• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Очерк

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ..

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста


Яков Каунатор



СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ...

О Беларуси с любовью




Как, из чего рождается любовь? Сие есть тайна великая. Возможно нейрохирурги могут ответить на этот вопрос проанализировав все химические реакции нашего организма.
Как бы то ни было, она, любовь, нечаянно нагрянет и ничего с этим чувством поделать не сможешь. Просто подчинись ему, чувству, и живи с ним в мире и согласии.
Я люблю Беларусь.
"За что ты её любишь?" Вот, вот опять вопрос из разряда неотвечаемых. Можно конечно подойти к ответу диалектически, с применением цитат из философии или марксистско-ленинской этики...
Нет, я пойду другим путём. Мне Лермонтов Михаил Юрьевич подсказал этот путь.
"Но я люблю — за что, не знаю сам..."

Может быть поэтому так внимательно отношусь ко всему, что сопричастно с этой страной, с её историей и культурой.

Из истории:"Развитие духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси было неразрывно связано с процессом формирования белорусской народности. В XIV-XV вв. наблюдается заметный рост городов, соответственно и городского населения. Именно городская жизнь оказывала огромное влияние на развитие культуры, творческой мысли, формирование передовых, общественных и философских взглядов, гуманистических течений, связанных с общеевропейским Возрождением и Реформацией. Города, и прежде всего Вильно (Вильнюс) — столица ВКЛ, — Витебск, Полоцк, Менск, Берестье (Брест), Городня (Гродно) и др. стали в XV-XVI вв. центрами образования, где складывались передовые идеи просвещения и где возникли первые, известные по источникам, школы.
В 15-16 веках в Беларуси наблюдалось значительное развитие образования, распространение книг, оживление духовной жизни. О расширении просвещения и письменности в Беларуси в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до нашего времени: «Пинская грамота» (юридический документ Пинского княжества XIV в.), Оршанское рукописное «Евангелие», а также белорусское летописание XIV-XV вв. «Хроника Быховца».
В XIII-XVI вв. преобладающую часть всей белорусской славянской письменности составляла церковно-религиозная и богослужебная литература. Типографским способом издавались, как правило, книги религиозного содержания. Светская книга была явлением крайне редким.
В период ВКЛ на белорусских землях получили развитие разные по своей идейной направленности, содержанию и методам работы школы: православные, католические, а также протестантские, возникшие на закате эпохи ВКЛ и активизировавшие свою деятельность в конце XVI - начале XVII вв."https://studfile.net/preview/5358336/page:2/
Для сравнения:
"1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ, РОССИЯ
Церковно-религиозное образование (организованное в виде приходской школы). Эта форма образования была не очень распространена и не играла большой роли в удовлетворении образовательных потребностей населения, но она отвечала интересам господствующего социального института;
От учителя требовали некоторого знания и образования, но не умения учить, т. е. педагогической подготовки.
Общее образование наших допетровских предков было настолько скудно, что не давало никаких основ для реального мировоззрения, для сколько-нибудь правильного понимания мира и его явлений. О природе, о растениях, о животных, об астрономических, физических и химических явлениях учителя почти ничего не говорили своим ученикам, так как сами о таких явлениях ничего толком не знали; но зато много твердили о Боге, ангелах, чудесах, злых духах, их действии на человека. Положительных сведений о мире не было, но о действии в нём божеской и демонической силы, о чудесном, таинственном, мистически страшном — об этом сообщения были очень обильные, и вера во всё сверхъестественное была самая твёрдая"https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2017/03/13/razvitie-vospitaniya-i-obucheniya-na-rusi-v

