• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
О культуре и масс-культуре

ПОТЕРЯННАЯ КУЛЬТУРА

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
ПОТЕРЯННАЯ КУЛЬТУРА

Юноше, обдумывающему житьё

Прежде чем говорить о шедеврах мирового кинематографа, обрисуем подход. Американский художник Рокуэлл Кент утверждал: «Я не знаю, что такое искусство, я знаю только то, что это мне нравится, а вот это – нет». Говорят – у всех разные вкусы. Нет, голубчики. Как говорил Бетховен, музыка должна высекать огонь из человеческой души. Есть то, что сердце щемит, а есть масс-культура, она брюхо тешит.
Сначала поговорим о том, что НЕ нравится.

Антиамериканизм

Особенно удаются американскому кинематографу сцены мордобоя, с кухонными ножами, мотопилами, топорами, с кетчупом, хоботами, соплями изо рта, а также с рыганием, с визгами, верещанием, душераздирающим криком. Еще с нарушением 3-го закона Ньютона: тот в этого стреляет, этот отлетает на пять метров и прошибает собой стену. Но самое заветное – крушить автомобили. Непревзойденные мастера.
Военная тематика слаба – ибо не навоевались, во 2-й мировой почти не участвовали, сложился комплекс неполноценности, который нужно возместить грёзами, в чем опять же Голловуд преуспел.

Американский фильм «Черное море». Первые кадры вселяют в надежду: это кинохроника, Черчилль на эсминце, Сталин, Рузвельт, Гитлер. Однако титры развеивают надежду: среди актеров – Хабенский.
Правда, в фильме ему не позволили репетировать физиономией, у него маленькая роль, он быстро гибнет.
Экипаж подлодки состоит в том числе из русских, он обуреваем жаждой золота, которое хотят найти в пучине Черного моря у берегов РФ, внутри затонувшей германской подлодки. Экипаж уверен, что, сдав золото заказчикам проекта, им отвалят премию. Оказывается, на это благое дело их толкнули жулики, ничего им не достанется. Один персонаж, который всех подставил, постоянно повторяет: «Надо всплывать. Надо сдаваться, иначе все умрем, подлодка уже не движется» и т.д. Другой персонаж все время повторяет в адрес командира: «Твой мозг отуманен золотом». Командир тоже твердит одно и то же: «Быть свободным от тех, кто нам приказывает». Слово буржуа для него незнакомо. Наконец, тот, кто твердит про мозг, слушается того, кто всех подставил, и убивает одного из членов экипажа. Из-за этого все гибнут, но двое спасаются.
Нестыковок в фильме – море, откуда-то появляется тележка для перевозки золота, водолаз почему-то – сваливается в овраг на дне моря и – тонет… Потом тележка непостижимым образом оказывается на борту подлодки. Какая, в задницу, флотская дисциплина – не экипаж, а дискуссионная тусовка, тот, который всех заложил, бубнит свою агитацию и пропаганду, и никто, в том числе командир, его не останавливают ботинком по яйцам.
Бездна мысли, Эльдорадо чувств. Это вам не «Золото Маккены», не «Золотая лихорадка». Тут сам бездарный Хабенский играет, который нагородил ерунду в фильме о Троцком, еще и адмиральскую шинель нацеплял, еще и в бесталанном продолжении «Иронии судьбы» в главной роли отметился.

Фильм «До нашей эры», о прилете на Землю инопланетян-чернокожих. Земля заселена чудищами хвостатыми, которые убивают людей. Среди людей есть такие, которые призраки, они ничего не боятся, поэтому чудища их не видят. Страх – это фикция, объясняют в фильме. Видимо, школьный учебник биологии режиссер освоить в школе не сумел.
Текст сценария – для работников торговли. Актерская игра – нулевая. Главная мысль – показать чернокожих равными. Главный герой – глистообразный чернокожий мальчик. Худенький негр, его папа, «призрак», в роли жесткого генерала Жукова – это сильно.

