• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Статья

Площадь семи наименований

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Описаный в русских народных сказках примитивный праобраз телевизора, позволявший персонажам увидеть происходящие на недоступных глазу расстояниях события, состоял всего лишь из двух деталей: золотого (в некоторых, более дешевых, модификациях – серебряного) блюдечка и наливного яблочка. Очевидно из-за конструктивного недостатка (изображение на донышке блюдца не просматривалось целиком, посколько отдельные фрагменты его время от времени перекрывались перемещающимся непрозрачным объектом – яблоком) прибор сей широкого распространения не получил.
Чудо современной науки – интернет позволяет мне не выходя из дома видеть то, что происходит в Киеве, в городе, где я родился и от которого отделяют меня сейчас многие километры. Изображение передается вебкамерой, установленной на центральной площади города.
Как известно, центральная площадь Москвы именуется Красная площадь. Была своя Красная площадь и в Киеве, на Подоле (сейчас она зовется Контрактовая), но центральной является не она, а та, что нынче носит название Майдан Нэзалэжности.
Это наименование у нее уже седьмое по счету.

Козье болото

« И поставил Батый пороки под город около ворот Лядских..
(Ипатьевская летопись)

Случись нам перенестись этак на десять с лишком веков назад, во времена князя Владимира, то на месте нынешнего Крещатика обнаружили бы глубокую, заросшую лесом ложбину, именуемую Перевесищем, а на месте нынешней площади – болото, прозванное Козьим. Лишь при Ярославе Мудром появились у Козьего болота ворота деревянные в городском укреплении – опоясывающем город валу. Ворота назывались Лядскими.
К началу XIII века Киев, население которого достигало по подсчетам академика Петра Петровича Толочко 45 – 50 тысяч человек был одним из наибольших городов Европы, уступая только Парижу. Но княжеские междоусобицы ослабили боевую мощь государства. И случилась трагедия.
Бесчисленные орды монгольских захватчиков вторглись на Русь. Князья не сумели дать врагу организованный отпор, сражались поодиночке, каждый сам за себя, неизменно терпя поражение. Уже пали Коломна и Рязань, Владимир и Суздаль, Переяславль и Чернигов. В 1239 году войска Батыя стали под стенами Киева. Год готовились к штурму. Город был хорошо укреплен, захватить его было непросто. Дождались морозов. По днепровскому льду переправили стенобитные машины, установили на замерзшем Козьем болоте против Лядских ворот, через разрушенные Лядские ворота ворвались в город. 6 декабря 1240 года Киев пал.

Крещатикская площадь

В 50-е годы XVIII столетия в Киеве возобновилось строительство оборонительных укреплений, а на месте разрушенных Лядских ворот воздвигли каменные Печерские, просуществовавшие до 1833 года. Площадь же перед ними так и оставалась пустырем – Козьим болотом, к которому подходили оборонные валы, у их подножия была насыпана плотина и стояла водяная мельница. Лишь к тридцатым годам XIX века появляются первые дома: сперва деревянные, а потом и каменные. Где-то между 1834 и 1837 годами площадь получила название Крещатикская – по улице, к которой она непосредственно примыкала. Первое большое каменное здание на площади было возведено в 1851 году согласно некоторым источникам по проекту А. В. Беретти, впрочем, сам архитектор в подробном перечне своих работ о проекте этого здания не упоминает. Здание простояло до семидесятых годов минувшего столетия. До октябрьских событий оно принадлежало губернскому дворянскому собранию, а в 1919 году в нем находилась комендатура, возглавляемая Николаем Щорсом.
На площади размещалась ярмарка, проходили народные гуляния, давали цирковые представления.
С 7 ноября 1872 года площадь начали освещать 15 газовых фонарей.

