Найдёныш
Автор произведения: Правдина О. А.
Дата рецензии: 01.04.11 23:44
Прочтений: 296
Комментарии: 6 (13)
Найдёныш
Не секрет, что случившаяся в реале история способна впечатлить и вдохновить автора на написание рассказа. Сочинить историю дело непростое, а случай «имевший место быть» не только представляет собой готовый сюжет, он соблазняет авторов своей подлинностью, вселяет уверенность, что вещь, написанная на основе факта, имеет больше шансов вызвать читательский интерес , сопровождаемый читательским же доверием.
Сама по себе реальная история есть не что иное, как «случай». «Случаи» мы узнаем от соседей, коллег по работе, друзей и родственников. Цель рассказчика – удивить, поразить, насмешить или просто информировать собеседника. Но если случай ложится в основу рассказа, он неизбежно обрастает художественными подробностями, а его документальность утрачивает свое значение. Происшедшая в реальности история перестает быть самоцелью и превращается в повод для размышления. О чем будут эти размышления зависит от авторской идеи и поднятых им проблем.
Рассказ «Найденыш» Ольги Правдиной тоже написан по следам события, имевшего место быть.
Время действия -голодное послевоенное время. Мать отправляет своего восьмилетнего сына к родственникам в деревню, чтобы он отъелся за лето. Ребенок уснул в кузове грузовика и выпал из машины на полном ходу. Грузовик уехал, а мальчишка оказался в незнакомом месте без денег и вещей. Несмотря на драматичное падение, исход у этой истории благополучный. Мальчик отшиб бок, но спустя несколько минут уже играл в футбол с деревенскими ребятишками. Его приютили добрые люди, и герой рассказа, что называется, хорошо провел лето.
Несмотря на заявленную документальность, эта история не вызвала у меня доверия. Не то, чтобы я усомнилась в том, что мальчик мог выпасть из грузовика или меня удивило радушие и доброта жителей послевоенной деревни. Вовсе нет. Проблема моего недоверия в авторской подаче материала.
Во-первых, трудно понять, на кого ориентировано данное произведение. Дети не найдут в нем занимательных приключений, ярких событий, а взрослых непросто заставить внимать рассказу ребенка.
Автор выбрал самый сложный прием для повествования – рассказ от первого лица. Словарный запас восьмилетнего мальчишки по определению не может быть богатым. И автор, стараясь сделать речь рассказчика максимально достоверной, невольно ограничил себя в выборе выразительных средств. Интонация и лексика малолетнего мальчика оказалась неспособной донести до читателя ни его психологические переживания, ни атмосферу послевоенной деревни.
Герой выглядит совершенно индифферентным по отношению к тому, что с ним произошло. Оказавшийся в незнакомом месте среди чужих людей он не переживает и не беспокоится о своей участи. А в последствии, будучи окруженным заботой приютившей его семьи, не вспоминает о матери, не скучает по ней и не волнуется за нее. Это более чем странно, так как в самом начале автор подробно и трогательно рассказал о его любви к матери.
Не менее странно, что принявшие участие в судьбе Найденыша люди обошлись без вопросов. Они не поинтересовались, каким образом мальчик оказался в их деревне, не выяснили у него, кто его родня и где его дом. Такое поведение кажется непонятным, и вместо напряжения (найдут ли мальчика его родные) читатель испытывает недоумение.
Финал рассказа показался скомканным. О том, что ребенка нашли родственники, автор пишет скороговоркой, таким образом, развязка истории оказалась не прописанной и невнятной. А эпилог, в котором герой, приехавший в ту же деревню на следующий год, не смог найти своих благодетелей, пугает неуместным мистицизмом.
«Случай из жизни» на данном этапе не обернулся художественным произведением, но вполне может им стать. Для этого автору надо понять, что основанный на реальных событиях рассказ не должен быть репортажем с места события. Ему необходимо отойти от хроники и определиться с идеей будущего произведения. Что произошло в душе героя, оказавшегося вдали от родных? Как повлиял этот случай на его характер или мировоззрение? Для чего-то автор сбросил ребенка с грузовика? Ведь не только для того, чтобы он поиграл в футбол?