Вишневые "Камелоты"
Автор произведения: Алёна Подобед
Дата рецензии: 09.05.11 22:55
Прочтений: 365
Комментарии: 4 (8)
Вишневые "Камелоты"
Среди прозаиков редко встретишь перебежчика, застолбившего себе местечко в стане поэтов. Годами пишут они свои «кирпичи», в отличие от шустрых коллег по перу, которые играючи за минутку стихо складут, а за полчаса могут и поэмой удивить.
В любое время, даже самое что ни на есть дачное, поэт «угостит» вас «новеньким», а понадобится напомнить друзьям-товарищам свое «старенькое», так оно тут же в одном из карманов на бумажке написанное.
Как не позавидовать? У прозаика «новенькое» появляется раз в пятилетку, наизусть его в жизни не выучишь, а если и придет прозаику в голову распихать «старенькое» по карманам, то, выйдя и дома в таком виде, он рискует навлечь на себя нехорошие подозрения.
Возможно, прозаики могли бы оставить свое неблагодарное дело и переключиться на стихосложение, но они остерегаются это делать. Мне кажется, они боятся поэтов. В отличие от прозаиков поэты очень мобильны, и как только появляется новое стихотворение, они все слетаются его читать. А если стихотворение вдруг напишет прозаик, то поэты слетаются с целью уличить автора в использовании глагольных рифм. А как без них прозаику? Прозаикам намного удобнее жечь сердца людей глагольными рифмами, чем йотированными. И понятнее.
Поэты же, напротив, совсем не боятся прозаиков. По этой причине редкий поэт не пытал счастья в прозе. И прозаики их не трогают. Ведь пока прозаик соберется прочитать, пока сообразит, что сказать, поэт уже успевает накропать новый опус и всё. Поезд ушел.
Сегодня у меня есть шанс выразить мнение прозаика о прозе, написанной поэтом. Алена Подобед предложила на рецензию вещь под названием «Вишневые камелоты». Вещь небольшая. Поэты вообще избегают масштабных проектов и не замахиваются на романы и повести. Любопытно, что автором не указан жанр произведения. Либо это сделано умышленно по причинам мне неведомым. Либо автор испытывал затруднения с его определением.
Ну что ж, попробую восполнить этот пробел.
Самый популярный жанр малой прозы – рассказ. Традиционно он имеет небольшой объем, малое количество героев и одну сюжетную линию. По первым двум пунктам – «Вишневые камелоты» отвечают требованиям, но сюжет как таковой там отсутствует. Значит, всё-таки не рассказ.
Для того, чтобы счесть «Камелоты» эссе, необходимо совпадение по четырем пунктам: небольшой объём, свободная композиция, выражение индивидуальных впечатлений и соображения автора по конкретному поводу.
Ну что ж, как говорил киногерой в кинокомедии: «Будем искать!».
То, что произведение прозаическое и оно невелико по объему, поверьте мне на слово. А еще можно прочитать текст и убедиться в этом самому.
Далее ищем свободную композицию и находим ее. Алена Подобед предпочла следующую структуру:
Небольшая предыстория события, где мы знакомимся с ЛГ – деловой женщиной, жительницей мегаполиса. Утренняя спешка, рутинные обязанности матери семейства, дела, которые заставляют ехать на другой край города.
Событие – встреча в метро с девочкой в вишневых камелотах и ангельскими крылышками за плечами.
Последствие события – ЛГ судорожно пишет стихи на бумажке и вручает их девочке-ангелу.
В финале резюме, роль которого выполнили стихи.
Впечатление от встречи с необычно экипированной девочкой налицо.
Но рассуждений по конкретному поводу не обнаружено. Значит, не эссе.
Остается еще один вид прозаической миниатюры, а если точнее, художественной публицистики. Это – зарисовка. Пунктов здесь немного. Описательный характер и преобладание образности над информационностью.
В «Вишневых камелотах» я обнаружила и то, и другое. В качестве доказательства приведу цитаты из текста:
«В вагон вошла и встала напротив меня девочка лет семнадцати - хрупкая, маленькая - в здоровенных вишневых "камелотах" под колено, наушники от плеера большущие на голове, сумочка с кисками и мишками, шейка и плечики закутаны в клетчатую шаль,
а под ней туника белая (чуть попку прикрывает - совсем уже не по погоде)
...!!!и белые-белые крылья из перышек и пуха ...на резиночках...!!!
Ангел!!!»
«Ангел грустным стал... губки надул, глазки потупил.... Опустился на сидение рядом со мной, носы башмаков внутрь завернул, нимб c наушниками поправил, крылышками повел и затих...»
Описание не отстраненное. Оно отражает впечатление автора. Автор не ставит цели проникнуть во внутренний мир девочки-ангела, не прогнозирует ее будущее. Читателю предлагается только ее внешний облик, но это «портрет» написан материнской любовью.
Небольшая, яркая, эмоциональная зарисовка Алены Подобед о том, что в таком обыденном месте, как метро можно встретить ангела. Что такая встреча обязательно состоится, если о ней мечтать, если ее ждать. Если уже написаны стихи…