Произведение: Ото всей нашей недолюбви...
Автор произведения: Наталья Стародубцева
Дата рецензии: 05.04.11 00:57
Прочтений: 284
Комментарии: 0 (0)
Ото всей нашей недолюбви...
Рецензия на стихотворение Натальи Стародубцевой
"Ото всей нашей недолюбви..."
Ото всей нашей недолюбви пахнет копотью:
Погребальным костром на предсердии ноября.
Мне б руками в него, да по самые локти, и
С дикой жадностью в память заглатывать не жуя,
Только где уж мне – ветер бесстыжий игрив и смел,
Не угнаться и не ухватить гул его крыла,
Разнесет по окрестностям пепел твоих новелл,
Что ни глянется: это на солнце блестит зола.
Признаюсь сразу: к творчеству Натальи Стародубцевой я отношусь небеспристрастно. Ее рассказы и миниатюры, даже самые ранние, давно считаю сильными образцами современной малой реалистической прозы. К стихам же своим Наталья относится критически и со здоровым чувством юмора, называя их "стихосложенческими пробами". Тем интереснее для меня попытка рецензии не на признанную и востребованную ее прозу, а на одну из "пробных" поэтических работ.
Бытует мнение, что настоящий писатель либо талантливый прозаик, либо прекрасный поэт - либо редкий гений. К попыткам сочетать в своем творчестве то и другое (поэзию и прозу) относятся порой настороженно. У меня свое мнение на этот счет. Стихи и проза затрагивают разные сферы. Стихи - это лирика, в них выражаются чувства. Проза - это эпос, передающий жизненный опыт. И как в жизни каждого человека гармонично сочетаются определенные события с их внутренним переживанием и осмыслением, так и в творчестве писателя закономерно появление стихов наряду с прозой. Это мое стойкое убеждение.
Поэтому не будем упрекать сильного и установившегося прозаика в невольном поэтическом проявлении своих душевных и эмоциональных движений. Лучше попытаемся внимательно прочесть и прочувствовать робкое стихотворение, поверенное нам в его беззащитном простодушии.
Хочется отметить: у Натальи своеобразная лексика. Я заметила это еще на примере ее первых рассказов. Н. Стародубцева склонна к употреблению длинных предложений со сложным строением и авторскими знаками препинания. Это составная часть самобытного стиля, делающая ее творения узнаваемыми. Наталья переносит эту особенность и в стихи. Радуют нетривиальные рифмы, принадлежащие к разным частям речи и составные. Вообще, по форме сразу ощущается рука не-новичка в литературе.
Стихотворение представляет собой развернутую метафору. Полузабытое, но еще тревожащее чувство лирической героини (выраженное словом "недолюбовь") сравнивается с "погребальным костром", который догорает и разносится ветром, оставляя "по окрестностям" серую холодную золу.
То, что этот костер имеет прямое отношение к чувствам героини, выражает и слово "предсердие" во второй строке. "Ноябрь", неразрывно связанный с "предсердием", отмечает охлажденность, упадок этих чувств. Запах "копоти" усиливает ощущение безнадежности. Однако в ней нет трагизма. Чувствуется усталость от давно исчерпанного и тяготившего и потребность в трудном, но спасительном освобождении. Как земля осенью просит покоя, временного забвения, так и сердце требует очищения и восполнения. Однако избавиться от прежнего, пока оно еще горит в тебе, не так просто. Иногда хочется остановить необратимый уже процесс! И костер, распространившийся на палую высохшую листву, вновь локализовать лишь на собственном сердце. Отсюда рождаются парадоксальные в своей нелепости и образности строчки: "Мне б руками в него, да по самые локти, и / С дикой жадностью в память заглатывать не жуя"! Но это скоро проходит. Как бы ни цеплялись разум, память, эмоции, чувства, привычки - душа продолжает движение своей дорогой. И лирическая героиня выдыхает - не то с сожалением, не то с облегчением: "Только где уж мне..."
Скажу несколько особых слов об образе ветра в стихотворении. "Ветер бесстыжий игрив и смел, / Не угнаться и не ухватить гул его крыла..." Он оформляется, одушевляется и наделяется непривычными, свежими, но чрезвычайно уместными эпитетами. Именно ветру в стихотворении отводится роль того, кто, наконец, совсем погасит мучительный и бессмысленный костер - "разнесет по окрестностям пепел твоих новелл..."
Поскольку стихотворение короткое, оно чрезвычайно емко и останавливает внимание буквально каждым словом. Вот и теперь: при вдумчивом прочтении сам собой возникает вопрос - почему "новелл"? И напрашивается ответ: не потому ли, что чувство являлось "недолюбовью" не только на своем заключительном этапе, но и с самого начала? Существовало ли оно в реальности? Не было ли выдумано лирической героиней в ее естественной человеческой жажде взаимности? Не было ли само это чувство "новеллой"? На мой взгляд, слово "новелла" как нельзя лучше подходит для обозначения таких выдуманных чувств. Ведь "новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка". Вряд ли героиня выдумывала свое чувство каждую секунду жизни. Скорее всего, она жила, время от времени обращаясь к этому вымыслу, поэтому и выходил не роман, а череда новелл - коротких, будоражащих чувство, интригующих воображение и приобретающих самые неожиданные повороты. Чтобы не стало скучно. А поскольку героиня всегда помнила о том, что не живет, а лишь выдумывает себе чувство, уместны и "нейтральный стиль изложения", и "отсутствие психологизма".
И вот - все заканчивается. Заканчивается ли? Наверное, нет. Наверное, и это только очередная "новелла" - на этот раз, о завершении. На такую мысль наводит заключительная строка: "Что ни глянется: это на солнце блестит зола". Понравилось это "что ни глянется". Тоже очень индивидуальное, очень узнаваемое у данного автора. И, конечно, написанное не без умысла: не со значением "куда ни гляну", а именно "что ни глянется", то есть что ни притянет взгляд. Одна эта фраза уже выражает небезразличие героини. Зола у нее не серая и холодная, как показалось нам на первый, поверхностный взгляд, а "блестящая". Зола для нее дороже всех сокровищ. Потому что таит в себе надежду: а вдруг случайная искра чудом выживет даже в этом разметавшемся пепле? А вдруг?.. Так что, пожалуй, это далеко не конец. А значит, будут свежие "новеллы" и новые стихи.
Но вот и время подводить итоги. Я читаю много хороших стихов. И если сравниваю стихотворение, то только с эталоном. Поэтому будет грубой лестью, если я скажу, что это стихотворение причастно самой высокой поэзии. Но автор, кажется, и не претендовал на такое признание? Главное - стихотворение "зацепило", не оставило равнодушным, натолкнуло на размышление, вдохновило на анализ. И рецензию эту я писала легко, быстро и с удовольствием. За что Наталье Стародубцевой - большое спасибо, ведь удовольствие интеллектуального и творческого труда ни с чем не сравнимо.
А технические огрехи всегда можно поправить.