• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

Музыка. Венок сонетов

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
венок сонетов

Музыка не должна быть развлекательным
искусством. Музыка – нравственная сила.
Ромен Роллан
1.

О музыка! Бушующее море!
Врывающийся в душу ураган!
Клокочущий экстазами вулкан!
Кометный ливень в звёздном коридоре!

В полёт на огненосном метеоре
Меня зовут валторны и орган,
Кармен и Норма, Зигфрид и Тристан –
И я взмываю ввысь в лихом задоре!

Сквозь жар страстей, кипящих в партитуре,
Я в упоенье мчусь на крыльях бури,
Как музыка, свободна и сильна!

Отдайтесь песне, фуге, увертюре –
И взмечет души с илистого дна
Огонь, животворящая волна!

2.

Огонь, животворящая волна –
И дикий смерч отчаянья и боли.
Бетховен стонет: "Господи!.. Доколе?.."
Неравен бой. Душа истощена.

Обрыв. Неодолимая стена.
Но снова – шквал неукротимой воли.
И славят день диезы и бемоли!
Жестокая Судьба – побеждена.

Мой друг! Я вся горю! Мой пульс неровен…
Лишь тем, кто малодушен, малокровен,
Та сила непонятна и страшна.

Но я – твоя, возлюбленный Бетховен!
Пусть век суров. Дорога мне ясна.
Моя душа – тобою рождена!

3.

Моя душа тобою рождена
Для действия, для радости могучей!..
Но налетает Вагнер чёрной тучей –
И я дрожу, я плачу, я больна!..

Бунтующая мысль укрощена
Гармонией невыносимо-жгучей…
О, Рихард! Что ж – возьми! Терзай! Измучай!
Ах, нет! Я не хочу! Я не должна!..

И всё ж, сопротивляясь до конца,
Я жадно пью жестокий хмель "Кольца",
Блаженство грёз и яд фантасмагорий!..

Поднявши меч героя-храбреца,
Скачу вперёд с бесстрашием во взоре,
Чтоб петь добро в разноголосом хоре!

4.

Чтоб петь добро в разноголосом хоре,
Всех честных к единению зови
Мелодиями братства и любви,
Страна моя, лежащая в разоре!

Но нет, сейчас культура – не в фаворе.
Жируют на тинэйджерской крови
FM-диапазон и MTV.
Смердит эфир – духовный крематорий.

Тлетворней политических зараз
Отрава духа – рок, попса ли, джаз,
Как наркота страшней чумы и кори.

О Русь! Прошу: задумайся! Сейчас!
Ведь ты не побежишь к эстрадной своре
В минуты поражения и горя!

5.

В минуты поражения и горя
Иду за откровением к тебе,
О музыка, хоть жизнь, увы, грубей,
Чем опера – кровавая лав-стори.

Бегу к Кориолану, Леоноре,
Внимаю барабану и трубе,
Чтоб с мужеством смотреть в глаза Судьбе,
Уже стучащей в двери в до-миноре.

Ведь с нами плачет Mater dolorosa.
Врачуют сердце Шубертовы слёзы.
Печаль Шопена кротости полна.

И брызжет свет сквозь траур Берлиоза.
Когда душа бедой ослеплена,
Утишит боль волшебная струна.

6.

Утишит боль волшебная струна,
И обожжёт дыханием суровым
Высокое, трагическое слово
О Родине, что в тьму погружена.

Сжигает непомерная вина
Державный ум Бориса Годунова.
Тревожно солнце в зареве багровом
Над Русью Глинки и Бородина.

Во все века над миром православным
Плач Антониды, стоны Ярославны…
Любимая, родная сторона!..

Не я ль тебя кляла совсем недавно?..
Теперь, в слезах, душа воскрешена.
На гордый дух нисходит тишина.

7.

На гордый дух нисходит тишина
В созвучиях Вивальди и Корелли.
В журчанье скрипки, пении свирели
Взволнованная грация слышна.

Стыдлива арфа. Трепетно-нежна
Задумчивая песнь виолончели,
Как грустные мадонны Боттичелли,
Как мальвами одетая весна.

Но проступают робкие мазки
Смятения, тревоги и тоски
В роскошном и причудливом узоре…

О, как же мне понятны и близки
Их грёзы о Вселенском Дирижёре!..
И сердце ближе к Богу, чем в соборе.

8.

И сердце ближе к Богу, чем в соборе,
Когда владеет мной великий Бах.
И все сомненья повергает в прах
Лавина генделевских ораторий.

Обвал. Приказ басов: Memento mori!
Но миг – и исчезает липкий страх.
Душа, прозрев, парит на небесах
И славит Жизнь в ликующем мажоре!

Сухие, онемевшие уста,
Как пламя, обжигает кровь Христа,
И сердце душат сладкие рыданья…

Моя душа младенчески-чиста
И чутко внемлет всем людским страданьям…
О музыка! Ты – светоч мирозданья!..

9.

