Контрабас Писецкого
Автор произведения: Анатолий Елинский
Дата рецензии: 06.03.12 22:29
Прочтений: 383
Комментарии: 5 (2)
Контрабас Писецкого
КОНТРАБАСУ ДЕМБЕЛЬ НЕ СВЕТИТ,
или Рецензия на рассказ Анатолия Елинского «Контрабас Писецкого»
Для эмоционального постижения эпохи, а уж тем более эпохи переломной, художественная литература, на мой взгляд, дает куда больше, чем нон-фикшн, потому что основу любой эпохи, ее окраску, тона и полутона составляют вовсе не события, а люди в этих событиях, их чувства, мысли, поступки и не поступки. Из рассказов, повестей и романов, написанных без желания потрафить публике (целевой аудитории, как любят говорить маркетологи) побрякушками и цветастыми фенечками, а с единственной целью отразить реальность, представшую перед автором, увиденную и понятую им, вырастает время, в которое мы живем.
«Контрабас Писецкого» Анатолия Елинского как раз такое произведение, честное до натурализма и, увы, грустное от физического ощущения безнадеги. Советская империя, а вместе с ней и вся прошлая жизнь разлетелись вдребезги. Крупные осколки выбросили на помойку, а мелкие в виде людей, рожденных в том мире, вызревших и состоявшихся тогда, а теперь постаревших и потерявшихся в новой жизни, остались. Их жизнь, их тоска, их отчаяние – тема целой литературы, написанной с памятного 1991 года.
В сюжет «Контрабаса» положен единственный день и вся жизнь, прошлая, настоящая и, видимо, будущая, двух давних приятелей, Писецкого и Шурика.
Ничего казалось бы особенного, день как день, тягучий и серый, но рассказ так хорошо сбалансирован, что читается на одном дыхании и не вызывает досаду от распадающегося на куски текста.
Обращает на себя обилие стеба, говорящие детали и множество элементов абсурда, словно и не реальность это вовсе, а тяжелое похмельное забытье (розовое пластмассовое ведро, шансон из милицейской машины, отсутствующий в тексте, но вынесенный в заголовок контрабас). Однако абсурд не конфузит. Его составные тщательно продуманы и отобраны автором и усиливают ощущение безнадеги героев до уровня если не клинической смерти, то никчемно вегетативного состояния.
К сожалению, автор не дарит читателю никакой надежды по отношению к своим героям. Они люди из прошлого, увы, сдавшиеся и, кажется, конченные.
Писецкий музыкант, но в рассказе совсем нет музыки. В его квартире нет контрабаса (отличная деталь), а лишь расстроенное пианино (у музыканта!), вывезенное после войны дедушкой-мародером из Германии.
«Любовь не означает счастья», - резюмирует Писецкий, словно выбрасывая белый флаг и поднимая над головой руки. Бывшая, но все еще любимая жена выходит замуж за мексиканца в далеком штате Юта. Общение с дочерью только по телефону. Единственная живая душа, знакомая и близкая, алкаш и циник Шурик фонтанирует словесным поносом и беспощадно пользуется потерянностью друга.
Концовка, где окурок сравнивается с одиноким павшим воином, представляется отчаянным преувеличением и сродни хватанию утопающего за соломинку, ведь Писецкий, как докуренный и выброшенный с балкона бычок, уже давно не боец, скорее контрабас-контрактник, смирившийся с тем, что дембеля ему не дождаться никогда.
По всему повествованию разбросаны свидетельства деградации и разрушения мира, в котором живут герои. Это и расстроенное пианино в квартире Писецкого, и «воздух большого грязного полиса», и сексуалка Лиля, из которой «сочился нелеченный триппер», и лунки на рыбалке, откуда «несет затхлостью и гнилой травой». Да и сами герои, рефлексирующие и бездеятельные, как засохшие в изменившихся условиях ветки на дереве, ждущие свежего порыва ветра, который окончательно отправит их в небытие.
Что же до стиля, то в глаза бросается кинематографическая сухость повествования, напоминающая пояснения сценариста актерам, но в то же время не умаляющая художественности произведения, а добавляющая рассказу документальной правдоподобности.
«Контрабас Писецкого» автору, однозначно, удался и еще раз доказал, что разные рассказы могут быть хорошими. В этом прелесть литературы, ее бесконечное разнообразие и всегдашняя надежда найти драгоценные россыпи для себя.