Поле Полей
Автор произведения: Гостья
Дата рецензии: 15.12.10 23:52
Прочтений: 551
Комментарии: 4 (4)
Поле Полей
Поле Полей!
Есть ли кто-то, прошедший тебя?
Перемявший постель ковылей?
Переживший похмелье полыни?
Где он ныне? Судьбу теребя,
Примеряет венцы королей?
Или просто следы кораблей
Чертит черным и белым на синем?
Видишь, Поле Полей,
Сохраненную тысячи лет,
Память почвы впитала трава...
Как вдова в полусне предрассветном
То тоскливо потянется вслед,
То откинется навзничь, едва
Отряхнет от росы кружева,
Ободренная утренним ветром.
Слышишь, Поле Полей,
Ты ничем не задержишь мой зов.
Он достигнет пределов твоих,
Обогнав меня, пешую, птицей...
Чудом - ходом обратным часов,
Окончаньем неначатых книг,
Навсегда, или только на миг,
Может он возвратится?...
Фантазия на тему: Поле полей
Еще Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, найдя которое человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
(Мф., 13:44)
А что такое красота? Лукавый вопрос: вопрос, допускающий огромное количество всевозможных вариантов ответов, поскольку ни один из них не будет тем единственно верным, понятным и принятым всеми. Наверное, если спросить: «А что такое жизнь?», - ответов будет еще больше. Но может ли среди этих ответов быть единственно верный, или же вопрошающего и тут постигнет такая же неудача, как и с вопросом о красоте? Думаю, что здесь ответ всё же найти можно. Правда, можно лукаво переспросить: «А о какой именно жизни вы спрашиваете?..»
Вот и стих «Поле Полей» ставит множество вопросов (я насчитал их семь). Ну что же… этот стих и может стать хорошим подспорьем для понимания того, что такое жизнь и о какой именно жизни в нем идет речь.
Наивно было бы думать, что образ Поля Полей подразумевает жизнь человека от рождения до смерти, и даже если такая мысль и приходит первой на ум после поверхностного прочтения стиха, то виной тому, наверное, извечное легкомыслие, которым так щедро наделен каждый человек.
Если бы речь шла просто о жизни как таковой, всё в стихе было бы довольно просто и понятно. Почему? По той причине, что если отождествлять человеческую жизнь с образом Поля Полей, то совершенно неуместным станет вопрос, поставленный автором во второй строке стихотворения: «Есть ли кто-то, прошедший тебя?». Да и не подходит для жизни такой образ – Поле Полей. Умер, вот и прошел своё поле и точка, не о чем особо и говорить.
Данный же стих выводит через Поле Полей совершенно иной образ, и «иной» не только в значении «другой», а просто ИНОЙ, образ, который очень сложно представить и описать: образ вечности, вечности и подспудной боязни неизвестности, т.к. вечность не имеет ни прошлого, ни будущего, вечность просто есть всегда (сейчас), она неизменна, непреложна, в ней один день, один час.. . Что ожидает в ней?
Поэтому данное стихотворение я бы расценивал, как попытку понять себя (в первую очередь), ведь совершенно ложной будет мысль, что можно понять вечность как самостоятельное явление, оторванное от самого человека. Поэтому понимание вечности идет через понимание себя самого, насколько смог познать себя, настолько открывается человеку ранее неведомое. Поэтому хоть лирический герой и адресует в начале стихотворения вопросы Полю полей, но на самом деле он задает эти вопросы самому себе, и сам же пытается на них ответить. И понять ему в первую очередь нужно следующее: я стремлюсь к единению с Вечностью, или же мои шаги направлены в противную сторону?..
Исходя из таких общих мыслей, видение этого стиха мне представляется так…
Изначально очень подкупает само построение стиха, лирический герой беседует с вечностью, я не могу назвать это просто монологом лирического героя, это именно беседа, где один вопрошает, а второй молчит, и это молчание «есть лучшее и удивительнейшее повествование»:
Поле Полей!
Есть ли кто-то, прошедший тебя?
Перемявший постель ковылей?
Переживший похмелье полыни?
Где он ныне? Судьбу теребя,
Примеряет венцы королей?
Или просто следы кораблей
Чертит черным и белым на синем?
Авторские вопросы заданы и эту половину стихотворения я условно назову Первой частью. Здесь автора волнуют два основных вопроса: первое – что есть вечность и второе – возможная судьба прибывающего в этой вечности. Как получить ответ в таком случае? Наверное получение верного ответа прямо зависит от правильности поставленных вопросов. Первый вопрос «Есть ли кто-то, прошедший тебя?» должен получить одназначный ответ: «Нет». Дальнейшие вопросы позволяют сделать даный вывод: «Примеряет венцы королей? Или просто следы кораблей Чертит черным и белым на синем?».
Следующий важный вопрос: «Где он ныне?» и тут же «судьбу теребя…», хотя здесь однозначного ответа быть не может, так как можно интуитивно найти верный ответ на вопрос, если спросить себя: «Где я сейчас?» Т.е. от сегодняшнего состояние на прямую зависит и будущность.
Следующий отрывок стихотворения можно условно назвать Второй частью:
Видишь, Поле Полей,
Сохраненную тысячи лет,
Память почвы впитала трава...
Как вдова в полусне предрассветном
То тоскливо потянется вслед,
То откинется навзничь, едва
Отряхнет от росы кружева,
Ободренная утренним ветром.
Эти строки передают несколько чувств. В первую очередь это память, всё то, что наполняло человека, навсегда остается с ним: его помыслы, желания, поступки, борьба с самим собой или потакание себе. Всё это остается в человеке: «где каждый день как омут, бросаешься в него и принимаешь бой с самим собой». Не случаен был вопрос в Первой части «Где он ныне?», прошлое оно же и есть будущее для человека.
Второе чувство, которое не упоминается в тексте, но подспудно прорастает из этих строк - это чувство тревоги, в полной мере незнание своей сути, себя, видение своих недостойных поступков, оплакивание себя: «Как вдова в полусне предрассветном…».
Таким образом, связывая первую и вторую части стихотворения, можно высказать такое суждение... Поле полей - всеобъемлющая сила, в которую в своё время вступает человек. Есть ли кто-то, прошедший тебя, познавший тебя? Каково это познание? Познание ли это вечной жизни или вечной смерти? Строки «Сохраненную тысячи лет, Память почвы впитала трава» говорят о душевных волнениях, которые сопровождают лирического героя, о попытке объяснить себя, окружающее, понять своё внутреннее состояние перед лицом Вечности.
И Третья, последняя часть стиха, речь в которой идет о выборе:
Слышишь, Поле Полей,
Ты ничем не задержишь мой зов.
Он достигнет пределов твоих,
Обогнав меня, пешую, птицей...
Чудом - ходом обратным часов,
Окончаньем неначатых книг,
Навсегда, или только на миг,
Может он возвратится?...
Ключевыми здесь есть слова: «…мой зов. Он достигнет пределов твоих». Внутренние противоборства толкнули чашу выбора в сторону Поля Полей и «зов» конечно возвратится радостью, он будет услышен…
С уважением к Наталье и ее таланту…