В России постановили – не отставать. Давно постановили.
Бывают моменты в жизни человека, когда приходит новый генеральный секретарь. Тогда появляются в душе протест, отвага, потребность изгадить самое святое. Член КПСС Марк Захаров сжигает перед телекамерами партбилет. Оказывается, «он не знал». Ярый защитник социализма. Гавриил Попов, декан экономфака МГУ, к которому для поступления на факультет нужно было дать в лапу «дубленку», а лучше две, становится ярым антикоммунистом. Профессора бьются головой о столешницу, доказывая, что они всегда боролись с тоталитаризмом. Журналисты твердят, что они еще в 80-е… в 70-е… в 30-е…
Появляется фильм «Арбатский мотив», 1990, о партийном чиновнике: он-то думал, что делает что-то полезное, а теперь оказалось – вредное.
Фильм «Камышовый рай»: о бомжах, переходящих в рабство. Кто теперь снимет фильм о рабах, без всякой метафоры рабах современных российских бизнесменов?
«Небеса обетованные», с явной несуразностью: еврейка-побирушка и бомжующий еврей-скрипач. За что? «Сыграл что-то иностранное». Что же?! Бетховена, Моцарта, Генделя, Вивальди, Баха?? Разумеется, по моде осуждается антисемитизм, и главный подарок пропаганды от Гарварда: «Вся страна с протянутой рукой». Разве снял Рязанов фильм, где как раз после слома этой чудовищной «командно-административной системы» вся страна и оказалась с протянутой рукой.
«Гараж». Критика институтской бюрократии, с намеком на всесоюзную, превознесение личного, переходящего в массовый, протеста. Слюнявый, слащавый протест с тошнотворной «Золушкой» - Немоляевой.
«Холодное лето 1953-го»: положительные образы политзаключенных, негатив амнистии, фальшь системы. Снято качественно. Прекрасные актеры. Главное – как вовремя. Когда разрешили.
«Оно», будто бы по Салтыкову-Щедрину. Обязательно нужно полить грязью революцию.
Оказалось, художники, утонченные субстанции, всегда готовы лгать, лгать, лгать.

Мелодрамы Рязанова, «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»… Легонькие чувства, легонькие мыслишки. Чем не «Мария», «Тропиканка» или «Рабыня Изаура». Советская масс-культура, перетекающая в российскую.
Прослеживаются удивительные аналогии между советской и американской масс-культурой – те же простые парни «из народа», трудовые руки (в приложении к американским грабителям банков особенно смотрится), семейнные драмы и т.п.
Правда, в романтике уголовных будней Запад ушел далеко вперед. Но не всё потеряно, уже появился «Бумер», и кинокритики с восторгом его приняли: «Наконец-то!»

Постепенно российский кинематограф осваивает мистику. Фильм «Белый тигр». Оказывается, не мужество и самоотверженность советских людей, не умение воевать, не созданная инженерами и руками рабочих техника победили, а нечистая сила. Всю самоотверженность солдат Красной армии легко побеждала другая, немецкая, нечистая сила. Хлоп – и один танк целую советскую дивизию ликвидировал.

Российский фильм «Призрак» с Бондарчуком-младшим в главной роли. Вы знаете, хотя идея взята из пасхальной истории, из американского слащавенького фильма «Привидение» с пропагандой идеи загробного мира, ангелов и чертей, кое-что в «Призраке» есть, казалось бы – можно смотреть.
Но… на роль школьника, партнера призрака, выбрали какую-то глистообразную личность, лицо не обезображено интеллектом, на душу и намека нет, смотреть противно, актер именно в западном стиле. Да еще и наделили эту глисту заиканием. Ему в школьные возлюбленные, как и в «Человеке-пауке», дали, мягко говоря, никакую девочку, ни кожей, ни рожей. Девка списывает у глисты домашнее задание. Как она может списывать домашнее задание, когда на уроке по физике глиста не способна ответить на элементарные вопросы??
Пацан, с которым ходит эта девка – какая-то шваль подзаборная. Апофеоз фильма – когда ОН берет ЕЕ руку в свою: ощущение, что одну культю сунули в другую культю, причем ее культя – темная, будто грязная. Обрубки. Вы читали «Детство» Льва Толстого?

Сравните с подбором школьников для фильма «Доживем до понедельника».
Какие дети! Какие стихи читают. Учитель истории играет на фортепиано, песня на стихи не какой-нибудь там Рубальской, а Заболоцкого: «В этой роще березовой…» Возлюбленная главного героя дружит с мальчиком, который после фильма станет актером Старыгиным.
Актерам не надо вместе ходить на дискотеку – им важно БЫТЬ друг с другом.

Влюбленный школьник читает написанные им стихи (стихи сценариста Георгия Полонского):
Это не вранье, не небылица:
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля…
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли…

И еще, тоже на стихи Полонского:
От книги странствий я не ждал обмана,
Я видел, что в какой-нибудь главе,
Он выплывет навстречу из тумана,
Твой берег невесомый в синеве.
Но есть ошибка в курсе корабля,
С недавних пор я это ясно вижу,
Стремительно вращается земля,
А мы с тобой не делаемся ближе.