Думская площадь

В 1870 г. власти Киева приняли решение перенести Городскую думу с Подола в центр города, каковым становился в то время Крещатик. На Крещатикской площади 29 июля 1874 г. заложили здание, проектирование и строительство которого поручили известному архитектору А. Я. Шилле. В 1876 году строительство было завершено. С того времени площадь стала именоваться Думской.
Подковообразное в плане здание Думы имело первоначально трехэтажный центральный корпус и по два этажа в боковых. Здание было было увенчано по центру фасада башенкой с курантами и высоким пирамидальным шпилем. Завершала шпиль установленная на чугунном шаре цинковая полая, 2,6 метра высотой, позолоченная фигура покровителя Киева архистратига Михаила, мечем поражающего змия – городской герб Киева, отлитая в Берлине на заводе Кастнера по модели киевского скульптора Евы Куликовской (в свою очередь созданной ей по рисунку А. Я. Шилле). Впоследствии здание достроили еще одним этажом.
Часть своих помещений Дума сдавала в аренду под торговые заведения, впрочем, соблюдались не только меркантильные интересы. Сюда, в здание Думы, в специально переоборудованное помещение на первом этаже (газетные фонды разместили в подвале) переехала в 1891 году первая в Киеве городская публичная библиотека, размещавшаяся прежде поблизости, в здании Дворянского собрания, здесь она находилась, покуда не получила в 1911 году собственное помещение.
В эпоху становления капитализма, на рубеже XIX – XX веков, Киев охватил строительный бум. Именно в это время была застроена примыкающая к площади нечетная сторона Крещатика между улицами Николаевской (ныне Городецкого) и Институтской. В красивых и престижных зданиях находились первоклассные гостиницы и магазины, в частности в доме 15 по ул. Крещатик, (не сохранившемся), напротив здания Думы с 1878 года располагался кондитерский магазин Б. А. Семадени, швейцарца по национальности. При магазине находилось кафе. Заведение Семадени пользовалось популярностью среди киевлян, здесь бывали и думские заседатели и маклеры расположенной поблизости Биржи (здание Биржи было построено по проекту архитектора А.Шилле), а также множество всевозможных проходимцев – помните Менахем-Мендла из рассказа Шолом-Алейхема: «Я втерся в компанию маклеров и сам стал, с Божьей помощью, не из последних, сижу уже у Семадени наравне со всеми за белым мраморным столиком». Сам генерал-губернатор Сухомлинов, переодевшись в гражданское, инкогнито посещал это заведение, прислушиваясь к разговорам и настроениям разношерстной киевской публики. Кофейную Семадени упоминает и писатель К. Г. Паустовский в своей книге «Повесть о жизни». Впоследствии именем Семадени стала называться и вторая кондитерская по адресу Крещатик 9 (и это здание было разрушено в годы войны). Кстати, именно Семадени явился изобретателем некогда знаменитых ментоловых леденцов «Кетти Босс».
Над заведением Семадени, на том месте, где сейчас стоит шестнадцатиэтажная гостинница «Украина», до «незалежності» именовавшаяся «Москва», возвышалась громадина «дома Гинзбурга». Построенный в 1912 году по заказу купца первой гильдии Льва Гинзбурга одесскими архитекторами Федором Абрамовичем Троупянским и Адольфом Борисовичем Минкусом в модном тогда стиле модерн, дом этот долгое время был самым высоким в Киеве, да и во всей Российской империи.
6 сентября 1913 года перед зданием Думы был установлен величественный памятник Столыпину работы итальянского скульптора Этторе Ксименса. Застреленный в киевском Оперном театре российский премьер предстал на памятнике во весь рост. Лицевую сторону пьедестала украшала надпись: «Петру Аркадьевичу Столыпину – русские люди».