Белорусские просветители:
"Просветитель- это тот человек, который просвещает людей в какой либо науке. В развитие белорусской культуры особый вклад внесли следующие просветители:
Ефросинья Полоцкая - религиозный просветитель, способствовала просвещению народа через доступные для него средства.( Первая женщина - святая у восточных славян).
Кирилл Туровский (каля 1135 - каля 1182)- популизировал религиозные истины, обращался к людям через наставления и притчи, желая повлиять на духовную и моральную культуру народа. (его проповеди и молитвы до сих пор читают в церквях).
Сымон Будный(1530 - 1593), выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.
Иван Фёдоров и Петр Мстиславец привезли в Россию книгопечатание и книжную графику. Российские историки не любят вспоминать, что первые московские книгопечатники: Петр Мстиславец и Иван Федоров были нашими земляками. Тем, кто не силен в географии, напомню, что Мстиславль - это город на востоке Белоруссии. Иван Федоров, а если быть точным - Федорович, был происхождением из белорусского шляхетского рода герба "Шранява".
Книгопечатание было враждебно встречено московским духовенством и вскоре после начала их деятельности, появились обвинения в "распространении ереси". В 1566 году фанатиками была разрушена московская типография Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Печатники вынуждены были вернуться на родину, где нашли пристанище у высокообразованного гетмана Р. Ходкевича. В его имении, расположенном в Заблудове (совр. Белостоцкое воеводство Польши), ими были изданы Евангелие (1569г.) и Псалтырь (1570г.). Позже П.Мстиславец открыл свою типографию в Вильно, а И.Федорович в Львове.
Василий Тяпинский напоминал про необходимость развития науки, литературы, культуры на родном языке и призывал к расширению на нём Слова Божьего. М.Скарбевский разрадотал теорию красноречия .Зизаний Стефан(Тустановский; 1550-1634), беларусский писатель-полемист, церковный проповедник конца 16 - начала 17 в. В 1595 г. в братской типографии в Вильно издал "Катехизис" на беларусском и польском языках (не сохранился), который на православном соборе в Новогородке (1596) осужден как еретический. Был лишен духовного сана и отлучен от церкви, оправдан Брестским церковным собором 1596 г. Автор религиозно-философских произведений, отличающихся веротерпимостью, рационалистическим подходом к оценке явлений природы и окружающего мира.
Немаловажную роль во взаимодействии белорусской и европейской культур сыграли просветители эпохи Возрождения. Одним из них был Франциск Скорина, белорусский и восточнославянский первопечатник, мыслитель, гуманист, учёный и писатель, содействовал развитию белорусскому книгопечатанию. (была выдана первая печатная книга "Псалтирь" 6 августа 1517г.). Нельзя не упомянуть Миколу Гусовского (1470 - 1533), через его произведения Европа узнала про Беларусь (Песня пра Постаць, Дзікасць зубра), автора знаменитой поэмы на латинском языке "Песня про зубра". Он учился во Франции и Италии, где оформились его патриотические взгляды на Беларусь. Смолитич стремился отделить русскую церковь от Византийской, основатель пер. Андрей (Ян) Белоботский и Симеон Полоцкий существенная часть их творческого пути была связана с Москвой. Именно с их творчества начинается становление русской силлабической поэзии и распространения барокко в духовной жизни. Лаврентий Зизаний и Милетий Смотрицкий - разрабатывали грамматику славянских языков.Возродил кириллическое книгопечатание один из первых русских и белоруских печатников Пётр Мстиславец, который внёс значительный вклад в развитие не только белоруской и русской, но и общеславянской культур. Свой вклад в развитие как белорусской, так и русской культур внесли Симеон Полоцкий ("Букварь языка славянского", "Псалтирь рифмованая"), Илья Капиевич ("Краткое и полезное руковедение во арифметику"), который издавал учебники на русском языке по грамматике латинской, русской, риторике и т. д. фактом признания наших соотечественнков мировым сообществом может служить внесение таких имён, как Франциск Скорина и Микола Гусовский в календарь международных дат великих деятелей всей славянской культуры.”https://zdamsam.ru/a21140.html/

Для сравнения: Просвещение в России начинается с 18 века, c Татищева, Ломоносова, Кантемира, Карамзина.