И вместо этого – «ча-ча раз, два, три, ча-ча, раз, два, три!»

Конечно, Тихонову не повезло, его женой была Нонна Мордюкова. Но знаете, если б не это несчастье, не выразил бы Тихонов эту тоску, эту высокую тоску - и в «Доживем до понедельника», и в «На семи ветрах», и в «Они сражались за родину»…

Откройте в интернете страничку «Искусство кино» 2003 года, и вы увидите, как российские светские кинокритики и журналисты осуждают антиамериканизм в советском и российском кино, смешивая боевики, тожественные патриотическим антисоветским американским, с художественным кино. О тождественности кинокритики не знают.

Но разве можно не быть антиамериканистом?
Фильм «Напролом». Дочь президента летит в космическую колонию, она не может кушать, когда притесняют заключенных. Отвратительные заключенные убивают охрану, берут правозащитницу в заложники. Ее спасает герой, весь избитый, израненный, он возвращается с ней на Землю.

«Я вас любил, любовь еще, быть может, в моей душе угасла не совсем…» «Свиданий наших каждое мгновенье мы праздновали, как богоявленье…»
Представьте, что в фильме «Альпийская баллада» по повести Василя Быкова главный герой, русский Иван, который спас итальянку, чудом выжил. Представляете их встречу, в духе фильма?
Не то Голливуд! Спасенная с размаху бьет спасителя в челюсть, после чего оба, мило беседуя, гуляют в темноту постепенно. Какая, к чертовой матери, Наташа Ростова, какая Сонечка Мармеладова, какие женские образы в «Обрыве» Гончарова…

Шедевры мировой культуры, если они были представлены публике ранее 1995 года, современная молодежь именует коротко: «ретро». Не ретро – это Гарри Поттер, «Механик», «Титаник», «Матрица», «Падение ангела», «Капкан», «Джокер», «Терминатор: темные судьбы». «Ангелы Чарли» и прочая масс-культура.

Особое место занимают фильмы об измененном сознании, к ним относится, между прочим, и «Матрица» - ибо кассовый сбор в этом случае обеспечивают миллионы потребителей наркотиков.

К масс-культуре нужно отнести и пропагандистские фильмы, например все американские, где, как говорят в России, либо «добро побеждает русских», либо русские – австралопитеки. Это сериал «Рембо» (оправдывают войну во Вьетнаме), «Курск», не говоря уже о глупейшей бондиане.

Иные не связаны напрямую с СССР и направлены против революции («Захват» со Стивеном Сигалом), против забастовок («Игрушка») и т.д.

Помимо масс-культуры существует комедийный жанр, «Бриллиантовая рука», «Тутси», «Я Зайчик», «Высокий блондин в желтом ботинке» и т.д.

Но и кроме комедийного – сложился новый жанр, который тоже нужно отнести к развлекательным. Это фильмы Сидни Поллака (кроме двух), Романа Полански, Кэмерона, Вендерса (с претензией на размышление), Бёртона, Гринуэя (крое, вероятно, фильма «Пища любви), Бессона, Кубрика и др. Они делятся на фильмы для младших и средних классов («Звездные войны Лукаса, «Терминатор» и т.п.). Аналогично есть сказки бытовые, волшебные и сказки про зверей и про предметы.

Другая группа - фильмы для старшеклассников и взрослых. Сняты они тоже качественно, но и только, к шедеврам их отнести невозможно, к кассовым – вполне. Это фильмы для обывателя уровня выше среднего.
Безусловно, уровень съемок – мастерский. Тексты - туповаты.

Мы же сосредоточимся на… как назвать – политический фильм?
Сочетание двусмысленно, с греческого πολιτικός - принадлежащий гражданам, гражданский, также politika с греческого означает - государственные или общественные дела. Как говорил Аристотель, человек – животное политическое, т.е. общественное.
Следовательно, с одной стороны, не существует не политических фильмов.

С другой стороны, система масс-культуры призвана вырвать человека из всего богатства общественных связей, представить ему узкий или фантастический мирок. То есть, сама система – из инструментария правящих классов. И если появляется жанровый фильм, где, казалось бы, нет политики в общепринятом смысле слова, но он выбивается из этого инструментария – он тоже политический.