О музыка! Ты – светоч мирозданья,
А Брукнер – регент звёздного шатра!
Его стихия – скорбная игра
Бескрайнего полярного сиянья.

Вселенная – в слезах и содроганье.
Бушуют ураганные ветра…
Но мощная энергия добра
Взрывается победным ликованьем!

И Божий дух парит над бездной вод…
Но в сладости молитвенных длиннот
Уже таятся волны нарастанья…

Подставь ладонь потоку звёздных нот –
И хлынет в душу – с пеньем, с клокотаньем,
Святой родник любви и состраданья!

10.

Святой родник любви и состраданья,
Сокровища духовной красоты –
В твореньях русской оперной мечты,
Воспевших быль и дивные преданья.

Кто не рыдал, когда тонул в тумане
Град Китеж, став незримым и святым,
Иль Водемону белые цветы
Срывала Иоланта в знак прощанья?

Когда в шелках пленительных мелодий
Проходят в лучезарном хороводе
Феврония, Одетта, Волхова –

Душа открыта счастью и природе,
И светят ей сквозь чары волшебства
И слёзы, и улыбка божества…

11.

И слёзы, и улыбка божества –
В каскадах арий Моцарта, Беллини.
Здесь чистота и благородство линий,
Фиоритуры – словно кружева.

Пленяет душу полный озорства
Цирюльник несравненного Россини.
Ну а по Верди плачет и доныне
Италия – печальная вдова…

Но мне дороже милосердный Глюк,
Что превращает в светоносный звук
И скорбь, и миг блаженного свиданья…

Та радость, что рождается из мук,
В отчаянье, надеждах и исканье –
Союзница в борьбе и созиданье.

12.

Союзница в борьбе и созиданье –
Мелодия, вводящая в экстаз,
Что обличает ложь в любом из нас
И подлости не знает оправданья.

Но в век формалистических дерзаний
В заложниках альты и контрабас.
В чаду оркестра – исступленье масс,
Восторг убийства, муки истязанья…

Долой из залов! Прочь от бурь прогресса,
Где служат скрипки дьявольскую мессу,
От музыки, что нравственно мертва!

Беги! Очисти сердце пеньем леса! –
Пока ещё звенит росой листва,
Пока звучит хоралом синева…

13.

Пока звучит хоралом синева,
Я верю в торжество любви и света.
Я пью из чаши Нового Завета,
Моя душа дрожит, как тетива.

Но в сердце зреют горькие слова:
Кощунственна всеядность лжеэстетов,
Что любят и попсовые куплеты,
И звёздный гимн вселенского родства.

Довольно щеголять бесстыдной ложью!
Несовместимы мат и слово Божье!
Лишь классика, как Бог, всегда права!

Пока сердца внимают с тайной дрожью
Мечтам рояля, гимнам Рождества,
Надежда есть. Моя Земля жива.

14.

Надежда есть. Моя Земля жива.
А ураган классических симфоний
Столетия в стремительном разгоне
Вселенские вращает жернова.

А злой дурман слепого большинства –
Лязг электронных ритмов и гармоний.
Чернит сердца, хрипя на саксофоне,
Косматая эстрадная братва…

О Музыка! Пылая и скорбя,
Иду, чтоб исповедовать тебя –
Вне тесных залов, вне консерваторий!

Бросаюсь в бой, навеки возлюбя
Твои шторма и пламенные зори,
О музыка! Бушующее море!

15.

О музыка! Бушующее море!
Огонь, животворящая волна!
Моя душа тобою рождена,
Чтоб петь добро в разноголосом хоре!

В минуты поражения и горя
Утишит боль волшебная струна,
На гордый дух нисходит тишина,
И сердце ближе к Богу, чем в соборе.

О музыка! Ты – светоч мирозданья,
Святой родник любви и состраданья,
И слёзы, и улыбка божества,

Союзница в борьбе и созиданье.
Пока звучит хоралом синева,
Надежда есть. Моя Земля жива.

Cвидетельство о публикации 85837 © Трепетова Е. 31.08.06 20:39

Комментарии к произведению 2 (8)

А рок-то Вам чем не угодил?

Нет, конечно, не все в роке - БГ или Шевчук, но и Антонио Вивальди - далеко не Фабио Вакки или, хотя бы Оттолино Респиги... (А уж рядом с Бахом он вообще рядом не валялся (про концерт для четырех клавиров можете не напоминать)), а в советское время чуть Хренникова к лику краснознаменных святых не причислили.

И в академической музыке, и в роке - есть как таланты, так и посредственность и мешать все в одну кучу, как минимум - некомпетентно.

Разумеется, я не сваливаю академическую музыку 20 века и рок в одну кучу. Я их не принимаю по разным основаниям. Академизм 20 века косит под классику, но разрушителен по сути. А авангардные молодёжные течения - они не претендуют на то, чтобы считаться искусством, это - коммерция. Они разрушительны, и не скрывают этого. А академизм рядится в одежды высоких помыслов и идей. Неизвестно, что хуже - эта ложь академизма или откровенный деструктивизм рока, рэпа и т. д. (Но академическую музыку хоть мало народу слушает, а рок выкашивает души миллионов тинэйджеров...)