Советская площадь

« Был убит
и снова встал Столыпин,
памятником встал,
вложивши пальцы в китель.
Снова был убит...»
В. Маяковский «Киев»

Февральская революция 1917 года ознаменовалась расправой над памятником Столыпину у городской Думы. «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» – сказал некогда премьер. В дни «великих потрясений» ему припомнили эти слова, отыгравшись на памятнике.
Вот что писала об этом газета «Киевская мысль»:
«… Площадь перед Думой в 10 час. утра – момента появления головы манифестации – жила особенно приподнято – торжественной жизнью. Эту торжественность не нарушал и памятник Столыпина, имевший далеко не эстетичный вид. В течение ночи должны были убрать фигуру Столыпина с пьедестала, но эти работы не успели закончить. Подвели леса, с блока спустили цепи и обхватили шею фигуры и… далее остановились, ибо уже наступило утро и начал стекаться народ на площадь. Но непрезентабельный вид фигуры лишь мгновениями отвлекал взор от грандиознейшей картины, которая открывалась с думского балкона. Здесь собрались члены исполнительного комитета, во главе с Д.Н. Григорович – Барским, главный начальник киевского военного округа ген. лейт. Н.А. Ходорович, губернский комиссар М.А. Суковкин, члены совета рабочих депутатов, члены комитета киевского гарнизона и др. Перед думой все время играли два оркестра музыки, к которым присоединялся чешский оркестр и встречали подходившие группы то « марсельезой», то похоронным маршем – когда впереди несли траурный плакат с надписью: « Вечная память борцам за свободу».
« …Начавшиеся 15 марта работы по снятию фигуры Столыпина возле здания гор. Думы были закончены только вчера (имеется в виду 17 марта). Работы вчера начались с раннего утра. Приготовления к снятию памятника привлекли огромную массу народа, напор которого сдерживался сильным нарядом конной и пешей милиции. В 3 часа рабочие стали отдавать канаты и фигура, сначала медленно подвигавшаяся, повисла и затем со страшным грохотом свалилась к подножию памятника. После этого начались работы по поднятию фигуры для укладки ее на грузовой автомобиль».
Бронзовую статую отправили на завод «Арсенал», где она много лет пролежала в груде металлолома, покуда не попала в плавильную печь.
В 1919 году в Киеве установилась советская власть и в марте этого же года площадь переименовали в Советскую. Одной из жертв новой власти стала фигура архангела Михаила.
«…Над домом, где заседала прежняя городская дума, укреплена фигура Михаила – архангела с мечем в руках. Комиссия, которая ведает делами города, распорядилась снять с думского здания фигуру Михаила – архангела и сдать его на хранение в городской музей. На его месте будет укреплен красный флаг».
«Большевик » 1919 г.
8 мая 1919 года управляющий строительным отделом Коллегии городского хозяйства Исполнительного Комитета Киевского совета Рабочих депутатов обратился к заведующему Историческим музеем с просьбой «озаботиться подготовить место для хранения фигуры Михаила архангела – герба Киева, снятого со здания Думы, который будет Вам доставлен на днях».
Управляющий несколько поторопился. Архангел еще не был демонтирован, а последующие события гражданской войны на какое-то время отвлекли от этой затеи. Фигура оставалась на шпиле вплоть до начала июня 1921 года. Перевезти ее в музей не удалось из-за отсутствия средств. Последнее упоминание о ней мы встречаем в письме выдающегося украинского археолога Николая Емельяновича Макаренко (впоследствии ставшего жертвой сталинских репрессий), отправленном в Археологический комитет Украинской Академии Наук 16 июня 1925 г., из которого можно заключить, что представляющую несомненную историческую ценность фигуру вандалы попросту продали на металлолом за гроши, за бесценок.
