Нежный палач
Автор произведения: Янушкевич Марина
Дата рецензии: 10.01.07 18:00
Прочтений: 243
Комментарии: 0 (0)
Нежный палач
Нежный палач. Название пошловато, хотя даёт читателю безошибочную подсказку: о чём речь пойдёт. Муки, принимаемые от любимого, вроде бы и не муки даже, а некая благость. Противоречия, раздирающие душу, заставляют то тихо упрекать возлюбленного:
Ты обвинитель мой,
Ты и палач,
то славить его же:
Я пред тобою
В вечном долгу!
Денно и нощно
Всё это многим из нас знакомо если не из собственного опыта, так из книжных или телероманов.
Терзания лирической героини, судя по всему, связаны с безответностью чувства, и именно поэтому нежный и милый становится палачом, сам того не ведая.
Короткие строки и быстрый ритм стихотворения создают впечатление торопливой речи: нервного уговаривания или девического заговора, своеобычного приворота. Нельзя не заметить, что произведение по форме имеет определённое сходство с фольклорными текстами (где рифма может быть, а может и не быть; некоторые сбои ритма допустимы и корректируются перемещением ударения в словах). И это произведению в выигрыш, ибо большая степень инфантильности произносимого лирической героиней компенсируется, а точнее оправдывается, выбранным поэтическим методом.
Героиня так сильно поддаётся своему бреду, что совершенно перестаёт осознавать происходящее с ней. Она взывает к жалости возлюбленного и поведывает ему о своей тяжёлой предчувствуемой судьбе:
Мне не дано,
Не суждено,
Вновь быть любимой
Словно в забытом
Старом кино,
Все идет мимо.
затем исповедь принимает форму истерической угрозы, не совсем внятной впрочем:
Если не примешь
Мою любовь,
Что загадаю?
Счастье иль горе?
Смех или плач?
Кто мне подскажет?
Оканчивается всё так, будто бы героиня устала умолять, заклинать, угрожать и просто сделала допущение благоприятного исхода:
Ты мой любимый
И нежный палач
Любящий даже?!
Многоточие, вопрос и восклицание показывают как бы недоумение самой прозревшей героини от догадки. И слава богу, что так: не нужно наблюдать сцену самоубийства.
Надеюсь, автор простит рецензента за иронизирование. В данном тексте, однако, наблюдать особенно нечего. Возможно, произведение было бы интереснее, если бы автор довёл выбранный метод до совершенства и воспользовался широкой гаммой поэтических средств, которые предоставляет русский фольклор. В таком случае, вероятно, мы могли бы иметь дело с красивой стилизацией.