Посмейся надо мной...
Автор произведения: Собина Г.
Дата рецензии: 28.07.03 11:19
Прочтений: 348
Комментарии: 4 (7)
Посмейся надо мной...
Построчник.
Посмейся надо мной,
Просьба. Просьба ли? Повторяются звуки [м], [н], [j]. Продолжаем...
Да, я глупа и странна
Подтверждение того факта, что над лирическим "я" должны смеяться. Оправдание первой строки. "Посмейся" в данном случае является ключевым словом. Однако и "да" может стоять как самостоятельное утверждение. Небольшой промах автора - нужное значение не выделено. Сделать это можно с помощью знаков препинания: Посмейся надо мной, - Да, я глупа и странна... В таком случае ударение стоит на первом слове. Посмейся надо мной. (можно "!") Да, я глупа и странна... Автоматически смысловая нагрузка переносится на "да". Запятая в данном случае не воспринимается никак.
Немножко не в себе,
Немножко, только чуть.
Здесь завершается смысловая спираль самоуничижения лирической героини. Вначале набирая обороты от слова "посмейся" к "глупа и странна" (усиление), затем к "не в себе" (усиление) и, наконец, к "чуть" (контрастное слово, отрицание). Отрицая последнее утверждение спирали, лирическая героиня отрицает её всю. Это - монолог, обращённый к "Ты" и отрицаемый "Я". Заметьте, что ни одного слова о любви "Я" к "Ты" не произнесено. Точка в конце строчки подчёркивает полное окончание спирали, начало новой темы...
Как оборотень сна
Я для тебя желанна
... темы "Ты" - к - "Я".
Эти строчки являются едва ли не самыми сильными во всём стихотворении, к тому же содержат наиболее интересную метафору: "оборотень сна" = "Я". Или, если точнее, "оборотень сна" = "Я-для-Тебя". Поэтому, говоря о любви "Ты" к "Я" следует говорить только об "оборотне сна", по сути дела имеющему мало отношения к "Я".
Рассмотрим нашу схему:
"Ты" - любишь - "оборотень сна" (=) "Я".
Таким образом теряется прямая связь между "Ты" и "Я".
И не могу никак
Тебя я обмануть.
То есть "Ты", привязанный к "оборотню сна", видит его только в "Я". Но почему "обмануть"? Откуда? Вероятнее всего, авторский просчёт с целью запутать несчастного рецензента. По смыслу подошло бы "избежать"... стоп. А если так: слово "обмануть" является контекстуальным синонимом слова "избежать", либо "уйти". Обмануть "Ты", оставить "Ты"! Ну и замечательно. Разобрались.
Ночная кутерьма
Ясно без слов. Метафоры нет. Непонятно только одно: относится ли эта строчка к "Ты" в той же степени, что и к "Я"? Посмотрим, что будет дальше.
Так весело и мило
Данная строчка придаёт звучанию предыдущей положительность чувств.
И алое вино
Напоминает кровь
Детализация. Перенесение смысла "вино" - "кровь" сродни перенесению смысла "Я" - "оборотень сна". Таким образом подчёркивается гиперболизация в настоящем того, что было в прошлом. Слово "напоминает" однозначно даёт понять степень "родства" между "Я" и "оборотень сна". "Как оборотень сна Я для тебя(...)" - "И алое вино Напоминает кровь". Кровь похожа на вино только по цвету. Это значит, что "Я" похожа на "оборотень сна" только внешне.
Ах, сколько лет прошло
Этой строчкой отделяются предыдущие три от всех остальных. Всё это было. Мы в прошлом видим отголоски того, что происходит в настоящем.
Неужто я любима?
Смысловой акцент падает на "Я". Лирическая героиня знает, что для "Ты" желанна только "оборотень сна". Возможно, это "Я" в прошлом? Указаний на это автор не даёт, однако "так весело и мило" относится только к прошлому. О настоящем не было ни одной ярко положительной строчки.
Ты отвечаешь: - Да!
Восклицание "Да!" закольцовывает вторую с конца и вторую с начала строчки. Таким образом весь текст закольцовывается, оборачивается вокруг оставшихся незакреплёнными первой и последней строчек. "Посмейся надо мной" - имеет особое значение. За что, теперь уже понимает читатель. За что смеяться?
И поцелуя ждёшь.
Вот оно. Именно "ждёшь", то есть "Ты" уверен, что получишь желаемое. Объясняется самоуничижение "Я". "Посмейся надо мной" - "Я" знает, что "Ты" любит не её. Однако - остаётся рядом. Схема не изменилась. "Я" не страдает. Просто констатация факта: "Ты" любит "оборотень сна". "Я" не у дел.
Вывод: смысл стихотворения разобран настолько, насколько это возможно. Основной авторский просчёт - знаки препинания.
На заметку автору: знаков может либо не быть вообще, либо они должны быть везде, где это требует стих. Уже очевидно, что кое-где стих требует.
Оценка: по девятибалльной шкале - семь. Могло быть восемь, однако отсутствие знаков скашивает автоматически балл.
Совет читателю: стихотворение достойно жизни. И прочтения, как само собой разумеющееся.