• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Научные разработки в области интеграции посвящены прежде всего поискам новых форм междисциплинарного взаимодействия представителей различных направлений научного знания. Дефицит конструктивных идей в этой области сейчас проявляется со всей очевидностью, и почти повсеместно признается тот факт, что современная наука, для того, чтобы оставаться действенной в эпоху глобализации и невиданного прежде стирания границ, должна выйти за свои формальные пределы.

О новых подходах к научным исследованиям

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Г. Захарова

О новых подходах к научным исследованиям

  
   В последнее время в разных концах планеты представители различных научных школ заявляют по сути одно и тоже. Современная наука все больше идет по пути технологизации и развития узких направлений, создавая сотни тысяч систем и технологий, отвечающих на вопросы, как действовать в том или ином конкретном случае, но не создающих целостной картины. А жизнь требует именно целостности. Ведь не случайно основные открытия конца XX - начала XXI века происходили на стыке наук, именно там, где ученые пытались обобщать знания и выходить за рамки привычных узких представлений.
   И как бы торжественно и значимо не выглядели ряды нобелевских лауреатов, какая бы впечетляющая картина технологических достижений не поражала наше воображение, ученые не устают повторять: "Сейчас мы меньше, чем во времена Сократа, в состоянии ответить на вопрос: "Что есть знание?". И эпоху нашу технократическую в сетях тотальной глобализации не смотря на весь технический прогресс следовало бы назвать эпохой обогащения представлений человечества о собственном незнании.
   В. Степин поднимает этот вопрос в статье "Проблема будущего цивилизации": "Идея, согласно которой наступает переломная эпоха в развитии цивилизации, сегодня разделяется многими. Историки, философы, социологи часто пишут о современной эпохе как о времени переоценки ценностей, поиска новых путей цивилизационного развития. И в этой связи важно более детально разобраться в том, что следует понимать под этими новыми путями. Из набора сценариев возможного будущего, среди которых большинство катастрофических, человечеству предстоит отыскать наиболее благоприятные, обеспечивающие не только его выживание, но и устойчивое развитие".49
   Глобализация в научном познании
   Научные разработки в области интеграции посвящены прежде всего поискам новых форм междисциплинарного взаимодействия представителей различных направлений научного знания. Дефицит конструктивных идей в этой области сейчас проявляется со всей очевидностью, и почти повсеместно признается тот факт, что современная наука, для того, чтобы оставаться действенной в эпоху глобализации и невиданного прежде стирания границ, должна выйти за свои формальные пределы.
   Именно поэтому в научном диспуте выдающихся представителей российских академических кругов, таких ученых с мировыми именами как С.П.Капица, В.И. Аршинов, П.Б. Баум, С.П. Курдюмов, П.П. Горяев, В.Н. Катасонов, Л.П. Буева, М.В. Ковальчук и др. принимают участие ученые-каббалисты.68
   Еще в конце 2003 года, академик Сергей Капица вместе с членом-корреспондентом РАН Сергеем Курдюмовым и заместителем директора Института прикладной математики им. Келдыша Георгием Малинецким получили премию правительства РФ за работу в области прогнозирования будущего с использованием современной методологии нелинейной математики и синергетики. Как выяснилось, эта чисто академическая работа имеет непосредственное отношение к разговору о древнем каббалистическом учении, которое, как считают ученые, никак не связано с мистикой и оккультизмом, но представляет собой науку, имеющую собственный предмет и методологию.
   На определенном этапе, выйдя к естественным границам общепризнанного научного знания, российские ученые поняли, что дальнейшее развитие лежит в области взаимодействия с надматериальным, описать которое языком технологического мира, языком силовых полей и логики физического взаимодействия, можно с помощью каббалы.
   "Для выживания человечества необходимо научиться думать не только системно, но и междисциплинарно, - утверждает академик Капица. - Скажем, все действующие политико-экономические модели необходимо пересмотреть с точки зрения строгой математики. XXI век принесет серьезные изменения в интеллектуальной традиции и потребует синтеза исторического, технологического и духовного знания. Поэтому я совсем не исключаю, что рядом будут стоять 10 томов теоретической физики Ландау и 26 томов классической каббалы. Человек, как говорят не поэты, а физики, это пепел погасших звезд. Все химические составляющие нашего тела сформировались в результате ядерных реакций во время образования Вселенной. А ведь 95% материи Вселенной находятся в неизвестном нам состоянии. В эпоху глобализации становится общим местом то, что наука уже не может развиваться без понимания целостности мира".
   В своих последних статьях академик Капица указал на тот факт, что исторический период, когда население планеты, составляющее 10 миллиардов человек (ранее эта демографическая сумма охватывала десятки тысячелетий), ныне максимально сжался до продолжительности жизни одного человека: "Мы переживаем величайшую демографическую революцию и тесно связанную с ней глобализацию современного мира. Сегодня мало кто станет возражать, что последние 30 лет в мире происходили кардинальные изменения, охватившие не только сферы хозяйства, экономики и политики, но и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа, а вместе с тем практику науки, образования и мышления. В новом глобальном пространстве время ускоряет свой бег. То, на что раньше уходили месяцы и годы, можно сделать за считанные дни. Процесс глобального взаимодействия интенсифицируется, приобретает невиданную ранее динамику. Пространство общественного бытия уплотняется и перемешивается, становясь более однородным. И поэтому сейчас историческое, технократическое, духовное развитие - результат коллективного взаимодействия всех людей на планете. Ни одну страну, ни одно событие нельзя рассматривать в отрыве от всего мира, от целостной картины". 22
