонских,
Как мы сидели и плакали.
К нам приходили смеяться:
«Что вы сидите и плачете?
Что не поёте и не пляшете?»
Ерушалаим, сердце моё!
Что я спою вдали от тебя?
Что я увижу вдали от тебя
Глазами, полными слёз? ( 136 псалом, перевод Кима)
 
Псалом «На реках вавилонских» представляет собой песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима . Первая часть псалма выражает скорбь евреев о потерянной родине, 
Его можно понимать, как скорбь христианина, из-за своих грехов и страстей удалённого от Бога, ставшего пленником своих страстей и пороков.
 
Если связь с темой Главного Героя, который
«Четверть века назад ... прилетел в Израиль в надежде обрести новую родину взамен старой, оказавшейся слишком неудобной для жизни. Но что есть «родина»? Заключает ли это слово большее, нежели ностальгию взрослого по детству — эпохе, когда жизнь представлялась бесконечной, а каждый день сулил радость необычайных открытий?»
И вообще увяжутся ли разрывающие сердце строки псалма и ГГ, который , конечно, вспоминает Родину , но без надрыва. А если поискать?
136 псалом был востребован в культуре
Наиболее известное музыкальное переложения псалма:
Va, pensiero (Набукко, Верди) один из гимнов Возрождения, рассматривавшийся в качестве кандидата на гимн Италии.
Он близок к теме Главного Героя....
Лети, мысль, на золотых крыльях;
лети, отдыхая на горах и холмах,
туда, где воздух напоен теплом и нежностью,
сладостным ароматом родной земли!
Поприветствуй берега Иордана,
разрушенные башни Сиона…
О, прекрасная утраченная родина!
Дорогие, роковые воспоминания!
Вот эта поэзия боле созвучна теме ГГ и его воспоминаниям детства. Даже неплохо иллюстрирует начало повествования. Теперь о воспоминаниях.
Очень трогательное описание ловли майских жуков, (которые в эзотерическом толковании являются символ успеха в коммерции).
Пойманных жуков я сажал в коробочку или в банку, потом привязывал их за лапку ниточкой и выпускал полетать."
В такие минуты ГГ, вероятно казался себе маленьким богом, летящим в колеснице, запряженной крылатыми существами. Феерически красиво.
И это уже мифология детства, личной истории.
Но любая связь, всегда, как минимум, двусторонняя. Воспоминание о жуках не только самое яркое и светлое — ГГ в жизни встречается с инверсией этого образа, принимая в чужой стране за милых сердцу жучков шершней. Проследите - нить или цепь - связь осталась. Дорогие и роковые воспоминания. Потому что кажущееся знакомым не есть таковым.
"Меня охватил ужас, который почти сразу сменился неким щемящим чувством, похожим на обиду обманутого ребенка. Я еле удержался, чтобы не заплакать. Позже, размышляя об этом случае, я понял, что испытал не столько обиду, сколько тоску по чему-то потерянному безвозвратно. Может быть, по родине... Не удивительно ли, что та часть родины, о потере которой я искренне сокрушался, оказалась в конце концов лишь майским жуком? И еще я подумал, что это был страх. Страх перед новым неведомым, в сущности, миром, где мне теперь предстояло жить, но где, казалось бы, совершенно знакомые звуки и образы могли означать нечто иное, непривычное и даже опасное."
Да, именно , страх неведомого несет ту печаль, от которой мы бежим.
По жизни над личностью воспаряют не только простые птицы, но (как говорят легенды) и вещие: птицы Радости и Печали, Сирин и Алканос. Под сенью их крыльев и живут люди. Именно они накладывают эмоциональный отпечаток та тот или иной период человеческого пути .
Эмоциональная доминанта не зависит от возраста, я видела сколько угодно жизнерадостных стариков и угрюмых младенцев с патиной веков на радужках глаз.
Что является показателем эмоциональной лабильности и способности быстро восстанавливаться из любой критической ситуации - это умение удивляться и радоваться простым вещам. Вот это удивительное качество свойственно детям и некоторым счастливым душой, блаженным существам.
Далее следует часть повествования связанная с «родительскими гробами» - и пуповиной, которая связывает нас с Родиной, блестяще раскрытая другими рецензентами.
Вообще, хочется отметить, что это произведение очень музыкально, оно как бы пронизано некоторыми темами, которые звучат и перетекают одна в другую.