Здание бывшего Дворянского собрания с 13 января 1922 года занимает Дом Труда и Науки. В бывшей Думе размещается Губисполком. Вместо архангела Михаила шпиль здания венчает большая красная звезда. На месте, где стоял прежде памятник Столыпину было решено возвести памятник Карлу Марксу.
«… Губисполком утвердил смету на изготовление памятника Карлу Марксу, который будет поставлен перед зданием Губисполкома к 1-му мая. Всеми работами по изготовлению памятника руководит скульптор Чайков. Памятник будет отлит из бронзы силами Политехнического института ».
« Пролетарская правда » 1922 г.
Открытие памятника приурочивалось к празднованию 1 Мая, о чем торжественно извещалось в газетах, но, видать, с отливкой у Политехнического института не заладилось, посему заказ был передан заводу «Арсенал», тогда именуемому Госзаводом №30. Вот что писала «Пролетарская правда»:
«…Невиданное зрелище: в Киеве строят, сооружают. Глаз обывателя уже в течение пяти лет отвык от таких картин, когда что – то строят. И вдруг, - пожайлуста: кирпич за кирпичиком выводится основание памятника. И кому? - Карлу Марксу. Где? - На том самом месте, где стояло изображение покойничка Петра Аркадьевича, Где? - В Киеве, в том самом городе откуда пошла, можно сказать матерая, откормленная черносотенщина. Это ли не достижение, это ли не победа? И все это - усилиями рабочих, хозяйственным способом. Кирпич свезли с пожарища, достали бесплатно цемент, грузовики дал Губтранс, гипс достали в Политехникуме, бронзы в Киеве хоть отбавляй. И уже в арсенале идет работа по отливке мощной фигуры Маркса. 1 мая в день всемирного единения рабочих, в день присяги Красной Армии своему рабоче-крестьянскому правительству, своей советской стране, перед памятником Марксу продефилируют части Киевского гарнизона, готовые показать пролетариату Киева свою мощь и лишний раз повергнуть в панику притаившуюся контр – революцию ».
Отлить памятник к намеченному сроку не смогли, а праздник приближался, посему нашли следующий выход из положения:
«… Работы по сооружению памятника Карла Маркса перед зданием Губисполкома на днях будут закончены. 30–го апреля на асфальтовом пьедестале будет установлена гипсовая копия модели памятника – торс, которая будет покрыта бронзовой патиной. Оригинал памятника Карлу Марксу, по модели скульптора Чайкова, будет отлит из бронзы усилиями Госзавода № 30 к концу мая, после чего модель будет заменена бронзовым памятником, и перенесена в Большой зал заседаний Губисполкома. Вышина памятника вместе с пьедесталом – 9 арш. (около 6,8 м)»
« Пролетарская правда » 1922 г.
Гипсового Маркса открыли в запланированный срок – 1 Мая в 3 часа дня. Что же касается замены статуи на бронзовую – этого не случилось ни до конца мая, ни когда либо вообще. Сотворенный Иосифом Моисеевичем Чайковым гипсовый монумент так и остался стоять на пьедестале. Автор «Капитала» прятал левую руку за борт сюртука, и когда Крещатик переименовали на улицу Воровского, народ стал шутить, мол, стоящий на «воровской» улице Маркс придерживает в кармане портмоне, где и хранится его капитал. Однажды ночью по указанию городских властей памятник снесли. Произошло это в 1933 году.