Искусство в целом и кинематограф в частности не может игнорировать наиболее значимые события. Вот тут кинематограф оказывается исключительно ангажированным: либо он представляет мир с точки зрения Вашингтона. Либо с точки зрения Москвы, либо Пекина… Стоящей над государствами точки зрения почти не отмечено. Тем более, стоящей над классами. Хотя художник тщится представить себя именно так: надклассового, независимого.

Фильмы Гринуэя. «Живот архитектора» интересен, но… как говорил герой фильма «Укрощение огня» на вопрос коллеги, ходит ли он в театр: «Мне скучно!» Фильм «Падения» - дебют, просто мизерная часть британского справочника. Но ведь этот идиотский справочник был составлен. И всё, что в этом справочнике - зеркало СМИ, зеркало манипуляции массовым сознанием. Он смотрится как политический!

Будто в пику Лукасу, у которого за душой, кроме «Звездных войн» 70-х, почти ничего – «Звездные воины» Кеннета Джонсона, 1983, которые явно связаны сРоманом Синклера Льюиса «У нас это невозможно» о фашизме в Соединённых Штатах.
Несколько сцен из оригинального телевизионного пилотного выпуска имеют сходство с пьесой Бертольта Брехта в «Страх и отчаяние в Третьей империи». Рассказ Деймона Найта, названный «To Serve Man» (позднее адаптированный в эпизод «Сумеречной зоны» похож на сюжетную линию, показывая обман дружелюбных пришельцев, тайно выращивавших людей в качестве пищи. История - аллегория на нацизм, с эмблемой, используемой Визитерами, похожей на свастику. В мини-сериале существует вспомогательное молодёжное движение под названием «Друзья пришельцев» (очевидное сходство с гитлерюгендом) и трансляции Визитёров, имитирующие пропаганду III Рейха. Шоу, показывающее взаимодействие человека с Визитёрами – тождество с историями из оккупированной Европы во время Второй мировой войны, когда иные идут сотрудничать с фашистами, другие – примыкают к движению сопротивления. Нацисты преследовали коммунистов и евреев, Визитёры - учёных, их семей и всех, кто связан с ними.

Исходя из вышеизложенного, к шедеврам отнесем только те качественные фильмы, которые не называют (почему-то) политическими, но которые 1) не отмахиваются от правды, 2) не искажают правду, 3) говорят правду, 3) это правда не общественных верхов, это правда общественных низов. Потому что абсолютной, независимой правды не бывает.

Что такое юмор – трудно определить, но пусть тот, кому кажется, что юмор – это что-то внеобщественное, первым кинет в нас камень!

Итак, перечислим шедевры, которые, в подавляющем большинстве, избегает и российское, и мировое телевидение. В конце списка – шедевры, созданные людьми, которые позднее стали… как бы сформулировать… предателями человечества. В российской терминологии – перестроились.
Просто поразительно, насколько порой творения художников отличаются от самх художников!
… Над Канадой небо сине,
Меж берез дожди косые,
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия -
- проникновенно пел Александр Городницкий и в 1963-м, и в 1976 году. И после 1991 года уехал в Израиль.

Итак, фильмы, перечисленные ниже – политические.

Иди и смотри

Александр Галибин, «Сестренка», 2019 https://film8.zagonka.tv/video/51951-sestrenka-2019-online.html
Удивительно, как "эти" его пропустили: на фоне моды на ВЧК-ОГПУ-НКВД в каждом тексте, от "Слова о полку Игореве" до Агнии Барто, на фоне "Идель Урал", на фоне принятой нынче в свете толерантной жалости к раненым и погибшим гитлеровцам, на фоне "государственнообразующего русского языка", на фоне украинского фашизма в российских телестудиях!
Кстати, в фильме дети (не знающие русского!) едут на фронт воевать с фашистами и поют старинную башкирскую песню о походе Наполеона на Москву.

Андерсон, Макговерн, «Докеры», 1999, https://www.youtube.com/watch?v=DgYkLWsEPZk
(Это Ливерпуль, английский существенно другой, жители Ливерпуля ездят на боссах и пьют пиво в побах. В фильме, кроме трех профессиональных, все актеры – сами докеры и их жены. На премьере фильма участники фильма плакали, потом в офисе профсоюза был небольшой сабантуй, раздающий пиво докер объяснял мне: «Роль короткая, я там умираю в середине фильма».)