Вот тут мне опять слышится тема майских жуков. Вот эта веревочка, она нам помогает или мешает.
И еще, Родина, это не только географическая точка связи пуповины с землей,
это в некотором роде место пополнение силы для человека.
Лет пятнадцать назад я впервые побывала в чудесной стране «молока и меда» без гиперболизаций и преувеличений .Достаточно прикоснуться единожды ,ее сладостный аромат навсегда останется в вашей крови , заменяя гемоглобин или какие -то очень важные элементы. Я говорю о Италии. Возможно, это мой личный Иерусалим.
Три недели праздника и чуда потом возвращение. Я забрала у сестры солнцезащитные очки ПОЛИС и, выходя на улицу в Киев ,одевала их. Не потому, что так было стильно, а потому, что контраст был слишком сильным. И не столько в экономическом ,сколько в эмоциональном плане. Дышится там по-другому. «А не надо путать экскурсию с эмиграцией», возразит мне скептик. Да , не надо, - соглашусь я, но по-первах я чувствовала себя чуть ли не предательницей. Родина тебе рылом не вышла? Не угодила? Это все воспитание молодежи. Не та молодежь, Ой не та).
А во-вторых время все ставит на свои места, контрасты не были столь разительны , и домой возвращалась с радостью.
Наверное этот вопрос каждый решает сам. Любой зоолог подтвердит, чем моложе особь , тем легче переживается смена ареала ,. НЕКОТОРЫЕ ПРЕКРАСНО ЖИВУТ И РАЗМНОЖАЮТСЯ в неволе, некоторые просто существуют, без плодоношения - игрушки в клетке.
Это животные. А птицы? Которые в теплые края летают на зимовку, ну как мы за вдохновением. Что-то их тянет обратно? Оттуда где тепло и корма полно. Компас у них внутри и вектор движения направлен к месту, где они родился. Какие -то невидимые цепи или все таки связи?
Пока ответа как-то не определен, то есть, исключительно индивидуален — «все в пределах совести, совесть — в пределах Библии , а Библия в пределах знания « (с) пойдем далее по ключам...
Золотая арфа древних пророков,
почему, немая, ты висишь на вербе?
Пробуди память в сердце,
расскажи о былом времени!
Пусть прозвучит твой стон,
столь же горький, как судьба Иерусалима,
пусть Господь внушит тебе мелодию,
которая даст нам силы страдать!
(окончание 136 псалма , ва пенсьеро)
Арфа — символ воплощения чистоты звука. . Как и лира, арфа символизирует в соответствии с пифагорейской философией мировую гармонию. Она являет собой мост между небом и землей. Ее форма - мистическая звуковая лестница, соединяющая горний и дольний миры.
Является атрибутом царя Давида: через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти заповедей. Арфа также символизирует циклическое развитие мира.
«Помянув Царя Давида и всю кротость его» вернемся к к тексту и попробуем найти вместе с ГГ золотую арфу.
Вслушаемся :чистота, гармония, связь земного и небесного, циклическое развитие мира.
«Не достойны ли жалости многочисленные мужчины и женщины, в силу бесталанности вынужденные довольствоваться тем немногим, что предоставляет им убогая родина? Вот, кстати, великолепный экземпляр, будто созданный для иллюстрации моих мыслей — религиозная еврейка, не достигшая, пожалуй, ещё и двадцати лет»
 
ГГ наблюдает за ней, несущей в себе сочетание уродства и красоты. Затем происходит буквально мистическое преображение, сродни тому, что являлось апостолам. Очень красивый и волшебный эпизод, алхимия переданная словом.
….будто в небе вспыхивает беззвучная молния, отсветы которой падают на девушку. Бледность сменяется золотистым загаром, дефекты кожи исчезают бесследно, черты лица становятся тоньше и благороднее, в глазах появляется торжествующий блеск, а в осанке — грациозная горделивость, может быть, даже надменность. Так выглядят женщины, совершенно убежденные в неотразимости своих чар. Кажется, еще немного, и она воскликнет: «Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Что лилия среди терний, то я среди красавиц земных, встреченных тобою прежде».
Думаю, ГГ бродя по священным холмам искал чуда и он его нашел, потому что был по-детски открыт, он был готов увидеть чудо.