   Он проводит параллели каббалистической теории с современной физико-математической моделью, которая является открытой системой мировосприятия. Теория, предложенная М. Лайтманом, по мнению С. Капицы могла бы быть названа "новой теорией познания", адекватной реалиям 21 века.68
   Каббала и научный дискурс
   Именно необходимость целостного видения мира объединяет ученых, вышедших на передовые рубежи современной науки, и каббалистов, развивающих собственную методологию познания Вселенной. Не случайно именно сейчас в США государственный грант в 27 млн. долл. выделен профессору Дэниелу Мэту из Стэнфорда на перевод с арамейского языка Книги Зоар с комментариями ученых-каббалистов.
   Доктор философии и ученый-каббалист Михаэль Лайтман пишет, что по мере развития цивилизации наука Каббала, не меняя сути, видоизменяла лишь форму описания в соответствии с исторической эпохой. На протяжении многих столетий она оставалась метафорическим изложением принципов управления высшего информационного слоя нашим миром, каждое событие в котором является следствием определенного сигнала. Задача же человека состоит в изучении этого информационного слоя и позитивном применении этих знаний в жизни.
   Борис Пастернак говорил, что метафора - это колоссальный ускоритель сознания. Метафорический язык, объясняющий суть духовного учения, близок к идеальному. Именно поэтому в предшествующих Ари каббалистических источниках знания излагаются в метафорическим виде, языком сказаний, притч и аллегорий. Но, начиная с книг Ари, родоначальника лурианской школы, каббалистическое учение описывется уже вполне научными понятиями, языком цифр, графиков, схем.
   Сегодня Михаэль Лайтман представляет ученым наиболее современную систему описания каббалистической методологии познания мира и управления его законами, с соответствующим предметом изучения, языком, понятиями.
   Заведующая сектором Института философии РАН академик Людмила Буева считает, что "каббала - это не только особая система языка, приспособленная для того, чтобы описывать явления и формулировать идеи, но и специфический код, который на столетия превратил каббалу в "сокрытое учение" для узкого круга достойных и избранных. Именно по этой причине, разошлись пути каббалистов и Платона, который долго занимался каббалой, но брал в обучение и "недостойных" учеников. Соотношение рационального и иррационального в науке будет расширяться, - утверждает Людмила Пантелеевна. - И, может быть, каббала знает о человеке больше, чем официальная наука".
   Со времен Ньютона ученые в своих изысканиях расходились по разным направлениям. Но сейчас ученые из атомов складывают новые материалы с заданными свойствами, - кто скажет, где физик, где химик, а где геолог?
   Необходимость поиска новых форм научного познания и возможности соединения современного официального научного знания и древней каббалистической традиции уже не вызывает сомнения ни у кого.
   Эпоха новых форм научного познания
   Наступает новая эпоха. Пространство частной и публичной жизни обретает третье измерение, меняющее привычную систему координат. Из плоскостного оно становится сферическим, позволяющим прокладывать новые пути, быстро и легко налаживать коммуникации между различными частями земного шара. Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером де Шарденом в формулировке "мир, который свернулся". Мир действительно лишается границ, утрачивают былое значение территории и расстояния, пространство взаимодействия начинает обретать иные очертания, требуя от ученых нового видения.
   Вопреки утверждениям позитивистов и неопозитивистов, фундаментальные научные концепции формируются не на основе опыта, а на основе умозрительных конструкций - как метафизические категории. Умозрительные метафизические основоположения, лежащие в основе всякого научного знания, ныне нуждаются в смене парадигмы и расширении границ, смене методов получения знаний. Глобализация подрывает основы "островного сознания" как в политике, так и в науке.
   Каббала, описывающая причинно-следственные связи и общие законы мироздания, безусловно, относится к сфере наук фундаментальных. С давних времен было известно, что тот, кто занимается постижением этого "сокрытого учения", открывает глобальный мир, преодолевая узость собственной психики, племенных предрассудков, временных и пространственных ограничений. Каббала - это методика постижения скрытой от человека, но управляющей всем области мироздания. Эта методика позволяет понять общую структуру мироздания, законы его функционирования, его цель, причинно-следственные связи.
   И в качестве науки, каббала выгодно отличается от современных академических дисциплин тем, что видит мир в системной целостности и дает цельное мировосприятие, помогающее понять себя в этом мире, найти свой путь и приоткрыть врата пока еще недоступного знания. Именно эта наука способна стать общемировой, объединяющей методологией современного научного знания.
   В эпоху смены миропредставлений новые подходы к научным исследованиям, и в том числе наука каббала, представляют безусловный интерес для выявления законов, определяющих тенденции современных глобальных процессов, пути развития научного познания и цивилизации.
   Конец века отчетливо выявил опасное несоответствие между глобальным масштабом проблем, с которыми сталкивается человечество, и ограниченными средствами и методами их решения, которые предлагает нам наука.
   Она все больше идет по пути развития узких направлений, не создавая целостной картины. Разрабатываемый проект интегральной науки призван решить эту проблему.
  
