Не надо меня любить
Автор произведения: Пурис З. В.
Дата рецензии: 14.09.10 23:06
Прочтений: 251
Комментарии: 2 (2)
Не надо меня любить
Э. Хемингуэй сравнивал содержание произведения с айсбергом, который « только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды». Большая часть его, скрытая под водой,- подтекст, и именно это, по словам писателя, создает « величавость движения айсберга».
« Прежняя жизнь».
Что в ней такого, что заставляет задуматься над скрытым содержанием, которое шире самого повествования, шире действия, сюжета и даже композиционного построения.
На первый взгляд, произведение проще простого.
Героине кажется, что в прежней жизни она была медведем. « Не дурным шатуном, а обыкновенным мишкой, который, как только наступала зима, прятался в своей берлоге и честно спал до весны». Героиня доверчиво раскрывает все карты сразу, ничего не скрывая и не утаивая: « зимой я не приглашаю гостей», « мне все равно, что показывает телевизор», « мне все равно, что я ем», « я не отвечаю на телефонные звонки», « в будни жду ночи, по выходным не встаю с постели»
Во время « медвежьей спячки» героиня вспоминает. Вспоминает бывшего мужа. Несколько раз умышленно подчеркивает, что ее квартира осталась ей именно от него и акцентирует, что все, что у нее есть, заслуга вовсе не ее самой, а именно мужа, который ушел безвозвратно.
Она принимает и понимает свою вину, не пытается выкрутиться или оправдаться, она прекрасно понимает, что то, что она сделала, « хуже измены». У нее прекрасный повод для самоанализа, тем более, что « медвежья жизнь» бывает лишь зимой, так как весной героиня охотно « просыпается для жизни».
Но вот тут- то и начинается художественная и психологическая нестыковка. С одной стороны, героиня уже « ходит по магазинам», « покупает летние вещи», опять красит губы и перестает видеть « зимние сны». С другой стороны, именно весной героиня вспоминает, что бывший муж погиб. « Замерз бедный. Насмерть».
По всем правилам, ее установка на весну должна была не срастись с общим психологическим настроением, но срослась. Склеилась.
Вместо того, чтобы « ненавидеть весну», героиня продолжает жить. Жить настолько оптимистично, что невольно начинаешь ей завидовать- сильная не плачущая женщина! – и даже вздрагиваешь от ее громкого заявления : « Пусть будет много людей, и пусть они любят обычной любовью!»
Но не в этом ли и скрывается авторский подвох: скрытая часть айсберга всплывает.
Одиночество.
Героиня настолько одинока, что « прятки с самой собой» кажутся ей « зимней спячкой». Борьба одиночки с собственным « Я». « Я»- медведь и « Я»- женщина, которой нужны любовь и понимание.
Осознание ошибок уже проделано, осталось расставить точки над « i „.
Здесь нет оптимизма и радости жизни- слишком легка и проста развязка, но слишком много воспоминаний, верного признака одиночества.. Много памяти, чтобы не отставать от жизни и идти с ней в ногу, показав в начале лишь то, что блестит.
Искусство подтекста – это не обычное всплывание. Это копия собственной души. Души, которую надо вывернуть, чтобы увидеть и осознать себя.
Вот поэтому зимняя депрессия- это не медвежья спячка, а обратная сторона души. Одиночество не на двоих, а на одного. И его надо уметь вынести.