Площадь Калинина

24 июня 1934 года в Киев вернулось советское правительство, сбежавшее в Харьков в 1919 году. Киев снова стал столицей республики. Свое возвращение правительство решило ознаменовать переустройствами, в результате которых город лишился некоторых ценнейших памятников истории и архитектуры. Не обошли перемены и площадь.
В 1935 году исполнилось 60 лет М. И. Калинину. В честь сего знаменательного события площадь очередной раз переименовали, присвоив ей имя «всесоюзного старосты» Имя сего политического деятеля с благообразной наружностью русского интеллигента, даром, что родился в крестьянской семье, площадь носила свыше четырех десятилетий.
В этом же году площадь полностью заасфальтировали. Приступили к реконструкции.
Газета сообщала:
«... Один из центральных скверов столицы на Советской площади реконструируется по проекту архитекторов Онищенко и Аничкина. В центре сквера будет установлен фонтан с гранитными ступенями; на пьедестале фонтана разместится художественная скульптурная группа. Скульптурные группы разместятся также на постаменте в центре бассейна. Вся система фонтанов будет освещаться изнутри прожекторами. Вокруг фонтанов строится асфальтовая площадка заканчивающаяся пышной балюстрадой. Разбиваются газоны и цветники. Возле входа в сквер будут установлены 2 скульптурные канделябра. Сквер будет окружен оградой с красивыми колонками. Фонтан и ограду отштукатурят торезитом с добавлением слюды и мраморной крошки».
« …Вскоре асфальтовую равнину площади зальет сияние десятков мощных фонарей. Управление строительных работ по благоустройству города установит на площади 32 колоны высотой 6 – 7 метров. На верху каждой колоны укрепят по три больших шара, диаметром около полметра. В середине каждого шара будет ярко гореть электролампа мощностью 500 ватт. Всего на площади установят 108 таких шаров. Колоны с шарами симметрично разместят по краю тротуаров и на ограде вокруг сквера…».
« Більшовик » 1935 р.

