• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

Емельян Хайлов

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
(отрывок из поэмы "Гром-камень Петра I")

Пушкарь Хайлов был прям, широк в плечах.
Он мог согнуть клюку узлом без усилий.
Без тяжкого труда наш мастер бы зачах.
Собрать железный лом умели в России.

Черты лица не резкой формы.
В литейке пушка выше из персон.
Хайлов в работе не порочил догмы,.
а главенства вопрос давно решен.

Литейный двор. Ни кустика, ни дёрну -
  большая печь, при ней земли кусок.
  Двор чем-то походил на живодёрню :
  конь вверх ногами, головой в песок.
 
  А полая внутри - сухая форма
  рельефную держала пустоту.
  Литейщик должен ловко и проворно
  влить медь расплавленную в форму ту.
 
 
Пушкарь Емельян Хайлов (рисунок).


Хайлов был государственный литейщик.
  "Все по местам!" - привычно приказал.
  И, помянув заступников святейших,
  заглушку выбил, выпустил металл.
 
  И медь пошла! Светящимся потоком
  втекала в полость, в складки, в литники...
  Так Солнце, поднимаясь над Востоком,
  багрянцем красит быстрый бег реки.
 
  Зеваки и помощники притихли.
  И молча замер гордый Фальконе,
  сквозь медные расплавленные вихри
  узрев Петра на вздыбленном коне!
 
  Недолго обнимала их удача.
  Медь всклокотала, как рычащий зверь,
  и - вырвалась на волю! Скульптор, плача,
  схватил чертёж и выбежал за дверь.
 
  Француз невольно панику посеял,
  неся чертёжик свой поверх голов,
  а следом побежала вся Россия...
  Но ни на шаг не отступил Хайлов.
 
  "Беги, безумец! - мастеру кричали.-
  Металл не кипяток, остерегись!"
  Но губы паникёрам отвечали
  коротким словом, будто кошке: "Брысь!"
 
  Расплавленную медную лавину
  он, черпая ковшом, вливал в лоток.
  Под тяжестью согнувшись вполовину,
  не дал металлу прекратить поток.
 
  Горел тулуп, сапог кошмовый шаял,****
  вздувались от ожогов волдыри,
  а он терпел, отливку воскрешая,
  и славу новой статуе дарил.
 
  И вот уже остывший Медный Всадник
  готов занять гранитный пьедестал,
  но змей, повергнутый копытом задним,
  ещё в готовом виде не предстал.


  Императрица улыбнулась мило,
  неторопливо глянула окрест,
  затем смиренно голову склонила,
  и тут же грянул войсковой оркестр.
 
  Завеса ограждения упала.
 
И пушечные залпы раздались.
  Войска "Ура!", толпа "Виват!" кричала,
  и картузы летели вверх и вниз.
 
  Толпа шумна, густа, тысяченога.
  И в той толпе под свист и зычный рёв
  пушкарь с лицом, багровым от ожога,
  дивился рукоделью мастеров.
 
  А "Камень-Гром" средь пушечного грома
  нёс молчаливо конного Петра.
  Простой гранит, а роль его огромна :
  крутой трамплин - в сегодня из вчера.


Примечание.
В 1775 году - в Санкт-Петербурге началась отливка так называемого"Медного всадника". Автор памятника Этьен Морис Фальконе долго искал  литейщиков, способных произвести отливку его памятника. Не найдя достойных, он сам засел за изучение литейного дела. Взяв в помощники русского литейного мастера Емельяна Хайлова, француз приступил к отливке. Но в этот момент лопнула труба, по которой в форму поступала расплавленная бронза. Металл стал выливаться. В отчаянии Фальконе выбежал из литейной. Статую спас Хайлов: он намочил свой армяк водой, обмазал глиной и голыми руками приложил эту "заплату" к лопнувшей трубе. Мастер получил сильные ожоги, потерял частично зрение, но был награжден за мужество. Из-за потери металла статуя была отлита не полностью. Фальконе отстранили от работы, и он уехал во Францию. Верхнюю часть отлили позднее и присоединили к нижней так удачно, что непосвященный не догадается, что полая статуя состоит из двух частей.
 









 
Cвидетельство о публикации 606890 © Девиков Е. И. 30.06.21 10:04