нением и "плавно" перейду ко дням нынешним.
Что сближает современную Беларусь с современной Россией? Диктатура власти. В Беларуси диктатура Алехандро Лукальенде(вспомните Луку с автоматом, готовым защищать свою власть) длится 26 лет. В России диктатура "окурка" - 20 лет. Путин устремлён в будущее и собирается править по меньшей мере до 2036 года. Между Лукой и Путиным есть существенное отличие. Путин никогда не выскочит из бункера с автоматом наперевес. Путин никогда не выйдет на митинг, где его будут посылать подальше.
Но сближает их параноидальное стремление к единоличной власти.
Есть ещё различие между ними. По уровню коррупции при Лукашенко Беларусь занимает 59 место в мире. Россия - 138. По уровню жизни населения Россия с её огромными природными богатствами занимает 49 место. Беларусь со своей бульбой.льном - 60-е место.
Диктатура есть диктатура. Поэтому даже при очень приличных показателях народ выходит на улицы белорусских городов протрив авторитарной диктатуры.
Я с большим сочувствием наблюдаю за событиями в Беларуси. Смею всех заверить, что сердцем я с этим мужественным гордым народом.Почему же тогда меня одолевают сомнения в успехе борьбы с диктатором?
Оппозиция. Есть ли в оппозиции чётко выраженный лидер? Кажется, оппозиция заявляет о победе на выборах Светланы Тихановской. Вы слышали интервью с нею? Я слышал. Через несколько фраз из неё показывается домохозяйка. И вот уже Мария Колесникова заявляет, что с каждым днём в ней крепнет уверенность, что она становится лидером оппозиции. "Им вождя недоставало. Настоящих, буйных мало вот и нету вожаков!"(Из Высоцкого).
Кто-нибудь слышал о программе оппозиции кроме лозунга "Долой Батьку!"? И я не слышал...
Светлана Алексиевич, замечательная женщина, мужественная, мудрая, активная обратилась к российской интеллигенции.
Кто-нибудь представляет себе лицо российской интеллигенции? Я могу себе представить. Посадите в одну комнату, нет, комнаты будет мало - в один зал всех блоггеров "Эха Москвы".
Виктора Шендеровича, Леонида Радзиховского, Альбац, Латынину, Максима Шевченко и Александра Невзорова, Минкина, Владимира Пастухова, Леонида Гозмана и Сергея Маркина, Аркадия Бабченко, Андрея Колесникова и Александра Подрабинека и других. Их много в одной редакции "Эха Москвы". Представили? Дааа, картина достойная кисти сюрреалиста.
Искренне рад, что кто-то из них отозвался на призыв Светланы Алексиевиц словами поддержки. Но вот из рядов российской интеллигенции раздался "кряк" истиного интеллигента Подрабинека в сторону Алексиевич: "А где ты былa до октября 1917 года?"
В Беларуси ничего не изменится по двум причинам:
а) надо быть очень наивным, чтобы не замечать, насколько государственные структуры Беларуси, особенно силовые ведомства, нашпигованы сотрудниками российских спецслужб;
б) Из Варлама Шаламова:"
" Ложь, обман, провокация по отношению к фраеру, хотя бы к человеку,
который спас блатаря от смерти, - все это не только в порядке вещей, но
и особая доблесть блатного мира, его закон.
Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера
- это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана
- любым способом: лестью, клеветой, обещанием…
Фраер и создан для того, чтобы его обманывали; тот, который
настороже, который имел уже печальный опыт общения с блатарями,
называется «битым фраером» - особая группа «чертей».
Вся воровская психология построена на том давнишнем, вековом
наблюдении блатарей, что их жертва никогда не сделает, не может подумать
сделать так, как с легким сердцем и спокойной душой ежедневно, ежечасно
рад сделать вор. В этом его сила - в беспредельной наглости, в
отсутствии всякой морали. Для блатаря нет ничего «слишком».
В.Шаламов, "Очерки преступного мира", 1959 год.

Беларусь победит диктатуру Лукашенко только тогда, когда Россия уничтожит диктатуру Путина. Произойдёт ли это в обозримом будущем? Сомневаюсь. Больше месяца Хабаровск смело выходит на улицы под лозунгом "Долой Путина!"
Что Россия? "Народ безмолвствует..."
Скоро уж минет лет 200 с некрасовских строк:
"Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.."

Скованные одной цепью...
Связанные одной целью...
Вячеслав Бутусов

Беларусь!
Счастья тебе, надежды и веры! Ты достойна СВОБОДЫ!