Артур Пенн, «Погоня», 1966, https://retrogid.ru/movie/pogonya/
https://my.mail.ru/mail/lure.58/video/7/463.html?time=149&from=videoplayer

Грикявичус, «Факт», 1980, http://kino-ussr.ru/2942-fakt-1980.html

Акиро Куросава, «Тень воина», 1980, https://kino-history.net/kagemusya-ten-voina-1980
https://my.mail.ru/mail/smirpectr/video/2/2427.html?time=68&from=videoplayer

Николай Губенко, «Подранки», 1976, https://www.culture.ru/movies/412/podranki

Йенс Лиен, «Неуместный человек», 2006, https://www.youtube.com/watch?v=3EAijYsc0OE

Глеб Панфилов, «В огне брода нет», 1967, https://voenhronika.ru/news/v_ogne_broda_net_1967/2014-11-04-647

Робер Энрико, «Старое ружьё», 1975, https://voenhronika.ru/news/staroe_ruzhe_1975/2014-07-11-601 (Замечательный фрагмент, когда врач разбивает статуи святых.)

Сёхэй Имамура, «Легенда о Нараяме», 1983 https://www.youtube.com/watch?v=uresNrWrvp0

Товстоногов, «Мещане», по Горькому, 1971, https://kino-ussr.ru/3794-meschane-1971.html

Холл Бартлетт, «Генералы песчаных карьеров», по Жоржи Амаду, 1971,
https://www.youtube.com/watch?v=F6zYf_Yxa1E

Роман Полански, «Жилец», 1976, https://film8.zagonka.tv/video/17871-1_zhilec-1976-online.html (Думал ли режиссер, что всё в его фильме окажется реальностью.)

Андрей Тарковский, «Иваново детство», 1962, https://cinema.mosfilm.ru/films/35160/
«Андрей Рублев», 1966, https://www.culture.ru/movies/550/andrei-rublev
«Солярис», https://www.youtube.com/watch?v=6-4KydP92ss&vl=ru
«Зеркало», 1974, https://www.culture.ru/movies/469/zerkalo
(Любопытно, в последних кадрах в комнате, где умирает Алексей, собраны все зеркала с всего фильма.
Кинокритики справедливо ругали Тарковского за натурализм – нужно ему показать, как татаро-монгольские захватчики заливают человеку горло расплавленным свинцом, как мучительно оживает заиндевевшая от жидкого кислорода Хари. Куняев мрачно иронизировал: «… решил режиссер, чтобы в кадре сгорела корова». Словом, чтобы сытой публике ударить по нервам, ей нравится. Стремление к дешевым публичным эффектам довело до примитива: Хари не может расстегнуть платье, так как океан не понимает функции пуговиц и застежек. Уж если океан скопировал мозг с памятью, что ж ему не скопировать платье? Лем в «Солярисе» повторяет Циолковского: космос много значимее Земли. Тарковский выворачивает эту мысль наизнанку: главное – остается на Земле. Что ж будет, когда Земли просто не станет, ее сожжет Солнце? В «Ностальгии», «Жертвоприношении» философия – примитивна и стара, с добавлением агитационных штампов. В «Сталкере» всё это наиболее отчетливо, хуже: сталкер готов уничтожить хоть все человечество ради своего, кровного, только чтоб не отнимали. Скажем вслед за Шоу: как мыслитель Андрей Тарковский – никто. Как художник – не забудем, что брейгелевскими красками «Зеркала» мы обязаны художнику Ромадину.)

Гринуэй, «Живот архитектора», 1987, https://www.youtube.com/watch?v=qtEg_yOgjMo
(Уродливая архитектура – больной живот архитектора…)

Салтыков, «Директор», 1969, https://www.youtube.com/watch?v=FUDsb2W-OQI
(Сравните – американский танец шоферов и твист в фильме Тарантино «Криминальное чтиво»).

Козинцев, Гамлет, 1964, https://ok.ru/video/309758790174
Шоу критически относился к Шекспиру, Льву Толстому были скучны его «Кориолан», «Макбет» и прочие пьесы. Увы, Толстой пользовался дурными переводами с английского, Шекспир труден для перевода. Толстой, например, уверен, что у Шекспира Отелло – негр, а не мавр, и Яго – тоже негр. Не знает писатель и причины перенесения действия в иные эпохи – парламент Англии запрещал драматургам и театрам писать и ставить пьесы об истории Англии. Вместе с тем, Толстой не понимает, как могут быть короли Шекспира так невероятно глупы. На самом деле глупость, глухота высших персон - это чуть ли не обязательный атрибут, и не только сюжетный… «Содержание пьес Шекспира, — писал Толстой, — ...есть самое низменное, пошлое миросозерцание» («Так что же нам делать?» Соч., М., 1913, т. XVII, стр. 155). Шоу отрицал Шекспира как мыслителя, но восхищался им как художником. «Гамлет», по мнению Толстого - «единственная пьеса... в которой Шекспир сделал попытку изобразить героя, не удовлетворенного готовой моралью», благодаря чему «эта пьеса явилась наивысшим выражением его гения».