Красота спасет мир ...Физическая? Духовная? Нарцисс- символ самовлюбленности.
Лилия — символ чистоты и близости к божественному.
И как ответ американскому памфлетисту, цинично распекающий «некрофильский оттенок» верности к отеческим гробам и любви к Родине.
Рече безумный враг в сердце своем: человека изжену от едемскаго селения,взыду и буду дух лживый во устах змия, и женою изжену мужа ея;но якоже отстоит небо от земли,тако отстоят судьбы Божии от твоих, окаянный льстец, мыслей;не возносися о падении жены, Жена сокрушит твою главу,ты злоковарством твоим изрыл ей пагубную яму,но сам со всем темным воинством твоим впал еси в сеть смирения Ея.
(52 Псалом Богородицы)
В слове смирение есть слово мир, значит смиренный человек должен быть со всеми в мире. …Русская этимология - смирить, смирение и т. п. - сближено с миром.Я не знаю как вам, меня просто потрясла простота и красота образа и глубинный трансформ героини. Вот она, принцесса -воин, которая все таки нашлась.
Та самая Золотая арфа - истинная ценность, цель и смысл пути к своей душе.
И 52 псалом , который в отличие от ультраортодоксальных церковных представлений о женщине, как о сосуде греха , приспешнице лукавого и виновнице грехопадения , дает образ ЖЕНЫ побеждающей зло смирением и чистотой.
Она так счастлива красива и сильна, она - царственна потому, что она пребывает в месте, питающем ее .За это можно не задумываясь отдать все, это в крови... даже если за это " девушка осталась бы лежать там, окровавленная и покрытая грязью, с остекленевшими глазами, но всё с той же восторженной улыбкой на детских устах. ", борясь за свободу земли, ее вскормившей.
Очень тяжело найти на планете более благоприятное для функционирования индивида место, чем то, где он был рожден.
Можно создать все условия : экономические, психологические , иные, но если человек помнит свою Родину, если он не может быть счастлив вдали, наверное это птицы виноваты. Те самые - радости и печали, которые его окрыляют или та из них, которую он больше собой кормит.
Дочь, несомненно, прекрасное дополнение в галереи женщин-воинов, которую создал автор . Они все воины : Хатитжа , и Шахразада , и другие.
Мне, как женщине, очень импонирует такое отношение автора к своим «дочерям» .
Эти персонажи героичны и эпичны...Магда, убивающая детей - Медея, Хатиджа - трагическая Юдифь, Шахразада - Ариадна ведущая себя по лабиринту смерти нитью повествования.
У каждой из них личная война ,и , не зависимо от исхода ,они вызывают восхищение какой -то неженской силой при внешней хрупкости и мягкости.
Теперь о крови Агасфера.
Возможно, Леонид только вложил в уста своего ГГ размышления и они не имеют к нему отношения. Но мне захотелось, не то что бы вступиться за ГГ, просто высказать свой взгляд на корреляцию параметров крови и духовности.
Электрический ток, поток заряженных частиц , электроны носители отрицательного заряда, они позитивны или негативны? Но что мир без них?
"Мы с ней, наверное, и не принадлежим вовсе к одному народу, и именно поэтому я ощущаю себя на этой земле таким же пришельцем, как и в любом другом месте. "
Роль ГГ в накоплении и перенесении определенных зарядов - энергий, а задача автора - их трансформ. В созданных образах столько крылатости силы духа и красоты,что вопрос о составе лимфы как-то и не важен. Человек ,способный видеть необычное в обыденном , захватывать этим других , не может быть чуждым этому миру. А холодность крови ...она необходима для точности и беспристрастности в отражении красот и истинных ориентиров Вселенной ,ее мнимых и истинных ценностей.
Вот наша бродилка-стрелялка закончилась. «Гэйм Овер»?
Можно ли переходить на следующий уровень?
Это читающие решат для себя сами, если захотят самостоятельно пройти по земле «молока и меда» и найти свою золотую арфу , читая «Дочь Маккавеев» Леонида Шустермана.
Литература:
Статья "Зачем мифология современному человеку"
"Энциклопедия мифологии"
http://godsbay.ru
Материалы Википедии - псалом 136
Псалтырь и молитвы БОЖИЕЙ МАТЕРИ , Издательство ЗАО "Траж-151",2005г.
Леонид Шустерман "Дочь МАККАВЕЕВ"