Cвидетельство о публикации 593174 © КАУНАТОР 14.09.20 06:11

Комментарии к произведению 3 (13)

Комментарий неавторизованного посетителя

Жыве Беларусь!

Украина понаед усе

У вас, Павел, психология раба. Читаю и удивляюсь: как сразу не разобрался. Думал, безобидный и эпотажный тролль. Фиг. Раб, играющий в литературу.

Аргументы? Мне интересно будет

  • Мастер
  • 16.09.2020 в 11:53
  • кому: Ерофеевский С. Г.

Мои аргументы: во второй половине19 века было модно быть не рабом, свободным и революционером, разументся, начиная великих князей до разночинцев. И промышленники хотели свободы. Чтобы не было кровавого свмодержавия. Редко кто пытался оставаться не в "толпе", Достоевский, Чехов. Чехов прекрасен тем, что писал, ненужно рушить все вокруг, если ты хочешь, чтобы не было рабства - выдавливай в себе раба.

В 1993 году на телевидение вытащили творчесуцю интеллигенцию, чтобы добить пароамент. Среди слов "задавпть гадину", "коммуно-фашизи", единственный среди бомонда - Иннокентий Смоктуновский говорил, не нужно демонизировать друг друга, надо компрмисс. Разумеется, слова Смоктуновского для рейдеров некстати - нужно было сделать олигархический капитализм и отжать у государства активы, поэтому "раздавили галину".

Все продолжается по кругу. Снова благими наиерениями дорога вымощена в ад

Человек в Беларуси захотел быть человеком. С честью, достоинством. Вы белорусов троллите. Достоевского вспомнили, эссе целое, вместо комментария залепили. С чего бы? Да все свободное у вас удивление вызывает. Как посмел? Ну чисто парадигмы раба. Апофегмы несвободы. Читать стыдно. Трольте Путина, голубчик. Слабо? Забыл. Вы писали, что у нас клевый царь. Я уже внес вас в черный список. Но. Не удержался. Простите-с.

Дорогие друзья!

Вот уж не ожидал, что мой короткий очерк вызовет дискуссию. Собственно, мне хотелось лишь сказать, что в 21 веке страна, народ с богатой культурой, образованная(для этого и привёл исторические ссылки на ОБРАЗОВАНИЕ в Беларуси и России, Просветители в Беларуси появились в самом начале 12 века, в России - в конце 18), так вот, в 21 веке народ и страна имеют право выбора.

В России народ такого права не имеет. Несчастье Беларуси в том, что её территория сопредельна с территорией России. В этом трагедия всех стран, напрямую граничащих с Россией

Но Сербии повезло, она не граничит с Россией. Но свободные и демократичные страны разбомбили ее. Тоже славянская страна.

Значит, по-вашему белорусы не были людьми с достоинствами? С честью. Ваши земляки на Украине совершили революцию домтоинства. Но по-разному видят достоинства и честь сами украинцы. И белорусы тоже по-разному оценивают достоинство.

Я вам больше скажу - главное несчастье многих типа свободных стран навроде Германии, Англии или США в том, что Россия просто есть на свете. Но выход один, он же совет - учитесь нести свой крест, потому что Россия будет всегда.

  • Мастер
  • 16.09.2020 в 19:12
  • кому: Павел Евлампьев

Громкими словами "достоинство", "честь", "свобода", "рабство", чаще всего злоупотребляют аферисты, недалекие люди, точнее, глупые и бандиты.

Согласен. Баланс нужен миру. Условно, положительный и отрицательный зяряды.

Эти романтики с неприличными фамилиями и именами, будто всегда под кайфом, готовы рушить как подростки все вокруг и легко манипулируемы

Да всё понятно. Было бы куда приличней, если бы были фамилии типа Вл.Соловьёв, Сергей Маркин, и этот, как его, КеоСимонян...

  • Мастер
  • 16.09.2020 в 08:12
  • кому: КАУНАТОР

Фамилии не причем, собственно, взрослым нужно быть взрослыми, а не раздолбаеми