Сидни Поллак, «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли», 1969
http://v1.lordfilm6.tv/42739-zagnannyh-loshadej-pristrelivajut-ne-pravda-li-1969.html
На этом гражданская позиция Поллака заканчивается. Он перестраивается. Фильмы его интересны, качественно сняты, но лишены какой-либо социальной окраски. Только через 6 лет он оформляет в шпионском жанре то, что знает, что видит, чтобы потом замолчать навсегда… продолжая снимать качественные фильмы. Итак,
«Три дня Кондора», 1975, https://ok.ru/video/90234489367

Шукшин, «Калина красная», 1973, https://cinema.mosfilm.ru/films/34247/
«Печки лавочки», 1972, https://www.tvigle.ru/video/pechki-lavochki/
«Живет такой парень», 1964, https://www.tvigle.ru/video/zhivet-takoi-paren/
(Леонидов пишет об антисемитизме Шукшина. Русофильство в его фильмах – еть. Антисемитизма – нет.)

Андерсон, «Если», 1968, https://www.youtube.com/watch?v=DFOLPk9Pu50
(Вот где казарменные порядки. Чуть длинные волосы – тут же приказ постричься. Если хочется увидеть тоталитаризм – смотрите фильм об английском колледже 1968 года. Без бутафорской символики режиссер не обошелся, и уж, конечно, никакого восстания в колледже с глупой перестрелкой не было. Но фильм снят во время восстания в Париже 1968 года, которое иные сумасшедшие приписывают руке Вашингтона. Застрельщиками выступили студенты, читай книгу Робера Мёрля «За стеклом». За студентами поднялись рабочие. Внимательный зритель увидел в фильме фотографию Ленина, рабочие Франции в 1968-м подняли знамя «вся власть Советам». Рабочие завода «Сюд Авиасьон» заперли чиновников администрации в своих кабинетах, по громкой связи заставили их учить «Интернационал», сами наладили производство на предприятии.)

Данелия, «Кин-дза-дза», 1986, https://www.culture.ru/movies/2476/kin-dza-dza
(«Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, у общества нет цели!»)
«Паспорт», 1990, http://zloekino.ru/video/778094-Pasport-Film
«Афоня», 1975, https://www.culture.ru/movies/2483/afonya

Феллини, «Ночи Кабирии», 1957, https://retrogid.ru/movie/nochi-kabirii/
«Восемь с половиной» (8½) , 1963, https://www.youtube.com/watch?v=7RM2TAefhJ8
(Утверждают, что это экзистенциальный фильм, однако всего лишь слегка необычна форма, содержание – вполне реалистично.)
«И корабль плывет», 1983, https://www.youtube.com/watch?v=4ELLDw23yPE
, Гуэрра, «Амаркорд», 1973, https://ok.ru/video/363071801963
(Тонино Гуэрра – итальянский коммунист.)

Алов, Наумов, «Легенда о Тиле», по Шарлю де Костеру, 1976, https://kino-ussr.ru/2193-legenda-o-tile-1976.html
(Фильм заметно отличается от книги, в частности, из него удален эпизод измены Тиля, антиклерикальный посыл «искать семерых» (7 смертных грехов) и т.д.)
«Бег», по Булгакову, 1970, https://www.youtube.com/watch?v=9UGcyweYo2w
«Тегеран-43», 1980, https://www.youtube.com/watch?v=3tpik8y7iuo

Герасимов, «Тихий Дон», по Шолохову,1957, http://советские.рф/film/tihij-don.html
(Современная постановка никуда не годится.)

