• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения

Миртис

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
                                             Миртис – скульптура-реконструкция внешности 
                                             11-летней афинской девочки, умершей в 430 году до н. э.

***
А девочка афинская, с небес
себя заметив в жутком муляже,
с насмешливой улыбкой или без,
вдруг проплывёт в зеркальном стеллаже
музея.

Реконструкций мелкий бес –
сатир, пройдоха, сволочь и балбес –
ей после царства мрачного Аида
(где дышит плотоядно и сердито
свирепый Цербер у ворот на страже)
смешон, докучлив и совсем не страшен.

Она ведь старше нас совсем немного –
веков, навскидку, так на двадцать пять,
что в пересчёте с нашего, земного –
кудели нераспутанная прядь
в паучьих лапках опытной Арахны.

Но взгляд девчушки солнечно распахнут –
ведь барышня намного младше нас.
И ей другие видятся скульптуры,
привычней ей Акрополь и Парнас,
и светотень иной архитектуры
играет в глубине нездешних глаз.

Она совсем иным богам молилась…
Зачем ей наш мирок, скажи на милость?
Совсем другая музыка лилась
с оливковых ветвей и винограда.
Сквозь времена, вдоль белой балюстрады,
она идёт-идёт издалека
по ласковым прохладным облакам –
задумчива, прозрачна и легка…

P. S.

И нас реконструируют однажды –
по черепам и бытовому хламу,
по сетевому бойкому бедламу.
Ну, а куда же без него –
ведь наш-то.

Поймут? Не факт. Да нам самим, похоже,
уже не разобраться в этой свалке,
не отделить свобод от аморалки –
не жизнь, а схватка – жёстко, по-бульдожьи –
добра со злом, решимости со страхом,
где ты однажды – бац! – и сбитый лётчик…

И догорают судьбы-фитилёчки,
и в слой культурный – пригоршнями праха.
____
Экспонат выставлен в Национальном археологическом музее Афин.
Cвидетельство о публикации 591759 © Yu-Li 07.08.20 12:42

Комментарии к произведению 14 (23)

На то и музеи, чтобы разные мысли навевать.

Любовь расшифруют,

А ум секвеструют,

Эмоции выстроят в ряд.

А нас сгруппируют,

Потом оцифруют,

И в "облаке" всех сохранят.

  • Yu-Li
  • 24.08.2020 в 20:46

В облаке - это ещё не самый плохой вариант. )

" и нас реконструируют однажды

по..." - вот потому историю можно считать поэзией) (ну, если вежливо)

жалко, что редактируют и правят обычно графоманы

  • Yu-Li
  • 19.08.2020 в 16:49

Это точно: если вежливо.

Кто-то сказал, что настоящая история состоит из молчания мёртвых.

Спасибо, Нат! )

А я люблю реконструкции: в окружении симулякров они очень живо напоминают о том, что мы сами чьи-то реконструкции.

  • Yu-Li
  • 17.08.2020 в 11:16

Прям так и любишь, Лен? )

Да, ещё как напоминают. Но, по-моему, это "напоминание" очень мизантропское. И тоже часть постмодерна. Нет? Мне больше нравится, когда о нашей "сотворённой" и тленной природе напоминают талантливые художники. Да хоть бы Достоевский. Он ведь тоже отнюдь не приукрашал, но...

____

Если бы ещё эти ремесленники не так рьяно налегали на натурализм и эстетику безобразного… А раскрашенные античные скульптуры тебе нравятся? Правда жизни, чё.

Исторические реконструкции порой очень полезны: глаза открывают. Раскрась древнегреческую скульптуру - сразу совершенно другой вид))) А то напридумывают белокурых голубоглазых венер, а тут - раз! - дефлорация восприятия) И почему ты решила, что я не могу любить реконструкции? Некоторые - очень даже нужны)

  • Yu-Li
  • 20.08.2020 в 11:57

Да на этих нераскрашенных венерах весь Ренессанс держится. А тут - бах - и перед пацанами неудобно. :)

__

А кто сказал: "Как бы мне эту девочку развидеть?"

Я сказала. И развидела: не понравилась мне девочка. А вот реконструированное лицо Елены Глинской понравилось.

  • Yu-Li
  • 21.08.2020 в 22:28

Это всё потому, что Никитин опирался на лучшие традиции античности (в её классической, нераскрашенной версии). Он не пошёл на поводу у циничного натурализма и повёл себя очень достойно - как художник. По сути, он создал образ.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)

Интересно о её возрасте: "она ведь старше нас совсем немного" - "ведь барышня намного младше нас".

ЗЫ

А девочка афинская с небес

пошлёт весь этот ваш этногенез

и будет ждать другого воплощенья

совсем иной руки прикосновенья.

И жизнь откроет ей секретный ход.

