На вытянутой руке
Автор произведения: Крош
Дата рецензии: 25.12.09 22:17
Прочтений: 243
Комментарии: 0 (0)
На вытянутой руке
Обычная больница, обычная рутинная работа анестезиолога, и вдруг, неожиданно, внезапно (а так оно всегда и бывает) – симпатия к пациентке. Мгновенная необъяснимая тяга, когда человека не просто не знаешь, а даже толком не разглядел – но независимо от этого такая мощная, что сомнений нет: это оно. То самое. И дальше – знакомое всем, кто любил, волнение на ровном месте, ожидание минутной встречи, нерешительность, взгляды искоса. Она выписывается, можно попрощаться и погружаться в свою больничную повседневщину. Тут выясняется, что ее посетитель вовсе не муж, а брат. Счастье, звонок по телефону... Финал.
Вроде простая история, таких много, сам сочинял или записывал с натуры. Но производит сильное впечатление. Почему? Попробуем разобраться.
Знаете, можно мастерски подогнать все необходимые составляющие: завязка-конфликт-развязка. Можно дотошно описать чувства и внешность. Можно найти единственно верный тон для последнего, самого важного абзаца. А чуда не произойдет, будет просто хорошо сплетенная еще одна история.
Все дело в нюансах. Все дело в тех мелочах и деталях, которые напрасно кажутся второстепенными. А именно: достоверность, точность, правда ситуации и абсолютная жизненность малейших подробностей. Как будто сам все видишь: и рыжие волосы, и как трудно попасть в эту едва видимую вену, и как будто сам испытываешь досаду оттого, что она замужем, и сердце бешено колотится в ее присутствии, понимаешь: люблю! – и уши горят, и это чувство, когда чужой человек делается родным в секунду, изумляет, стучит в голове: да сделай же что нибудь! – а ничего не сделать.
Повествование летит, почти не спотыкаясь, все выглядит как полотно импрессиониста, то есть передача чувства здесь и сейчас; написано будто за полчаса, цельным квантом душевного усилия. Именно это внушает уважение, именно это ценно. Для меня. И поэтому сопереживание, слияние с текстом, сцепка сознания и рассказываемой истории возникает сразу, полностью.
Вот почему почти не мешали некоторые огрехи, но сказать о них надо, и исправить не помешало бы. Произведение от этого только выиграет.
Прежде всего, не везде прямая речь отделена от авторской, от этого возникает путаница.
«близко,что б не услышали» – «чтоб» вместе, после запятой пробел, причем всегда и непременно.
«из под фартука» – из-под через дефис.
«То ли эта копна рыжих волос, небрежным движением головы откинутая назад? Мерцающая полуулыбка? – штампы, штампы! Ниже: «Лицо его, разглаженное предзакатным солнцем» – ведь можно же своими словами и оригинально, и образно!
«какое то тепло» – какое-то через дефис.
«ощутил, что ничто не может поделать» – ничего не может.
«принято обходить пациентов перед операцией. Познакомится, посмотреть на человека» – в данном случае познакомитЬся.
«непренужденный» – непрИнужденный.
«наконец то» - снова то же самое: через дефис.
И еще: вызывает сомнение необходимость первой сцены с братками и воспоминание о некоем Генке. Впрочем, понимаю зачем – характеристика персонажа, правильно не от автора, а с помощью обстоятельств и поступков. И все же, все же... Можно было начинать сразу с больницы. Ну а Генка нужен разве что для доведения до самых печенок мысли, как все это осточертело.
Из-за небрежной обработки текста оценку снижаю до 9. А вообще – одобрямс. Сильная правдивая вещь.