Меню сайта
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Комментарии к рецензиям
Перейти к рецензии: … уместно ль говорить о смысле?..
Рецензия опубликована: 28.12.17 03:12
Комментарии: 3 (15) добавить
Иван, еще раз спасибо за содержательную рецензию.
Мне удалось над ней поразмышлять и, если Вы сочтете возможным, предложить для обсуждения некоторые детали, показавшиеся мне важными. Итак:
1. «…«Комфорт» - пожалуй, это ключевое слово. Меня ничего не «царапнуло» настолько, чтобы мне захотелось вернуться или просто остановиться, или обсудить. Более того, ловлю себя на ощущении, что и автор, пишущий, казалось бы, об актуальных жизненных впечатлениях, и сам, как говорят психологи, находится в «зоне комфорта» и не стремится её покидать…».
Ваше ощущение почти точно – почти потому, что находиться в зоне комфорта –недостижимая для меня цель. Мне пришлось сильно переделать себя, для того чтобы принять сущее, как вариант нормального развития событий ( не уверен, что это мне вполне удалось). Если верить источникам – корень познания не в эмоциях (тем более, неуместны «страсти в клочья»), и не в рассуждениях: эмоции не позволяют уйти от личного, разум позволяет понять любую ситуацию лишь дискретно, с некоторой степенью точности. Спокойствие и полное проникновение – некоторые авторы называют это «нирвана», другие озарение или интуиция - помогают почувствовать суть;

2. «…убеждён, что автор найдёт свою аудиторию. А, возможно, уже нашёл. Но для меня поэзия – это, прежде всего, попытка покинуть собственные границы, преодолеть свои пределы и вместе с читателем ощутить наличие горизонта. Когда же осязаются стены, пол и потолок, а поэт выносит в заглавие слово «смысл», т.е. продукт исключительно интеллектуальной деятельности, в значительной степени свойственный, например, прозе, публицистике или философии, то я не могу сказать, что это искомая мной поэзия…»

Здесь я полностью соглашусь с Вами. В этой связи вспоминается старый артистический анекдот. Однажды, на концерте конферансье представил Леонида Утесова словами: «Певец и композитор …». Тот, с присущим ему юмором, прокомментировал: «Если я композитор, то кто же Бетховен?». Развивая тему: трудно применить к себе понятие «поэт» - рифмоплет, графоман – более точно. Написанные мной тексты просто попытка намекнуть «своей аудитории», популяризовать то, до чего я сам докапывался годами, боюсь что малоплодотворная. Надеюсь, это оправдывает мои старания перепевать очевидное – истины банальны, однако, к несчастью, их почти никто не воспринимает.

Разумеется, это всего лишь моя точка зрения.

08.01.18 05:25 Ответить  
Старый Брюзга кому: Старый Брюзга
Кстати, о пафосе - в замечательном литобзоре "Немного о пафосе" к конкурсу "Когда мы в Россию вернёмся… о, Гамлет"
14.01.18 11:31
пшеничный кому: Старый Брюзга
Спасибо. Уважаемый автор, я не понял – по какому вопросу Вы не согласились со мною по пункту 1. С приведёнными фактами? К сожалению, это не мои рассуждения, а реальность. По поводу же - насколько человек чувствует себя счастливым в результате или в процессе творчества, я вообще ничего не говорил. Но, я думаю, любой, кто знаком с творческим процессом изнутри, знаком и с чувством мучения и с эйфорией – всё это ходит где-то рядом и перетекает одно в другое. А далее следует рассуждать на тему «что такое счастье». Но я предлагаю этим не заниматься.
Что касается «зоны комфорта», Вы активно путаете предметы разговора, которые можно называть одним и тем же словом «комфорт». Что любой деятельный человек лучше себя чувствует в процессе, чем по достижении результата, когда удовлетворение от сделанного постепенно угасает – не новость. Собственно вся наша жизнь – это процесс. И стоит ли говорить об адреналиновых наркоманах и прочих наркоманах? Хотя, возможно, творческий процесс на каких-то своих этапах у разных людей может напоминать по эффекту эту зависимость – допускаю. Но это не о комфорте. О другом. Об эйфории. Комфорт – это всё-таки какое-то достаточно длительное и прежде всего стабильное состояние. Понятно, что он может иметь свою степень, быть внешним и внутренним. И можно ещё много словес на это тему произнести. Но вернёмся к понятию «зоны комфорта», которую я упомянул в своей рецензии. А это конкретная вещь, отличная от общих рассуждалок о комфорте, счастье, эйфории и пр. Обычно его употребляют по отношению к человеку, который в том или ином смысле «топчется на месте», потому что в его состоянии имеется мощный психологический «прикорм» (речь может идти о разных вещах, главное тут – ощущение, которое человека устраивает), опасность которого в том, что он и понимать не будет, что с ним, возможно, что-то не так, потому что всё нормально. И не обязательно, что это состояние фатально или чем-то грозит (хотя бывает и такое). Яркий тому пример тот самый замечательный обзор, о котором Вы говорите. Человек умный и талантливый, но закостеневший в пафосе, как в образе жизни и самоощущении, тщательно оберегающий эту свою зону комфорта всеми возможными способами (в т.ч. и путём написания этого обзора), авторитетно пишет азбучные истины про этот термин, и ему в голову не приходит как-то соотнести его с собственной персоной. К сожалению, судя по всему, мне не удалось донести до Вас – почему я применил понятие «зоны комфорта» к вашим стихам. Жаль. Ибо это делает мою рецензию и все последующие словеса – бесполезными. Ну, что ж, бывает и так.