Не дай нам бог взломать культурный код.

  • Yu-Li
  • 14.08.2020 в 12:38

Заболоцкий - !

Вот-вот. )))

Юлия, образно и философски-раздумчиво. Созвучно и моим собственным мыслям о возрождении. А потому сразу решил откликнуться на своей странице. Хотел, чтобы диптих получился. Но куда мне до Вашей образности и чувственности.

  • Yu-Li
  • 09.08.2020 в 15:54

Спасибо, Александр. Замечательно получилось. )

Спасибо, Юлия: замечательные стихи и точные (верные!) мысли :)

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 19:48

Людмила, спасибо. )

Есть еще возможность развеяться пеплом - это из области черненького, но веселого. Не факт ведь, что в реконструированном виде получусь как Нефертити (скромненько так о себе). А пугать потомков тоже не хочется..

Если серьезно, то очень понравилось, Юлия :))

Особенно вот эти сравнения:

"что в пересчёте с нашего, земного –

кудели нераспутанная прядь

в паучьих лапках опытной Арахны."

"и светотень иной архитектуры

играет в глубине нездешних глаз."

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 19:47

Татьяна, чёрненький, но весёлый вариант - как раз то, что надо. )

Спасибо!

Может быть, переставить строчку:

Реконструкций мелкий бес –

сатир, пройдоха, сволочь и балбес –

смешон, докучлив и совсем не страшен

ей после царства мрачного Аида,

где дышит плотоядно и сердито

свирепый Цербер у ворот на страже

- чтобы стояло "смешон... не страшен" рядом с бесом, а не Цербером? Если задумывали "оговорку", что они оба уже не страшны, ИМХО лучше добавить ещё строчку, типа "за столько лет, с небес - и тот не страшен". ИМХО, лучше пожертвовать финальным местом "козырной" строчки, но избежать семантической инверсии.

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 19:40

А что со смыслом не так? Имелось в виду, что реконструкция - просто мелкая бесовщина на фоне опыта пребывания в царстве Аида. А как прочиталось?

  • Bolev А.
  • 08.08.2020 в 21:55
  • кому: Yu-Li

Ну, сейчас ведь даже стихи читаешь "бегло" - пробежал глазами строчку, и дальше. А дальше "Цербер... смешон, докучлив и совсем не страшен".

  • Yu-Li
  • 09.08.2020 в 15:56
  • кому: Bolev А.

Думаю, ей уже и Цербер смешон. Она уже давно оттуда "эманировала". )

в каком-нибудь музее про ушедших

- ах, мало как осталось от эпохи -

табличка будет молча сокрушаться

на обозрение скучающей толпе

меня изображает голограмма

как собирательный образчик человека

веков незагрязняющей слои

цивилизации ))

образ про сбитого лётчика не зашёл, как-то он резко, бац, и ниоткуда 8)

и бум надеяться, что всё же не праха)

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 19:26

А что? Голограмма - неплохой вариант. Более эстетичный.

__

Ок. Лётчика сбивать не будем. )

«и светотень иной архитектуры

играет в глубине нездешних глаз»

Изящно и стильно.

Тоже не люблю все эти реконструкции, музеи восковых фигур... От лукавого это.

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 10:12

Точно. От него. Живое должно быть живым. Я и коллекции бабочек, и гербарии не люблю.

А Робеспьера реконструированного видели? )

Посмотрел. Жуть.

Лишнее напоминание нам( чуть перефразируя твое): а ты однажды - бац - и сбитый летчик. Здорово, Юль. И трогательно, и грустно, и очень поэтично. Не о цветочках-розочках, но и не о войне.

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 10:06

Да, Серёж.

А девочку эту жаль. Мало того, что умерла рано. Так ещё и в руки этих циничных умельцев-реконструкторов угодила. Отпустили бы уже ребёнка.

Спасибо тебе.

Я тоже не люблю, не понимаю мумии, зоопарки, мавзолеи, мощи, культы трупов. Ну их. Девочку жалко. Да. И стихи твои хороши, Юль, и тема душевна и духовна)

А ты однажды - бац!, и - пассажир

Какого-нибудь "Боинга" скорее...

:)

И то, и другое возможно). Но. Авторство не наше. Одну ноту поменять в мелодии можно. От плагиата не спасет. Понимаю, шутка. Отвечаю же серьезно.

Поэтично-технично. С удовольствием перечитал и оценил.

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 10:02

Александр, спасибо. )

Приветствую, Юлия! Так немного сейчас добротного, светлого и умного классицизма в стихах, так немного... Вы сохраняете это по-прежнему нужное умение и традицию (иногда чуднУю и чУдную :-)). За что уважуха большая и искренняя!

  • Yu-Li
  • 08.08.2020 в 10:01

Павел, спасибо. )