• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Миниатюра

Третья пятёрка на конкурсе "Что наша жизнь, игра"

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Третья пятёрка от Елены Рышковой.
Конкурс «Что наша жизнь, игра»

1. СТИЛО Игра (триптих)

КАРТЫ

Бросить всё, и сесть за карты,
Словно мысль, приходит масть,
Капля фарта, тьма азарта –
Это дьявольская страсть!

Нет ни моря, солнца, неба,
Нет и сна: сиди, играй.
Проигрался – мрак Эреба,
Повезло – душевный рай.

Где-то рядом бледной тенью
Бродит скорбная жена,
Ей не выигрыш, не деньги,
Ей любовь, любовь нужна!

Быстро пролетает лето,
Игроку и невдогад,
Что красавчики валеты
Взглядами жену едят.

В шаге от семейной драмы
Продолжает он играть:
На руках - четыре дамы!
На супругу – наплевать.


КАРТОЧНЫЙ ДОМИК

Вот домик карточный, всё выше
Его возводит чуткая рука.
Пока ещё строение без крыши
Вокруг все замерли, не дышат…
Сей домик схож с удачей игрока.


ВЕЗЕНИЕ

В карточном домике я проживаю.
Крыша рубашкою вниз – что там за карта, не знаю.
Пол – короли, девятка с шестёрками - стены,
Туз козырной – это дверь. Карты не знают системы.
Кто-то вздохнул - и домик, увы, развалился.
Мне повезло: я с дамой бубновой сложился!


1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 5
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 6
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 10
5. Впечатление читателя - 7
6. Результирующая оценка – 7,6
7. «пысы»


2. Суслова А.И. Байга

Зрители затихли в ожиданье.
Гонг! Сорвался с места буйный вихрь.
Ожили старинные преданья,
Степь дрожит азартом вечных игр.

С ветром споря, мчатся верховые,
Силы гравитации презрев,
Рыжие, гнедые, вороные
В степь несут огонь бурлящих чрев.

Время – цель стремительной атаки.
Силу мышц в движенье воплотив
На незримых крыльях аргамаки –
Семя Кулагера во плоти.

Люди, кони – воедино слиты,
Степь не помнит прочности иной.
Ветер лбами лихо рвут джигиты,
Пузырят рубахи за спиной.

И байга в едином ритме дышит,
Пульс сраженья всадники несут.
Бег коней арабской вязью вышит,
Как аяты вечные из сур.

Одолев неукротимый ветер,
Обгоняя чужаков шутя,
Самые красивые на свете
Кони Костанайские летят…

1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 3
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 2
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 5
5. Впечатление читателя - 4
6. Результирующая оценка – 4,8

7. «пысы»
Я думаю, что над стихом следует ещё поработать. Тогда и впечатление у читателя будет лучше. Стих этого стоит.
Предлагаю автору подумать над строфой

С ветром споря, мчатся верховые,
Силы гравитации презрев,
Рыжие, гнедые, вороные
В степь несут огонь бурлящих чрев.

В строфе либо нужно поставить точку после «верховые» и тогда понятно будет, что силы гравитации относятся к рыжим, гнедым и так далее. В противном случае получается, что верховые – это рыжие, гнедые и прочие.
также очень плоха строка
«В степь несут огонь бурлящих чрев.»
Получается, что у коней бурчит в животе. Нехорошо это. Да ещё потому что бурчит огонь. Может у скаковых так и происходит, но воспринимается читателем плохо.
Я бы посоветовала также исправить следующие две строки
Ветер лбами лихо рвут джигиты,
Пузырят рубахи за спиной.
Тут получается, что сами джигиты, а не ветер пузырят рубахи за спиной. А ведь это делает ветер.

В следующей строке
Пульс сраженья всадники несут
Я бы сказала не пульс, так как нести пульс странно, а ритм, жар и такое прочее.
В остальном – стих эмоционален и заряжен положительной энергией степи и конских соревнований.
Читается легко.
Хорошо бы давать сноску на неизвестные читателю слова.


