Представляешь, а я начинаю грубеть.
Автор произведения: Шухман А. А.
Дата рецензии: 04.10.06 19:30
Прочтений: 346
Комментарии: 1 (1)
Представляешь, а я начинаю грубеть.
Здравствуй, Анна. Хочу начать с того, что это твое стихотворение очень близкое мне по духу, а потому понятное.
С первой строки взята высокая планка, дерзкий, вызывающий смысл. Такие слова не говорят, смиренно опустив голову. Их бросают в лицо - прямо и, может быть, где-то резко. Эмоциональная сотавляющая стиха такова, что, по моему мнению, не может и не должна оставить читателя равнодушным.В целом стилистика и ритм произведения технически выдержаны, ровны, но не без шероховатостей. Хотя шероховатости эти по больше части смысловые. Начнем по порядку.
Первый катрен:
Представляешь, а я начинаю грубеть.
Реже плачу и чаще собой не довольна.
Хлещет мозг выживания мокрая плеть.
Я сжимаюсь в комок, привыкаю, что больно.
Хорош, как завязка, вступление. В целом стих - монолог лирической героини. Но начинается оно с обращения к некоему герою. Такая двойственность тона усиливает значимость, эмоциональность сиюминутного описываемого момента и одновременно добавляет экспрессии в дальнейшее перечисление признаков перехода героини из одного состояния в другое. В результате получается стих-сравнение, стих-познание себя через призму взаимоотношений с другой личностью. Это, несомненно, одно из достоинств произведения.
А из недостатков, на мой взгляд, несколько банальная рифма "довольна-больно". Интересно, что в данном случае, казалось бы, точная рифма звучит слабо, как неточное созвучие. Мне кажется, причина кроется в смысле произведения. Завершение последней строки "привыкаю, что больно" - несколько клишированный, слабый образ. По моим ощущениям, хорошо бы здесь найти более интересный вариант, может быть, сравнения или необычной метафоры.
Проблемна и третья строка:"Хлещет мозг выживания мокрая плеть". Образ плети интересен, но несколько чужеродно существительное "выживание", тем более, что использовано оно в предложении с инверсией (перестановкой слов) "мокрая плеть выживания". Поэтому с первого раза вместе прочитывается совсем иное сочетание "мозг выживания". И лишь потом становится понятно, что "выживание" относится к плети, а не к мозгу. И не совсем ясно, почему плеть именно мокрая. Неоправданное прилагательное.Хорошо бы здесь использовать более прямой признак.
Второй катрен:
Терпеливая, сильная телом, душой -
Только так в бездорожье доходят до цели.
Этот крест для меня непомерно большой.
Мои руки дрожат и ладони вспотели.
Без замечаний. Просто чудно. И очень уместен звучащий по-цветаевски образ креста.Если вернуться к смыслу, то во втором катрене как раз и начинается нагнетание эмоций в описании метаморфоз героини. Здесь она открывает читателю свою слабость. Но образ креста все же остается загадочен. Я могу лишь предположить, что под ним автор скрывает понятие самой жизни (жизни, как выживания). Героиня хочет сказать, что та жизнь, которую она ведет - и есть "крест... непомерно большой". И если уж заменять "выживание" вначале, то лучше близким по смыслу образом.
Третий катрен:
Разбуди во мне милую детскость. И смех
Пусть он льётся безудержно, непримиримо.
Я ж постыдно давлюсь им над шутками тех,
Кто сегодня является истин мерилом.
И вновь, обращение к герою.Этот катрен понравился мне больше всего, как по технике, так и по смыслу. Его откровенность смягчается первыми двумя строками. Это обращение и есть тоненькая связующая нить героини с её мечтами, с тем, какой она хотела бы стать. Но это возможно только с помощью героя за сценой. Две завершеющие строки катрена вообще блеск.В них скрыта истинная нынешняя сущность героини, которая не приемлет идолов, установленных временем.
И последний катрен:
Я плачу за свободу своих отпусков,
За красивые вещи и вкусную пищу.
И под ласковым солнцем чужих берегов
Свои перья усталые бережно чищу.
Не менее интересен, как завершение. Сперва в нем сохраняется грубоватая откровенность, возникшая ранее. А в последней строке сквозит обреченность. Это сожаление героини о себе самой, о той, какой она хотела бы быть,но в силу сложившихся обстоятельств не может. Здесь я советовала бы автору заменить "перья" на "крылья". Это усилит образ героини. Перья, на мой взгляд, несколько снижают его. В литературоведении такой прием называется "профанация образа". Мне кажется, в данном случае он не совсем уместен, ведь автору хотелось подчеркнуть разницу между внутренним самоощущением и внешними проявлениями. Как бы она не начинала грубеть, крылья, хотя и усталые, она все-таки сохраняет, лелеет, бережет.Ведь они - её последняя надежда на возвращение к самой себе - настоящей.
Осталось сказать несколько слов о "закулисном" герое. Автор оставляет читателю самому додумать, кто он.Так обращаются к очень близкому человеку, так обращаются и к Богу. Кто он на самом деле - это загадка,ответ на которую каждый читатель найдет сам, а точнее, выберет для себя наиболее близкий и понятный. И это тоже достоинство стихотворения, над которым хочется размышлять.
Если доработать в общем-то незначительные указанные недостатки, то произведение вполне заслуживает девятки. В данном же виде моя оценка для него 7. И вместе с ней глубокое уважение к автору,душой прожившей, глубоко прочувствовашей написанные строки и умеющей подать читателю пишу для сопереживания.
Кетти.