• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Философия
Форма: Эссе

Как-то я задумалась: а зачем я пишу стихи?

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Как-то я задумалась: а зачем я пишу стихи?

И надо ли писать, например, если нет на это таланта?

И если никакой материальной пользы нет от них ? Трата времени, да и только?

Однажды я поняла, что творчество направлено (в конечном итоге!) на самоизлечение (да-да, не спешите спорить), а значит, на ВЫЖИВАНИЕ. Поэзия, в частности, необходима людям повышенно-эмоциональным и чувствительным. В какой-то момент я просто осознала, что писать стихи – моя потребность. Мое решение перестать писать стихи (которое я приняла в старших классах школы, когда нужно было выбирать профессию), потому как "не Пушкин", оказалось, как выяснилось с годами, невыполнимым. Были моменты в жизни, когда "рука тянулась к перу, перо - к бумаге" (с). И не написать стих было невозможным.

Я поняла, что это потребность. И она заложена природой. И игнорировать ее не удается.

И тогда я стала размышлять: потребность творить, в частности, писать стихи, это лишь одна из потребностей человека!

А для чего вообще существуют ПОТРЕБНОСТИ (и ЧУВСТВА, им соотвествующие и побуждающие нас к действию)? Я пришла к выводу, что в конечном счете для одной цели: для ВЫЖИВАНИЯ отдельного человека или общества в целом.

Назовите любое чувство, проанализируйте, и сами в этом убедитесь.

Чувства:
Голода .............. возникает в момент, когда в организме не хватает хим. веществ, что угрожает жизни

Жажды .............. возникает в момент, когда организму не хватает воды, что тоже угрожает жизни

Страха .............. возникает, например, перед пропастью, перед огнем, что предохраняет от падения в пропасть или попадания в огонь

Любви.............. возникает для продолжения человеческого рода, то есть, для выживания человечества

Совесть (это ведь тоже чувство?- подумала я)..... помогает выжить человечеству в целом, т.к. совесть не позволяет делать пакости ближнему

Желание смерти (самоубийства, казалось бы, противоречат моим рассуждениям)...................самоубийцы, сами того не понимая, освобождают общество от негативных генов, не обеспечивающих выживание, потому как природе важнее выживание общества.

(Вот мы приходим в лес из года в год, смотрим - муравьи. И не думаем, что это уже не те муравьи, что были в прошлом году. И не замечаем, как один или десяток муравьев только что погибли у нас под ногами. Это не важно! Важно, что муравьи как вид живет и здравствует. И природа - если придется выбирать - принесет в жертву одного ради выживания всех. Кстати, не зря ведь воспевается героизм тех, кто, жертвуя собой, спасает многих.)

А теперь потребность писать
стихи ...................................если продолжить логический ряд, то эта потребность, как и все остальные, в конечном счете, для выживания (Тем, кто скажет, что для общения: а общение для чего? изолированный от общества человек обречен. Тем, кто скажет, для объяснения в любви... а большинство стихов - любовная лирика... то см. выше: для чего любовь).

Но почему стихи не только пишут, но и читают? Те, кто читает, начинает сопереживать и выплескивает свои эмоции (т е, получается почти то же самое, как если бы сам написал).

В этом смысле, ТАЛАНТЛИВЫЙ поэт отличается от НЕ ТАЛАНТЛИВОГО или от ГРАФОМАНА тем, что его стихи нужны огромному числу людей.
Менее талантливые стихи нужны меньшему числу людей. Стихи графоманские нужны самому графоману (ну, и слава богу! пусть лечится) и единицам.

И вот в этот список потребностей (и связанных с ними чувств) легко вписывается... ВЕРА!

ВЕРА - Религиозное чувство ........ возникает в момент, когда человек находится в неразрешимо тяжелой ситуации, когда на земле никто не может помочь (болезнь близкого, когда медицина бессильна) В такую минуту человек может дойти до самоубийства. А вера поможет этого избежать.
Вера возникает из желания защиты. Для ребенка это родители. А вырастая, ребенок понимает, что родители не в силах защитить его от многих бед. Но не всем нужна вера. Есть сильные личности, умеющие пережить трудности. А есть те, кто просто не оказывался в жизни в тяжелейшей психологической ситуации.

(Кстати, не важно, есть бог или нет. Этого ни наука опровергнуть пока не может, ни церковь доказать – какой такой смысл об этом спорить? А вот то, что вера существует - факт)


Что касается религии.
Доказано учеными (читала года три назад в «Науке и жизни»): состояние мозга молящегося человека – особое состояние. С одной стороны – человек находится в сознании (в отличие от сна), но энцефалограмма фиксирует волны, возникающие лишь во время «медленного» сна, сна без сновидений. Это состояние полезно для организма человека. А неделю назад на канале «Культура» в передаче «Ночной полет» ученый (фамилию не запомнила), заявил, что есть статистические данные о том, что верующие дольше живут.

Наверное, естественный отбор привел к тому, что это чувство, помогающее выжить, закрепилось в генах.

Исходя из вышеизложенного, я вообще не понимаю, почему люди ссорятся и даже воюют на религиозной почве. Мы все (с точки зрения физиологии) одинаковы. Потребность в вере в нас заложена генетически. У кого-то больше, у кого-то меньше. Да, разные народы оформили эту веру в разные формы – разные религии. Но надо искать общее во всех религиях, а не сталкивать их друг с другом. Как это делают политики.

Еще кое-что насчет перенесения на бумагу своих чувств (преимущественно поэты), мыслей (преимущественно писатели).
Есть психологический прием. Если, например, ребенок чего либо боится, нужно дать ему карандаш, чтобы он это изобразил на бумаге. А потом сделал с этим изображением, что захочет: например, порвал на кусочки и выбросил в корзину. Это способ перенести свой страх вовне и расправиться с ним.