3. Самир «Вратарь»

То снежною лавиной, то украдкой,
То набегая, как морской прибой,
Кручёный мяч так норовит в "девятку",
И в безнадёге виснет "лист сухой".

За миг сплетая тысячу уловок,
Тот демон круглый неизменно нов,
Рябит в глазах от лисьих стоходовок,
Здесь то норд-ост, то вязь семи ветров.

Не вечна юность, и коварно вкрадчив
Норд-ост фортуны, вьюгами грозя;
С кручёной жизнью здесь иные матчи,
И бьют пенальти вовсе не друзья.

Но вновь свисток дворового арбитра,
Из глубины души - "девятый вал",
И тот мальчишка под окном разбитым,
Что так меня изящно обыграл.

1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 7
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 7
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 7
5. Впечатление читателя - 6
6. Результирующая оценка – 7,4
7. «пысы»


4. Яричевская Л

Орфей и Эвридика. Периметр*.

Орфей

Эпилог, а не некролог -
и за это спасибо, осень!
прозвени, подкрути колок
опрокинутой цифрой восемь.

Дни без солнца… сметает в тень
обнажившиеся бульвары.
Напевай, напевай, Орфей,
трогай струны своей кифары.

Где-то в облачной тишине
пропадает стальная птица,
и за ней не угнаться мне,
и с минувшим не разлучиться.

Так в гармонии скрытой явь
проступает порой осенней;
всё ветшает, и первым - драйв
в смене гибелей-воскрешений.

Озаряется монитор
тёплым светом волшебной лампы,
и не вспомнишь, с которых пор
жизнь становится жизнью-как-бы.

В Коридор уплывает Фрейм.
Что - игра, коль судьба не в жилу?
Напевай, напевай, Орфей,
утешай свою душу живу.


Эвридика

Увязшим в дрёме день - и тот как ночь:
безвременно, отныне и до века
всё понимать и ничего не мочь,
когда ты тень - когда-то человека.

Кружиться в танце бабочкой ночной,
укутав плечи пепельной калиптрой,
и оставаться преданной женой
(с двусмысленностью грубо-очевидной) -

там, где свидетельствует всё - о нём:
и редкий всплеск волны, и запах бриза,
где камень рассыпается зерном,
подобным крошке мраморного фриза,

и время по окружности течёт,
а если мимолётом навещают
не-сновиденья, ты берёшь в расчёт:
нет совершенства там, где не прощают.

И что с того, что души - не кремень
и что Аид - плод вымысла и карста?
На бренный мир отбрасывает тень
периметр бесконечного пространства.

* "Периметр" - компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени.

1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 9
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 10
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 7
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 10
5. Впечатление читателя - 8
6. Результирующая оценка – 8,8
7. «пысы»


5. Линде А
Урим и туммим

Опять урим или туммим
ложится на ладонь,
был раньше выбором томим -
теперь же им ведом.
Опять молчание громит
редуты бранных слов,
и недосказанность разит
гул сотканных стихов.

Темна водица в облацех,
и соль надежд простых
пасует пред лицом утех,
и пляску холостых
хотений рвешься превозмочь,
разоружить свой грех,
и в ступе воду не толочь,
уврачевать за век.

Опять урим или туммим
теснит сомнений бронь.
О, древний Иерусалим,
возьми меня в ладонь!


1. Техника (ритм, рифма, звукопись, метафоричность, образность, красота текста) - 9
2. Сюжет (раскрытие темы, сценарное построение стиха) - 5
3. Новизна (неожиданность, непредсказуемость метафоры, образа, мысли) - 5
4. Философия стиха (присутствие идеи, мысли в тексте, кроме потока сознания либо пейзажных описаний) - 10
5. Впечатление читателя – 9
6. Результирующая оценка – 7,6
7. «пысы»
Cвидетельство о публикации 578469 © bagira 11.12.19 17:02