На примыкающем к площади Крещатикском переулке (теперешнее наименование переулок Т. Шевченко) по проекту профессора П. Ф. Алешина и архитектора А. А. Колесниченко было возведено пятиэтажное здание жилого дома украинского республиканского профессионального союза (УРПС), разрушенное в годы войны.
По замыслу профессора архитектуры Павла Федоровича Алешина все окружающие площадь здания планировалось достроить до шести этажей. Планировались и другие перестройки но большинство задуманного так и не осуществилось. Здания надстроены не были, а фонтан и сквер просуществовали до февраля 1981 года в весьма упрощенном виде – без гранитных ступеней, скульптур, подсветки и балюстрад.
Грянула война.
19 сентября 1941 года гитлеровские войска вступили в Киев, а 25 сентября на главной улице города стали взрываться дома, начиненные радиоуправляемыми взрывными устройствами. Вместе с жильцами. Впоследствии советская пропаганда приписала осуществление этой «радиофугасной бойни» гитлеровцам, коим она якобы понадобилась как предлог для осуществления карательной акции, хотя здравый смысл подсказывает, что для проведения каких либо акций никакого предлога тем и не требовалось – примером тому Бабий яр.
Освободившие Киев советские войска застали город в руинах. Нечетная сторона Крещатика была практически полностью уничтожена. На четной стороне уцелело лишь два квартала: один в начале, а другой в конце улицы. На площади Калинина была уничтожена вся левая сторона. Сгорело здание бывшей Думы. Над зданием, где прежде была кофейная Семадени, не нависала больше громадина дома Гинзбурга, да и само здание более не существовало.
Пережившие оккупацию киевляне, а затем и вернувшиеся из эвакуации, совместно с пленными немцами приступили к разборке развалин. Работали вручную – никакой техники не было. Извлекали и сортировали кирпич и другие стройматериалы, пригодные для вторичного использования.
К строительству приступили в 1951 году – начали возводить здание Главпочтамта. Авторы проекта – архитекторы Б. Приймак, В. Ладный, Г. Слуцкий и З. Хлебников. Окончили его в 1957 году.
Еще до завершения строительства Главпочтамта по проекту архитекторов В. Куригиной и Р. Книжника построили два шестиэтажных дома- близнеца: между улицами Ново-Пушкинской (сейчас Б. Гринченко) и переулком Т. Шевченко и между переулком Т. Шевченко и улицей Калинина (сейчас – Софийской). Их постройку закончили в 1953 –54 годах. Первый этаж одного из этих зданий занял хлебный магазин, второго – магазин «Гастрономия».
На том самом месте, где до войны стоял дом Гизбурга по проекту архитекторов А. Добровольского, В. Созанского, Б. Приймака, А. Милецкого, А. Косенко и инженера А. Печенова начали возводить новую многоэтажную гостиницу, которая согласно первоначальному замыслу должна была походить на одну из московских высоток, по каковой причине и получила название «Москва», но начавшаяся в 1955 году кампания по борьбе с архитектурными излишествами и украшательством лишили ее башенки и шпиля, предусматриваемых проектом. Обезглавленная волевым решением гостиница выглядела нелепым огрызком. Ее постройку завершили в 1961 году. В дальнейшем авторы проекта неоднократно возвращались к вопросу о восстановлении изначально задуманного облика здания, однако отстоять свою точку зрения им не удалось.
На углу Крещатика и ул. К. Маркса (сейчас – Городецкого) в 1955 – 1958 годах по проекту архитекторов Л. Б. Катка и Я. Л. Красного построили здание консерватории, дополнив его коробкой разрушенной в годы войны гостинницы «Континенталь».
В 1958 году между улицами Постышева (нынешней Мало-Житомирской) и Калинина вырос новый семиэтажный жилой дом, построенный по проекту архитектора Ф. Н. Фридлина.
Вокруг уцелевшего в годы войны сквера с фонтаном стали курсировать троллейбусы: сперва 4-го маршрута (отмененного в 1973 году), а затем 16-го и 18-го. На одном из этих маршрутов можно было доехать до Сырца, до Бабьего яра...
Отстроенная к концу пятидесятых годов площадь, с одной стороны которой стояли высокие новые дома, а с другой построеные около сотни лет назад старые, кажущиеся теперь еще меньше, выглядела перекособоченной. Такой она оставалась еще почти два десятка лет, не меняя свой облик. Правда, в 1967 году, дабы увековечить присвоение городу звание «Город – Герой» на площади вознамерились поставить памятный знак и вскоре на центральной клумбе был установлен макет будущего памятника, но простоял он недолго: выкрашенный в серый цвет, с нарисованными черной краской рисунками, воспроизводящими барельефы, он производил столь удручающее впечатление, что его демонтировали.
Но вот состоявшаяся в 1974 году XXV городская партийная конференция принимает решение превратить Киев в «образцовый коммунистический город», в связи с чем решено реконструировать площадь. В том же году на площади были снесены три старых дома, в их числе здание бывшего Дворянского собрания. На их месте к 1980 году вырос восьмиэтажный Дом Профсоюзов с высокой башней, на которой позднее были установлены электронные часы. Сей фаллический отросток на здании киевляне моментально окрестили «членом профсоюза».