В любом случае спасибо за внимание, хоть наши с Вами позиции взаимоисключающи и враждебны).

С одной стороны, сознание отражает бытие... А с другой стороны, сознание бытие порождает. Так течет время...

Авангард 20 века имеет очень много корней. В Шнитке, например, четко прослушиваются Бах и средневековье, первая симфония - Коллажная - имеет гайдновские формы, ранний Шнитке неотличим от позднего Шостаковича. вторая симфония заканчивается словами:"Даруй нам мир", 4 - Молитвой "Богородице дево радуйся..."

С другой стороны...

" ... И представил я...

Город наводнился вдруг веселыми людьми,

Вышли все под дождь,

Хором что-то пели и плясали, как могли,

Позабыв про стыд

И опасность после с осложненьем заболеть,

люди под дождем

Как салют, встречали гром, весенний первый гром..."

Ю. Шевчук.

Между прочим, один из виднейших поэтов русского рока...

... И где здесь деструкция?

Искусство должно когда-нибудь быть понятым, но не должно быть понятным, иначе, первый, кто попадает в отвал эволюции - это как раз Людвиг Ван Бетховен, ибо его музыка была непонятна и считалась ересью...

Почитайте историю тех, кем Вы так восхищаетесь...

Шнитке, цитируя Баха, издевается над ним, а не выражает своё уважение.

Послужав его музыку, можно либо повеситься либо убить кого-нибудь.

Приведённый Вами текст Шевчука хоть и не деструктивен, но всё же лишён литературных достоинств. Разрушительна сама музыка, особенно аранжировка.

Композиторы-классики, сочиняя свои мелодии, хотели сделать людей добрее и лучше. Именно так воздействует и поныне на слушателей музыка Бетховена, Баха, Моцарта и их современников.

Я пришла к музыке поздно - лет в 18. До этого я не слышала НИЧЕГО - ни "Лунной сонаты", ни Шевчука (по счастью). Ничто для меня не было современным. Но я сразу приняла Бетховена и отвергла Шнитке с Шостаковичем. Ибо музыка последних аморальна. Даже если я её умом понимаю - душе моей противно от неё.

Ой ли? Однако, тот же самый Шнитке в своем интервью сказал, что Бах - лучший пример для подражания. Второе. Ни в одном своем произведении он Баха не цитировал. Другое дело, форма, скелет, очень сильно напоминающие Баха... А это уже не издевательство, а искреннее уважение.

Кто же, скажите мне пожалуйста, сразу принимает Шнитке? Ха! Да еще и с первых звуков? Я уже семь лет сижу на Шнитке и не в состоянии врубиться в форму его восьмой симфонии. Но я не собираюсь хаять того, чего не понимаю, в отличие от...

Шевчук. К счастью? Ой ли!!!

А историю России мы в цветочках и вензелях расписывать будем? Или Вам этого лучше не видеть? Мне плевать, живите хоть в кокошнике, но Вы попытайтесь понять, о чем Вам говорят, прежде чем нести бред о том, чего (мое такое ощущение) Вы или не слышали,или слышали пару раз, сказав дальнейшее "Фи" с высот священного эгоизма?

Чтож, быть может, Вы где-то авторитет, но не для меня, чтобы говорить, что чья-то музыка - дерьмо, только лишь потому, что она Вам не понравилась...

Замечательный венок, удалось передать если не саму музыку, то те чувства, которые она рождает в душе, и затронуть важные духовные вопросы, и душевные струны.

С уважением

Ирина

Уважаемая Ирина! Да, к сожалению, в стихах трудно передать саму музыку... Поэтому я и ставила своей задачей постановку кардинальных вопросов, страстное высказывание своего кредо, воспевание классической Музыки, отрицание современной. Я очень рада, если мои мысли кому-то близки. Спасибо Вам, Ирина!

Да, чувства во многом созвучны, особенно насчет духовных вопросов и душевных струн... не могу сказать, что я очень хорошо знаю классическую музыку, но люблю... насчет современной массовой культуры во многом с Вами согласна, ритмы, если это можно так назвать, удручают психику...

Надеюсь, что существует какая-то интересная современная музыка, но я с ней незнакома, к сожалению, хотя слышала от знакомых музыкантов о ее существовании...

С уважением

Ирина

Ирина! Хорошая современная музыка, пожалуй, есть. Очень много пишется духовной музыки. Она явно возвышающая. Очень интересна камерная вокальная музыка. Однажды я слышала увертюру к пишущейся опере Рыбникова - и была потрясена. Но, увы, всё это погоду не делает, всё это мало кому известно. А общая тенденция - разрушительный симфонизм и молодёжные группы...

Это, Пардон муа-то, Рыбников у нас возвышающийся, с его примитивом???

Ха! Видите ли Вы хоть что-то дальше своего носа? Или в Вас еще живо воспитание предков и отсутствует внутренняя свобода? А, все по Вашим стихам видно...