И ещё о пафосе. Я понимаю, что Вы, как человек, лишены этого «ложного пафоса», что вызывает несомненное уважение. Однако у Вас всё время присутствуют какие-то нотки самоуничижения, что является другой крайностью. :) И Вас тянет к пафосным личностям, как к некой противоположности и косвенному признаку успешности. Но одно дело необходимый случаю пафос академика, выступающего с высокой трибуны, а другое - пафос, как самоощущение. Однако если бы все мы принимали за действие тезис «не Маяковский – не смей называться поэтом» весь творческий процесс просто бы остановился. К чему тогда все эти стихи, конкурсы, обзоры, рецензии? Всем молчать в тряпочку. Ни-ни. Не великие. О какой Поэзии мы можем рассуждать – простые смертные, уж не говоря про то, что писать сами? Более того, и новые таланты никогда уже не станут «великими». Не думаю, что нужно впадать в крайности пафоса. А то Вы сами-то слышите, что говорите? «Я пишу стихи, но я не творческий человек». Ага. Конечно. Мне кажется, вообще не нужно задумываться о собственной невеликости, т.к. это то же самое, что задумываться о собственной великости. Всё это болезни самооценки. Если к чему-то тянет – нужно пытаться самореализовываться, а не заниматься называнием этого какими-то словами.

Благодарю за беседу. На этом, думаю, нужно закруглиться, иначе возникает ощущение переливания из пустого в порожнее. А это лишнее.

Успехов!
14.01.18 14:00
Старый Брюзга кому: пшеничный
Иван, поддерживаю идею прекращения дискуссии.
Не могу, при этом, удержаться от нескольких мелких замечаний.
1. Разве я сказал, что не согласен с Вами? Напротив, "... готов подписаться ... почти под каждым Вашим словом...".
2. Теперь о творчестве и самооценке. В обычной жизни я вполне успешен в нескольких областях - науке, преподавании, бизнесе. Все эти виды деятельности - вполне творческие (по моему глубокому убеждению). В некоторых сферах я специалист и признанный профессиональным сообществом авторитет. В стихосложении я пока не профессионал, а школяр. Возможно, не самый плохой. Я активно учусь и, потому, не стесняюсь задавать вопросы специалистам, которых уважаю. А с самооценкой, поверьте, у меня все хорошо - если не точна, то скорее завышена, чем занижена.
Еще раз спасибо за Ваше внимание.
14.01.18 18:08
пшеничный кому: Старый Брюзга
Ну, тогда и я уж свои три копейки добавлю, чтобы не было недосказанности. :)
1. «И, потому, не могу согласиться с нижеследующим…» - собственно, я реагировал и отвечал на эту вашу фразу с последующим текстом.
2. Я представления не имею – что Вы за человек, и я даже и не пытался Вас каким-то образом личностно описать. Я реагировал только на ваше самопредставление здесь по поводу творческих процессов. И, видите ли, завышенная и заниженная самооценки – это две стороны одной медали, часто переходят одна в другую, как компенсаторное явление. Обратите внимание, Вы снова оперируете понятиями «признанный авторитет» и «школяр». Я же пытался уйти с этой оценочной шкалы и увести Вас за собой. :) Поскольку то, чем мы с Вами здесь и сейчас занимались для меня есть – свободное общение двух свободных творческих единиц о творческом же процессе, на основе личного опыта. Не более того. И моей целью в рецензии и комментариях не было сказать: так надо, а так не надо. Всё, что я делал – это пытался объяснить что я по этому поводу думаю и чувствую, и почему я так думаю и чувствую - вдруг это окажется вам полезным, как непредвзятый взгляд со стороны. Насколько это удалось – судить Вам.
Спасибо за диалог.
14.01.18 19:26
Старый Брюзга кому: пшеничный
Да замечательно удалось! Спасибо!
А согласиться не могу только с тем, что эти люди несчастны.
14.01.18 23:59
Море-горе, друг-круг, власть-украсть, часы-росы... Любовь-морковь.
Минуты-почему-то, глаза-образа, годы-природы - рифмы-"заплатки".
28.12.17 11:35 Ответить  
Спасибо, Алексей. Я старался идти от смысла - видимо у меня реализация пока не слишком хорошо выходит. Буду учиться. Надеюсь, время на это у меня будет.
28.12.17 14:23
Алексей, да пусть рифмы будут любыми, хоть глагольными. Может надо так автору. Другое дело - они начинают бросаться в глаза и резать слух тогда, когда в стихах нет чего-то более важного. О чём я, собственно, и попытался сказать.
28.12.17 14:43
Однозначно согласен. Я лишь попытался дополнить картину впечатлений.
28.12.17 16:55
Иван, спасибо за рецензию - доброжелательную и, как мне кажется, очень точную. Вы даете мне повод для размышлений - буду думать.
28.12.17 07:48 Ответить  
Спасибо.
28.12.17 14:39
Имя:

Почтовый адрес:

Комментарий: [Текст] - жирный; {Текст} - курсив; (/«Текст»/) - цитата
Выделите текст и нажмите соответствующую кнопку

Введите код с картинки:


litsovet.ru © 2003-2018
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 215
Из них Авторов: 14
Из них В чате: 0