Джонатан Линн, фильм «Да, господин министр», 1980, при Тэтчер - будто бы шоу, с «ха-ха-ха» за кадром, но, скорее, документальный… https://www.youtube.com/watch?v=g7yLnEzb6Ow

Титов, «Открытая книга», по Каверину, 1977, 1979, https://www.tvigle.ru/video/otkrytaia-kniga-1977/

Фетин, «Виринея», 1968, https://www.tvigle.ru/video/virineia/

Александр Иванов, «Поднятая целина», по Шолохову, 1959-1961, https://rserial.com/sovetskie-serialy/143-podnyataya-celina.html

Александр Митта, «Гори, гори, моя звезда», 1969, https://www.culture.ru/movies/3420/gori-gori-moya-zvezda

Басов, «Дни Турбиных», по Булгакову, 1976, http://kino-ussr.ru/1836-dni-turbinyh-1976.html

Рашеев, Народницкий, «Бумбараш», 1971, по Аркадию Гайдару, https://www.tvigle.ru/video/bumbarash-film/

Карелов, «Служили два товарища», 1968, https://www.culture.ru/movies/3431/sluzhili-dva-tovarisha
(С лучшей ролью Высоцкого.)

Ордынский, «Хождение по мукам», по Алексею Толстому, 1974-1977, http://kino-ussr.ru/1646-hozhdenie-po-mukam-1974.html

Райзман, «Коммунист», 1957, https://cinema.mosfilm.ru/films/34248/

Лавров, Ульянов, «Братья Карамазовы», по Достоевскому, 1968, https://cinema.mosfilm.ru/films/34647/
(Начинал фильм придворный редиссер, Пырьев-Упырьев, но в виду его смерти фильм создали актеры.)

Кулиджанов, «Преступление и наказание», по Достоевскому, 1969, https://www.tvigle.ru/video/prestuplenie-i-nakazanie/

Москвина, «Подросток», по Достоевскому, https://kino.mail.ru/series_802415_podrostok/seasons_1/1/
(Отметьте антирелигиозность Достоевского. Отметьте уровень текста, которого и близко нет в современных фильмах.)

Миндадзе, Абдрашитов, «Остановился поезд», 1982, http://kino-ussr.ru/703-ostanovilsya-poezd-1982.html
«Парад планет», 1984, https://cinema.mosfilm.ru/films/34271/

Норштейн, «Сказка сказок», 1979, https://www.youtube.com/watch?v=EPkG67zlgQ0
«Любимое мое врем», «Пушкин-бабочка» и др. https://theoryandpractice.ru/posts/17461-ozhivshie-risunki-na-polyakh-6-multfilmov-o-pushkine

Хочется подчеркнуть разницу между американскими фильмами и советскими: если советские фильмы – по Достоевскому, по Льву Толстому, Алексею Толстому и т.д., то американские – по Биллу Джонову и т.д.

К списку стоит отнести фильмы с военной тематикой, помимо тех, что в первом списке:

Чхеидзе, «Отец солдата», 1964, http://kino-ussr.ru/220-otec-soldata-1964.html

Сергей Бондарчук, «Они сражались за родину», по Шолохову, 1975, https://cinema.mosfilm.ru/films/34348/

Борис Степанов, «Альпийская баллада», по Василю Быкову, 1965, https://kino-ussr.ru/1182-alpiyskaya-ballada-1965.html

Климов, Шепитько, «Иди и смотри», по Алесю Адамовичу, 1985, https://cinema.mosfilm.ru/films/34735/

Ростоцкий, «А зори здесь тихие», 1972, https://www.youtube.com/watch?v=cSx-_WpQf3M
Лариса Шепитько, «Восхождение» («Сотников»), по Василю Быкову, 1976, https://www.culture.ru/movies/674/voskhozhdenie

Ромм, «Обыкновенный фашизм», 1965, https://www.culture.ru/movies/617/obyknovennyi-fashizm (К сожалению, есть передержки – в отношении уровня образования руководителей 3-го рейха.)

Сергей Бондарчук, «Судьба человека» по Шолохову, 1959, https://www.youtube.com/watch?v=ov7bKyahGL4

Телевизионные спектакли:
Воинов, «Дядюшкин сон», по Достоевскому, 1966, https://kino-ussr.ru/3567-dyadyushkin-son-1966.html

Две экранизации «На всякого мудреца довольно простоты», по А. Н. Островскому, Сухобоков: https://www.youtube.com/watch?v=JmuYzwsLBLw ,
Александра Ремизова: https://www.youtube.com/watch?v=j5Hxdl2BZj8

Басов, «Опасный поворот», по Пристли, 1972, https://kino-ussr.ru/1039-opasnyy-povorot-1972.html

Виктор Храмов, «Женитьба Фигаро», по Бомарше, 1973, https://www.youtube.com/watch?v=r8xv7oo1X98
(Плохо в спектакле лишь одно – фрагмент с ревнующим Фигаро. Вы идете на базар, покупаете морковь, помидоры, лук, картофель, чеснок. Заодно прихватили семечки. Но ведь не станете же вы. когла варите щи, еще и семечки туда сыпать. Исполнитель роли Фигаро Миронов как раз тем и занимался – комедию приправил густой трагедийной пастилой.)