Площадь Октябрьской революции

Приближалась шестидесятая годовщина со дня октябрьских событий, отмечавшаяся, как известно, в ноябре. Дабы достойно встретить юбилей, на возвышенности перед гостиницей «Москва» 22 октября 1977 года торжественно открыли монумент «в честь Великой Октябрьской социалистической революции». В честь открытия этого монумента нарекли и площадь по-новому – площадь Октябрьской революции. То же название и станция метро расположенная под площадью получила. А что тот Калинин – невелика шишка, ему и улицы хватит. Колоссальная, красного гранита, фигура вождя нависала над четырьмя казавшимися рядом с ней крохотными, деланными под бронзу фигурками революционеров (а высота каждой из них была по 5,25 метра). Народ прозвал сей «шедевр» Гулливером в стране лилипутов. Но каковы бы ни были художественные достоинства монумента, а фотографов он неплохо подкормил. Монумент простоял до 12 сентября 1991 года, без малого 14 лет.
В преддверии празднования 1500-летия Киева в 1982 году, площадь подвергли основательной реконструкции.
По правой стороне площади на месте снесенных в декабре 1978 года зданий между улицами Постышева (сейчас Мало-Житомирская), Парижской коммуны (Михайловская) и Челюскинцев (Костельная) по проекту архитекторов А. Комаровского и Ю. Мельничука были построены два дома-близнеца. Эти исполненные из современных материалов дома внешне очень напоминали дома- близнецы, построенные по левой стороне площади в пятидесятых годах. Одна из новостроек была отдана под гостиницу «Красная звезда» (переименованную нынче в «Козацкую»), вторую отдали под жилье, на первом же этаже расположился книжный магазин «Поэзия». Фасад дома между улицами Постышева и Калинина стилизовали под окружающую застройку.
Перевели весь транспортный поток от Главпочтамта к Дому Профсоюзов, расширив находящийся там проезд, а освободившуюся от транспорта часть площади отдали пешеходам. Снесли устроенный в 1935 году и переживший войну сквер вместе с фонтаном, соорудив на его месте по проекту архитектора А. В. Комаровского новый, уникальный, в 5 тысяч струй, фонтан «Дружба народов», диаметром около тридцати метров. В центре фонтана на бронзовом основании установили высокую чашу с тремя женскими фигурами, символизирующими единство трех братских народов: русского, украинского и белорусского. По обе стороны аллеи, ведущей от главного фонтана к Крещатику, разместили по три малых фонтана.
При переустройстве площади археологи обнаружили сохранившиеся фундаменты Печерских ворот. При постройке подземного перехода фундаменты эти, учитывая их историческую ценность, законсервировали, обустроив рядом с ними музей.
После реконструкции площадь приобрела законченный вид и перестала казаться перекошенной. Не обошлось, конечно, и без потерь – были снесены имеющие историческую ценность здания, в том числе дом №1 по улице Парижской коммуны, где у своего товарища фотографа И.В. Гудовского останавливался в свое время Т.Г. Шевченко и афишная тумба – самая первая в городе афишная тумба, простоявшая с начала 70-х годов XIX века.
Реконструированную площадь торжественно открыли 6 ноября 1981 года. Киевляне моментально прозвали ее рулеткой из-за сходства фонтана с игорным столом казино. В 1983 году чашу фонтана заменили на меньшую по высоте, более широкую, без гербов союзных республик и фигур, символизирующих единство народов.
Вскоре после реконструкции площадь облюбовали фотографы – из фотовыездного бюро и конкурирующей с ними репортажной группы. «Паслись» и желающие подзаработать частным образом, коих выездники безжалостно изгоняли, ибо шабашники не только отбивали у них клиентов, но и в случае каких либо недоразумений, скажем, невыдачи заранее оплаченых фотографий, клиенты предъявляли претензии выездникам.
К новому облику площади киевляне скоро привыкли. Он не менялся почти восемь лет, покуда 2 августа 1989 года в 16 часов 20 минут по московскому времени не случилась трагедия. В этот ненастный день первая со стороны Крещатика колонна портика Главпочтамта надломилась и вся огромная масса портика рухнула, убив на месте 11 человек (5 киевлян, 3 жителей Сахалинской области, 2 москвичей и 1 жителя города Новый Оскол) и тяжело ранив еще двоих. Причиной трагедии оказались несовершинство конструкций, инженерные просчеты при проектировании и низкое качество материалов.
Центральный вход Главпочтамта огородили высоким забором. В таком виде площадь дождалась очередного переименования.