Я когда-то проанализировала высказывания самих поэтов о том, почему они пишут. Вот вам доказательства, что поэзия направлена на самоизлечение:


Высказываения самих поэтов:



1

"Спасибо, Влад. Но уверена, что ты другую тишину имеешь в виду.
Я написала именно так, чтобы себя узнавала большая аудитория. В моей жизни имела место разная тишина, и та, которую ты узнал. Но на написание этого стихотворения толкнула меня тишина в творчестве. Мы ведь пишем, чтоб не сойти с ума.

С теплом, Гавриш Альбина 04.09.2007 10:14"

2

"Конечно же, мы пишем для СЕБЯ,
Пусть адресуем их кому угодно.
Так тяжело молчать, страдая и любя!"

Взято со странички Татьяны Березиной (из рецензии)

3

"Еще с депрессией в борьбе
Пегас и Муза помогают -
Настрой порою до небес
Стихосложенье поднимает...
Ведь что такое рифм поток?
Лекарства для души глоток -
Прочтешь кого-то - как глотнешь,
Свои напишешь - правду ль, ложь? -
Неважно...
Сбросишь груз депрессий
В стихи и мир не так уж тесен,
А даже очень интересен,
Стихи - таблетки пей! Будь весел"

И Р И Н А 2006/02/25 23:41 •

4

"и мне казалось что мой пыл угас,
Что музы больше не услышу глас,
Но тянет как магнит меня листок,
Хотел однажды бросить, но не смог.
Мне кажется все из нас задумывались, а стоит ли жертвовать чем то ради стихов. Хотелось бросить ради другой жизни, другой цели.Но я не представляю, что человек сможет отказаться от счастья творить то, что единственно в своём роде и неповторимо.
Огонь может потухнуть, но божья искра никогда. Поэзия - болезнь неизлечимая."

Андрей Погодин 2006/02/13 19:33 •

5

Максим Кобу
О себе:
Я начал писать когда это было необходимо для моего психического здоровья (первая любовь, депрессия).

И продолжать приводить примеры, подтверждающие жизненную важность писания стихов можно до бесконечности...

6
Я просто не умею не писать...
Ledi
Я просто не умею не писать,
Я просто не могу дышать иначе…
Я не смогу однажды отказать
Пришедшим строчкам. Знаешь, это значит

Что я не просто так пишу, наверно…
Но это ведь не значит нелюбви!
Пойми, что если серо, дождь и скверно,
Мне проще пережить через стихи

Сезонную изменчивость погоды
И времени неумолимый ход,
И неизменность матери-Природы,
И каждый новый солнечный восход,

И серый снег из городских окраин,
И стылый ветер где-то за спиной;
И то, что Авель был, но был и Каин,
И что бессмертьем проклят не-герой;

И что Пилат страдал гемикримией,
Что правил не правитель, а дела,
И даже что пророк Иеремия
Наверно, был. И что Лилит – была.

Я в эту стройность слов порой вплетаю
Не то, что знаю – что б хотелось знать.
И никому, поверь, я не желаю,
Уметь (и не уметь!) вот так писать.

Но я не знаю горького лекарства,
Пилюли сладкой, водки ль дармовой,
Чтоб вылечить могла от стихоблядства
(Ведь изменяю с ними, да, родной?).

Не знаю смеси трав и притираний,
Не знаю снадобья из глубины веков,
Чтоб вытравить потребность мне писать их
Иль притупить мою к тебе любовь.

Нет выбора, и выбрать невозможно.
Свободы нет, она лишь только миф.
Я и стихи – закон. Он непреложный.
Но я и ты – то «аксиома» гриф.

© Copyright: Ledi, 2009
Свидетельство о публикации №1911177510


7 "Все думали: в водку, в тоску, в алкоголь.
Сопьется, повесится, станет калекой.
Но спряталась в слово огромная боль,
И стало всетлей от нее человеку"

Один уфимский поэт (не помню, кто)




Конечно, поэты разные, их волнуют разные вещи... Не зря же есть разделы "любовная лирика", "пейзажная лирика", "гражданская лирика"... - у кого что болит.

Я не делаю различий, которые делают некоторые, подразделяя пишущих стихи на "поэт", "Поэт" с большой буквы, "талантливый поэт", "гений", "графоман"... Потому что понимаю - если человек пишет, значит, ему это нужно. А "Поэт" отличается от "графомана" лишь тем, что он сумел выразить потребность большинства читателей. То есть, стихи хорошие - те, что приносят пользу большому количеству людей, идут на пользу не только самому пишущему.

"Графоман" или пишет то, что не чувствует (тогда его стихи оставят читателя равнодушным),
или не умеет выразить то, что чувствует. В первом случае, скорее всего, цель такого "графомана" не выразить свои чувства, а продвинуться в обществе любым способом.
Но тут опять-таки согласно вышеизложенному, если потребность отдельного человека вступает в противоречие с потребностью большинства, общество его наказывает - в данном случае порицанием: ну не нужны никому такие стихи, которые ни от сердца, ни от ума...
Кстати, любой хороший поэт может написать графоманский стих.

Все эти выводы были сделаны давно, но время шло, а я не встречала нигде ничего, что этому бы противоречило. Мало того, мои дальнейшие размышления привели меня по цепочке к новым личным открытиям... К пониманию, что такое Добро и Зло... к пониманию цели и смысла Жизни... А всё вышеизложенное органически вписалось в общую картину Жизни, картину Добра и Зла.

Продолжение следует.
Cвидетельство о публикации 600690 © ВераНиКа 21.02.21 06:42