***

Герман, «Мой друг Иван Лапшин», 1974, https://www.youtube.com/watch?v=-L5l_GdXpLM
«Проверка на дорогах», 1971, https://voenhronika.ru/news/proverka_na_dorogakh_1971/2013-10-15-358
(Затем, как известно, Герман решил соответствовать и снял «Хрусталев, машину», где поиронизировал над собственным фильмом «Мой друг Иван Лапшин».)
Балаян, «Бирюк», по Тургеневу, 1977, https://kino-ussr.ru/1154-biryuk-1977.html (Редкость для киностудии Довженко).
«Полеты во сне и наяву», 1982, http://kinodrive.org/1303-polety-vo-sne-i-nayavu.html
(Балаян решил примкнуть к армии либералов.)
Муратова, «Короткие встречи», 1976, http://kino-ussr.ru/668-korotkie-vstrechi-1967.html
«Долгие проводы», 1971, https://www.youtube.com/watch?v=IyYGBptr4_Y
(Муратова предпочла либералов.)
Баталов, «Игрок», по Достоевскому, 1972 https://ok.ru/video/258452097536
(Баталов принял участие в избирательной кампании Егора Гайдара.)
Абуладзе, «Древо желания», 1976, https://www.youtube.com/watch?v=BQONBiHu2nM
(Абуладзе снял хороший фильм «Покаяние», но подпустил в этом фильме религию, о «дороге к храму», фильм стали ассоциировать только с этим моментом.)
Михалков, «Раба любви», 1975, https://cinema.mosfilm.ru/films/34852/
Михалков, «Неоконченная пьеса для механического пианино», по Чехову, 1976, https://www.tvigle.ru/video/neokonchennaia-pesa-dlia-mekhanicheskogo-pianino/
(Михалков либералом не стал, но выступил против собственных фильмов с положительными образами большевиков, идеал для него – феодальная Россия, он монархист и обожает, когда исполняют «Боже, царя храни».)
Смирнов, Белорусский вокзал, 1970, https://www.culture.ru/movies/475/belorusskii-vokzal
(Либералом стал и Смирнов, ладно бы, просто либералом. Российский либерал = проамериканский либерал, он за либерализм в России, но против либерализма в США.)

Причины и следствия

Конечно, перечислены далеко не все фильмы, достойные внимания. Но на этом завершились два великих кинематографа: советский и мировой.
Великий кинематограф исчез, как оксолиновая мазь в аптеках в эпоху пандемии.
Далее началось производство кино для работников торговли.
Художники еще раз подтвердили: они не самостоятельны, не независимы, не надклассовые. Они сегодня полностью буржуазны. И эта буржуазность – отражение буржуазности рабочего класса.
В процессе обезличивающего труда рабочий теряет одно из самых важных человеческих достоинств – любопытство. А с ним и способность к самостоятельному мышлению. Соответственно, пресловутое «классовое чутьё» заменяется стадным инстинктом, который с успехом ему организуют СМИ. Рабочий тянется за КПРФ, за Познером, за Грудининым, Навальным, Кургиняном, Болдыревым. Калашниковым, Шендеровичем, Катасоновым, Латыниной и прочими посредственностями, кого случайно выделило информационное пространство. Любопытство подавлено, вытеснено, следовательно, массовой стала и гиперкомпенсация подавленности, проявляющаяся в глухоте, в опровержении науки, в графомании, в идеях космического масштаба и в наглой, по-козлиному упертой безграмотности. Такие массы не способны не то, что на революцию, но даже на широкий протест. Кинематограф - зеркало этой глобальной деградации.
«…Чтоб ему не видеть синей дали и не отрываться от земли…»

Борис Ихлов, пермская ячейка объединения «Рабочий»,
Елена Куклина, челябинская ячейка объединения «Рабочий»,
4.5.2020
Cвидетельство о публикации 586190 © Ихлов Б. Л. 06.05.20 12:48