• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Очерк

Пролетая над гнездом

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста









Яков Каунатор


«Пролетая над гнездом»



Фильм Милоша Формана «Полёт над гнездом кукушки» я воспринял с восхищением. 40 лет назад. За 40 лет моё отношение к фильму кардинально изменилось от восхищения до критического. Идеи, изложенные и в романе Кена Кизи, и в фильме Формана, сыграли в общественной да и в политической жизни США даже не столько отрицательную роль, сколько трагическую.
Яков Каунатор
Роман Кена Кизи “One Flew Over the Cuckoo's Nest” («Над кукушкиным гнездом») от фильма Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» отделяют 13 лет. Роман издан в 1962 году, фильм вышел в 1975 году. Возможно, для нас с вами это небольшой, незначительный отрезок времени. Только не для мадам КЛИО. Чего не случается даже в более короткие отрезки времени. В одной стране засыпали при социализме, а проснулись чёрт те знает в чём… Долго ещё не могли определить своё состояние и местоположение в мировой цивилизации.
Для США эти 13 лет были черезвычайно насыщены различными политическими событиями: от убийства президента Джона Кеннеди до окончания войны во Вьетнаме, о которой в 1962 году мало кто и предполагал. И все эти годы -взрыв общественных движений от антивоенных протестов и демонстраций до полуподпольного насильственного движения «Чёрных пантер».
В 1962 году роман Кена Кизи не вызывал такого всплеска общественного мнения. Масла в огонь плеснул своим фильмом Милош Форман.



Начиная с конца 60-х годов и, пожалуй, все 70-ые знаменовались в США мощным общественным движением, обозначенным демократическими лозунгами. К зачинателям этого антивоенного, «антибуржуазного» движения наверное можно отнести «хиппи».
«Хиппи (англ. hippy или hippie; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий», по другой — от happy (счастливый); не путать с hipsters — хипстерами, старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США». — Википедия
Основные постулаты движения хиппи:
человек должен быть свободным;достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй душипоступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.

"Цветы жизни", век 20-й



Хиппи любили называть себя «цветы жизни», давайте и мы будем впредь называть их так же. Они и впрямь своей жизнерадостностью, своим разноцветьем были похожи на цветы. Если вы обратите внимание на «моральный кодекс» «цветов жизни» и сравните его с идеологической платформой демпартии США в 70-е годы, то заметите очень много схожих черт. В 60-70 годы прошлого столетия демпартия переживала не лучшие времена. Убит лидер партии Джон Кеннеди. Его преемник Линдон Джонсон развязывает вьетнамскую войну. Убит брат президента Роберт Кеннеди. В стране нарастает мощное антивоенное движение. На фоне этих трагических катаклизмов, на фоне поитических, экономических ошибок, стремительно падает авторитет партии.


"Цветы жизни", век 20-й


Возникшее стихийно движение молодых людей, называющих себя «цветами жизни», подсказало демократам путь к возрождению. Партия переняла принципы движения, определила эти принципы как свою идеологическую платформу. Дело оставалось за малым: возглавить молодёжное движение. По сути дела, именно «Цветы жизни» вдохнули в демпартию США новую жизнь, позволившую им вскоре занять лидирующее положение в управлении и манипулировании молодёжным движением.
«Цветы жизни», их принципы реанимировали партию. С тех пор демократы последовательно проводили в жизнь один из главных пунктов «морального кодекса»: “поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность”.
Уверен, что многие читатели если и не читали роман Кена Кизи, то нашумевший фильм Милоша Формана видели. Попытайтесь вспомнить свои ощущения от фильма. На меня, тридцатилетнего, фильм произвёл огромное впечатление. Не так часто удавалось увидеть кино, после которого часа два «проваливался» в немоту. Как и миллионы зрителей я относился с жалостью, сочувствием и симпатией к пациентам психиатрической лечебницы, в которой годами вынуждены были обитать герои картины.
Из предыстории романа Кена Кизи:
«Идея «Пролетая над гнездом кукушки» пришла к Кизи во время работы ночным санитаром в госпитале ветеранов в Менло-Парке. Кизи часто проводил время в разговорах с пациентами, иногда находясь под влиянием галлюциногенов, которые он принимал, участвуя в экспериментах с психоделиками. Кизи не верил, что эти пациенты были ненормальными, скорее общество отвергло их, поскольку они не вписывались в общепринятые представления о том, как человек должен себя вести». (Википедия)
В картине Формана пациенты лечебницы воспринимаются очень милыми, безобидными людьми, чья воля подавляется персоналом лечебницы и чья свобода — святое право человека из общества «цветов жизни» ущемляется. «Лечебница» — это буржуазное государство, которое всеми своими мерами ограничивает свободу, право на самовыражение.
Идеи романа и фильма были поняты обществом. Картина Формана получила 5 «Оскаров» киноакадемии, исключительно редкий случай.
Голливуд отозвался на запросы общества и с тех пор последовательно шёл в одной «связке» с демократами.
Не берусь утверждать, что именно «Гнездо кукушки» стало основанием для принятия одного из законов:
«Идея Thomas Szasz о том, что «настоящие» психические болезни, такие как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эндогенные депрессии, не есть болезни в медицинском смысле слова, т. к. не имеет морфологического субстрата, но должны рассматриваться как «жизненные трудности», и страдающий шизофренией нуждается не в лечении психиатра, а в обучении искусству «правильно жить», привела Szasz и его последователей к мысли о необходимости резкого ограничения, а лучше — полного правового запрета недобровольной психиатрической госпитализации. Первым значительным результатом их усилий явился принятый в Калифорнии в 1969 г. Lanterman-Petris-Short Act. Закон сделал невозможным недобровольное помещение в психиатрический стационар психически больного, не опасного для себя или других.


