Бронзовое зеркало (Конкурс. Автор: Лепесток Хэ)
Автор произведения: Хаииро Сигуре
Дата рецензии: 12.10.06 21:32
Прочтений: 662
Комментарии: 4 (13)
Бронзовое зеркало (Конкурс. Автор: Лепесток Хэ)
Бронзовое зеркало. Лепесток Хэ
Японский сонет отличается от сонета схожим образом с тем, как отличаются подобного рода кроссворды. Я не знаток ни того, ни другого. Я не любитель Японии с ее "просветлениями" с долей ступора, и взгляд мой на рецензируемое произведение будет с другой стороны Тихого океана (несмотря на всевозможные опасения быть вторичным по отношению к тому, что однажды уже прилетело с той стороны на острова). И тем не менее. Форма, будучи параллельной содержанию, беспечно отказывается слиться с оным. Каждый раз, когда я читаю стихи с твердой ветхой формой (исключая, к примеру, гекзаметр, в силу недостаточной твердости, или акцентник в силу недостаточной ветхости) на моем плече поселяется абстрактный указательный палец, тычущий в разные места строки с шепотком "не верю, не то слово, ни к чему здесь то-то и то-то". Это момент, когда форма дискредитирует содержание. И, может быть, наивысшее мастерство - избежать подобной дискредитации. Во всяком случае, и вопреки мыслям многих, мне на сегодняшний день не думается, что форма де-факто обязывает, так сказать, содержание. То есть, что если эти слова рифмуются, то о них и произведение.
Позиция номер два это новаторство и образность. Что к чему? Если мне скажут, что новотворчество это своеобразное урегулирование размера и рифмовки, связывание частей тонкими нитками божественного в языке, я отвечу: да, но давно, и даже очень давно, а порою настолько давно, что неудобно употреблять приставку ново. Это крайне тяжелый вопрос, и мне не хотелось бы сводить его к паре поверхностных замечаний, в то же время не с руки развивать его здесь на многие страницы. Единственное, что могу заметить кажется, не стоит искать изыски языка, поднеся лупу к окончаниям слов. Это отнюдь не практический совет.
Было помянуто всуе и безапелляционно-поверхностное словечко образность. То, что заставляет брови шевелиться, по разным причинам, будь то вчувствование, или дискурс, то, что вряд ли покажут в новостях, что является телом искусства. И поэзии более всего. Эти вопросы в современной поэзии крайне требовательны, иногда мне кажется, что отвлекись о них на чуть-чуть и ты окажешься в позапрошлом веке, еще на чуть-чуть и тебя вообще будет сложно найти (не надейся, что если ты вообще о них забудешь, то станешь писать что-то близкое по мощи к античности). И покуда стихи имеют нечто общее с проповедью, эстетические темы, а чуть глубже и этические, будут тянуть на себя одеяло, ибо, откровенно говоря, немыслимо, чтобы одеяло на себя тянуло что-то другое.
В заключение я бы сказал, что этические проблемы сегодня несут в себе столько щепетильности, что нет никакой возможности заниматься рифмовкой. И в этом я буду сильно неправ. За сим и откланиваюсь.