Cвидетельство о публикации 91452 © Ima M. 20.09.06 18:27

Комментарии к произведению 1 (0)

Все это весьма сомнительно. Я что-то не заметил в статье никаких новых подходов на стыке и т.д. Похоже на общую демагогию Каббалы. Разочарую вас, но осмелюсь утверждать, что сын великого Капицы это не великий Капица и в физике он ничего особенного не достиг. А вот Ландау, которого он упоминает, был убежденным атеистом и , судя по всему, разнес бы в пух и прах озвученные идеи не особенно талантливого физика. Хотелось бы услышать точку зрения, например, Гинзбурга на эту тему.

Меня то, собственно, задевает в особенности, что вы достаточно смело называете откровенно религиозную практику наукой. Боюсь, что это весьма некорректно. Не преувеличивайте вклад , с позволения сказать, певицы Мадонны в искусство. По-моему, она весьма преуспела в популяризации Каббалы. Достаточно яркий пример. Как мне кажется, Каббала ровно настолько наука, насколько Мадонна это хорошая музыка.

Я ознакомился с Сила Каббалы Иегуды Берга и хочу сказать, что книга меня разочаровала. Если то, что я читал называть наукой, то, видимо, и Дима Билан это великий музыкант современности. Достаточно показательно, что комментарий адепта Мадонны на обложке этой научной книги. Как бы вы посмотрели на комментарий Децла на Теоретической механике Ландау Лифшица?

И.Берг возможно, не самый большой авторитет в Каббале как и Капица младший в физике, - не знаю, но он весьма вольно обращается с фактурой. У студента , занимающегося квантовой теорией поля, рассуждения этого научного деятеля по поводу Большого взрыва вызовут истерический смех. А Ландау за такое вольное трактование предмета испепелил бы автора не отходя от кассы, судя по его нелюбви ко всякого рода демагогическим теориям. Рекомендую почитать воспоминания Майи Бессараб о Ландау. Там есть несколько ярких примеров на эту тему. Между прочим, там, где учился я, за ошибки в фактуре ставили бескомпромиссные два балла. Отсюда следует, что И.Берг ссылаясь на те или иные научные факты, откровенно вводит в заблуждение, не особенно церемонясь с этими самыми фактами. Если И.Берг и есть академик этой науки, то я, пожалуй, не стану обращаться к другим источникам и на этом закрою для себя познание Каббалы.

Пи-эс. И.Берг относит стремление к власти и лидерству как более высокий, отличный от животного уровней. Интересно, а вожак в животной стае он кто? Разве он не есть лидер, разве это не есть стремление к власти?

Вам не кажется, что история с чудесным исцелением в вышеуказанной книге И.Берта смертельно больного после молитвы с 72 именами Творца не имеет ничего общего с наукой, а напротив есть банальная, до боли узнаваемая, религиозная практика? Если учесть аккуратное отношение И.Берга к фактам, то все более менее понятно все таки коммерческое издание, реклама от самой Мадонны. Надо соответствовать жанру. Как у кого-то хватает ума называть это наукой вот что удивляет.

С уважением, Игорь.