Роза
Автор произведения: Лариса Коваль
Дата рецензии: 24.08.10 18:01
Прочтений: 350
Комментарии: 2 (4)
Роза
Ах, роза... что с тобой творят иные, сорвав благоухающий цветок с куста:
Колючего, но в то же время не мóгущего защитить тебя от жадных рук.
Росой пропитан, - прекрасен каждый лепесток;
Струится в воздухе, как ручеёк,
Печально-нежный тонкий аромат мельчайших капелек эфира...
Но кто-то вдруг сорвал тебя, принёс домой, налил воды в сосуд хрустальный,
Поставив цветонос в него, решил, что сделал дело.
Тебя, однако, не спросив...
В хрустальной вазе, одиноко, ты, вспоминая отчий куст,
Тихонько чахла, аромат свой испуская, словно дух последний.
И вот уж нет ни запаха, ни духа розы...
Любовь, жестокая любовь! Зачем ты символом своим избрала розу?
Когда-то был насыщен красный цвет её, да потемнел от треволнений,
И в грязно-жёлтый превратился у бедной каждый лепесточек:
Смотри, как сморщился и ссохся, и аромат сошёл на нет.
Так стоило губить её за день иль два?
Не лучше ль было бы оставить там, где место ей, - в саду?
Тогда б она цвела для всех. И долго...
Осталась в воздухе лишь тень её без аромата. Затем и та померкла.
Не рвите розы для любви! И, если вы слагаете стихи о ней, старайтесь,
Чтоб аромат её звучал, как звуки флейты - чисто, не фальшиво,
И то исчезло, от чего вам было на душе паршиво.
Хорошее, великодушное произведение. Именно стихотворение в прозе, как и обозначил сам автор. Повышенная эмоциональность, обычная бессюжетная композиция,
общая установка на выражение субъективного впечатления.
Обычно первая фраза- это опознание произведения. То, каким ему быть решает автор, но как долго ему жить решает читатель.
Но позвольте остановиться на образе розы.
Розе как символе, как сквозной доминанте, детали, которая идет через все произведение.
Потому что символ розы, однако, многозначен: она является и символом красоты, и символом совершенства, и символом радости, и символом любви.
С нею связываются образы рая, Венеры, красавицы и даже Богоматери. Шипы же выступали как символ мученичества, поскольку соотносятся с терновым венцом Христа.
Но тем не менее за розой ( с ее- то многозначностью) закрепляется устойчивый символ: символ земной « страсти нежной». Красная Роза навеки остается символом любви, радости и желания, белая роза- становится символом чистоты и совершенства, желтая же, как оказалось, становится символом разлуки.
Роза подразумевает контраст. Всегда. Через боль к желаемому, через желание к боли. Любить, чтоб болело и терпеть боль, чтоб любить.
Ах, роза... что с тобой творят иные, сорвав благоухающий цветок с куста:
Колючего, но в то же время не мóгущего защитить тебя от жадных рук.
Росой пропитан, - прекрасен каждый лепесток;
Струится в воздухе, как ручеёк,
Печально-нежный тонкий аромат мельчайших капелек эфира...
.
Предварительная эмоция, некоторая даже полнота нахлынувших чувств, возможно, даже легкая, кратенькая экспозиция предстоящего, того, который
…вдруг сорвал тебя, принёс домой, налил воды в сосуд хрустальный,
Поставив цветонос в него, решил, что сделал дело.
Тебя, однако, не спросив...
А далее роза из обычного символа- образа превращается в героя. Именно здесь вспыхивает сложное эмоциональное переживание, способное вызвать сочувствие :
В хрустальной вазе, одиноко, ты, вспоминая отчий куст,
Тихонько чахла, аромат свой испуская, словно дух последний.
И вот уж нет ни запаха, ни духа розы...
Все. Розы нет.
Резко, открыто, осмысленно и взвешенно. Потому что следующие строфы исповедь.
Исповедь того, кто любил, надеялся и желал.
…Не рвите розы для любви! И, если вы слагаете стихи о ней, старайтесь,
Чтоб аромат её звучал, как звуки флейты - чисто, не фальшиво,
И то исчезло, от чего вам было на душе паршиво.
Конечно, стихотворение не без огрехов.
Небольшое нагромождение высокопарных слов- перегруз- поэтому произведение кажется слегка затянутым и ненастоящим, но не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку - с ритмической прозой и ритмическим стихом.
Воспринимать такое произведение на слух не так- то просто. Но, соединяя романтический и реальный пласты общего сюжета произведения, автор все- таки добивается эффекта возвышения земной человеческой любви.
Мой любимый ( единственный, кстати) литовский прозаик писала одну книгу всю жизнь. У нее было много и других публикаций, много эссе, ее переводили на разные языки, ее знали, узнавали на улице, но эту книгу она так и не увидела.
Не увидела потому, что умерла. А писала она ее в период умирания. В плоскости жизнь- смерть. Когда уже все ясно, и ничего нельзя изменить. Никак. Даже если перемолиться всем богам и перечитать все священные писания.
Книга была издана после ее смерти. Спустя год или два. Ее близкая подруга собрала все рукописные черновики, все блокнотики, листочки, салфетки ( почти как « Записки на манжетах» ) и отнесла в редакцию.
Книгу назвали «Сверхчасы». Т.е. это как раз то время, которое ты проживаешь заочно. Они тебе не даны, но ты все равно живешь. Все равно дышишь и даже пытаешься ходить. Пытаешься обогнать отведенное тебе время и даже посмеяться над ним, потому что все еще жива.
В одной из книг она сказала, что любит розы. В большом количестве, в каждой комнате, на столиках и полках, в хрустальных вазах и горшках. Потому что для нее роза- это символ. Символ того, что можно победить и выжить.
Спасибо за « Розу»!