"Цветы жизни", век 21-й

В течение последних десятилетий мы буквально выбросили тяжелых психически больных на наши улицы, оставляя их один на один с их болезнью и бредом. Большинство бродящих по улицам психически больных слишком больны, чтобы понимать, что они больны. Примерно 50% больных шизофренией и биполярным расстройством не осознают, что они психически больны. Поэтому, если лечение возможно лишь на основании исключительно добровольного согласия пациента… эти люди выберут продолжающуюся болезнь и нищету… В 1955 г. в психиатрических больницах, финансирующихся штатами США, было 559 тыс. пациентов. Сегодня — менее 50 тысяч.»
Недобровольная психиатрическая госпитализация в США

Последствия принятия закона об «ограничении недобровольной психиатрической госпитализации, портреты людей, освобождённых от недобровольной госпитализации, людей, повседневно встречающихся нам на улицах американских городов:
Улицы американских городов переполнены людьми, психически больными.
«Я наталкиваюсь на психически больных ежедневно. Я перешагиваю через них на тротуарах, я не обращаю внимания на их бессвязную речь, отворачиваюсь, когда они роются в мусоре. Я делаю это не потому, что жестокосерден, но потому, что живу в Нью-Йорке, и у меня нет другого выбора. Всякий, живущий в любом большом городе Америки, вероятно, делает то же самое. В течение последних десятилетий мы буквально выбросили тяжелых психически больных на наши улицы, оставляя их один на один с их болезнью и бредом. Большинство бродящих по улицам психически больных слишком больны, чтобы понимать, что они больны. Примерно 50% больных шизофренией и биполярным расстройством не осознают, что они психически больны. Поэтому, если лечение возможно лишь на основании исключительно добровольного согласия пациента… эти люди выберут продолжающуюся болезнь и нищету…»
Недобровольная психиатрическая госпитализация в США

В большинстве случаев массовых убийств в США причинами (мотивами) убийств становятся психиатрические расстройства.
Из статистики:
«Грант Дьюви, доктор философии в области криминалистики, собрал данные о наличии огнестрельного оружия у американцев за последние 100 лет и количестве массовых убийств с применением этого оружия. Эти данные приведены в его книге «Массовые убийства в Соединенных Штатах: история» (Grant Duwe. «Mass Murders in the United States: History»). Книга опубликована в 2007 г. Собранные Дьюви материалы показывают, что в XX веке в течение каждого десятилетия совершалось не более 10 массовых убийств. Так продолжалось до 1960-х годов. Затем начался их стремительный рост. Если в 1950-х годах произошло одно массовое убийство, то в 1960-е годы их было уже шесть, в 1970-е — 13, в 1980-е — 32, а в 1990-е — 42. За все эти годы распространенность огнестрельного оружия сохранялась неизменной.»


Утром 14 декабря 2012 года 20-летний Адам Лэнза (на снимке он моложе) застрелил дома свою мать, а потом приехал в школу, где убил 20 детей шести— и семилетнего возраста и шестерых взрослых, а также двоих ранил. После этого покончил жизнь самоубийством. Все его действия были спланированы заранее.
Чо Сын Хи был выпускником Политехнического университета по специальности «английский язык». Он убил 32 человека и ранил еще 25. Позже выяснилось, что этот человек страдал аутизмом, перешедшим в маниакальную шизофрению. Диагноз ему поставили еще в 2005 году, однако от лечения он отказался. И согласно закону штата, не будучи умственно отсталым или принудительно лечащимся, он имел право на покупку огнестрельного оружия…
6 сентября 2011 г. Эдуардо Сенсион (Eduardo Sencion) зашел в блинный ресторан и начал стрельбу. Убив трёх мужчин и одну женщину, вышел на улицу где продолжал беспорядочно стрелять. По приезду полиции он выстрелил себе в голову и позднее скончался от ранения в больнице. Кстати, ещё в восьмилетнем возрасте у Сенсиона была диагностирована параноидальная шизофрения.
Как видно из статистики, рост массовых убийств в США начинается именно с момента полного правового запрета недобровольной психиатрической госпитализации. Из той же статистики следует: «за все эти годы распространенность огнестрельного оружия сохранялась неизменной».
Предвижу, что после массовых убийств, совершённых в самом начале августа 2019 года, начнётся дружный вопль со стороны демократов о необходимости немедленного запрета на продажу оружия или по крайней мере резкого ограничения её.

«Громче всех кричит — ДЕРЖИ ВОРА — сам вор» — русская народная поговорка.
Cвидетельство о публикации 591267 © КАУНАТОР 28.07.20 03:17