Майдан Незалежности

Вроде не так уж давно, в 1954 году Украина праздновала трехсотлетний юбилей воссоединения с Россией, в 1982 году на склонах Днепра и монумент в честь этого соорудили, а уже 24 августа 1991 года, сразу после провала в Москве попытки переворота, совершенной ГКЧП, Верховный Совет УССР принял акт о провозглашении независимости Украины. Окончательную точку поставили подписанные 8 декабря того же года Беловежские соглашения о денонсации союзного договора.
Как это повелось, едва ли не первое, что сделала новая власть независимой Украины – очередной раз переименовала площадь, которая зовется теперь уже и не площадь, а майдан – Майдан Незалежности.
Далее настала очередь монумента в честь Октябрьской революции – его демонтировали и долго еще на площади (простите, на Майдане) маячил пустой постамент, дожидаясь, когда взгромоздят на него Мазепу, Петлюру или Бандеру. Судьба распорядилась иначе, но об этом потом. После распада фирмы «Киевфото» площадь испытала наплыв фотографов – частников. На бойкое место рванули все, кому не лень. Дабы избежать инцидентов, установили очередность съемки и назначили людей, в чьи обязанности входил контроль за соблюдением этой самой очередности и удаление с объекта «нежелательных» – неквалифицированных и нечестных фотографов. Но – клиентов становилось все меньше, фотографам приходилось менять профессию (а поскольку среди них было немало евреев, то значительная часть из них покидала не только площадь, но и страну) и в конце концов фотографов на площади почти не осталось.
Реставрировали портик Главпочтамта. Новостройка отличается от предшествующей отсутствием «социалистического» герба на венчающем картуше и свежей облицовкой, резко выделяющейся на фоне фасада. Далее, к концу мая 1996 года, перед вновь отстроенным портиком установили беломраморную колонну с бронзовой фигурой покровителя Киева архистратига Михаила работы Георгия Куровского. Летом 2001 года покровителя Киева подарили Донецку, а его место на той же самой колонне, только установленной на новом месте, занял окруженный бронзовыми голубями «Земной шар», прозванный в народе «глобусом Украины».
Дальше – больше. Стремясь не допустить установки на Майдане палаток акции «Украина без Кучмы», власти срочно затеяли основательную перестройку площади. Проведенная в спешке непродуманная реконструкция дала соответствующие результаты. Исчез уникальный, в 5 тысяч струй фонтан «Дружба народов» (к слову сказать, сама дружба задолго до этого кончилась). Над фундаментами Печерских ворот выросло сооружение, почему-то называемое Лядскими воротами, ничего общего ни с теми ни с другими не имеющее. Нелепость сей новостройки подчеркивает совершенно неуместный герб рода Миклашевских, скопированный с трапезной Выдубецкого монастыря, и изваянная скульптором Анатолием Кущом громоздкая статуя архангела Михаила с растопыренными крыльями, этакого темнокожего гладиатора-качка, прозванного киевлянами «Бетменом». Стеклянные колпаки над подземным торговым центром в народе прозвали парниковым хозяйством. А на месте, где стоял постамент, оставшийся от монумента Октябрьской революции, возвысилась гигантская колонна, зрительно перерезающую гостиницу «Украина» (ту, что прежде называлась «Москва»). Хаотично разбросанные скульптуры сомнительного художественного достоинства кажутся сгруженными куда ни попадя из кузова гигантского самосвала или выставленными на прилавок безделушками, только огромных размеров и цены соответствующей. Некогда цельная и организованная композиция главной площади города рассыпалась на отдельные никак не увязанные между собой фрагменты.
Вот мнение профессора Анатолия Харечко, известного украинского скульптора:
« Я в принципе не приемлю ни эти ворота, ни распятого на них ангела. Да и вообще к Майдану отношусь крайне отрицательно. Господи, ну чего там только не понаставили: и казака Мамая с его крупнозадой кобылой, и бабу на колонне, и основателей Киева, а теперь вот какие-то Бессарабские дворики втюхали. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка, а скульптура – застывшая песня, так вот, ни музыка, ни песни Майдана мне не нравятся. Это глубоко антихудожественные вещи, которые со временем все равно придется оттуда убрать.»
И вся эта вычурная помпезность была устроена именно тогда, когда нерешенными оставались социальные проблемы. У государства не было средств расплатиться с Россией за газ, а вот на то, чтобы обезобразить площадь, средства нашлись. Видимо, чувствуя свою шаткость, власть поторопилась увековечить себя нимало не задумываясь, что власти приходят и уходят, а площадь остается и киевлянам по ней ходить. И не только киевлянам, но и гостям столицы.

А ведь еще до начала реконструкции историк Олеся Гузенко писала:
«К сожалению, дискуссии вокруг перестройки центра столицы и связанной с ней угрозы памятникам истории и архитектуры мирового значения остаются безрезультатными. Ибо есть деньги, и есть люди, которым нужно их зарабатывать, и люди, которым следует их тратить. В любом случае киевлянам обещан новый, современный, европейский столичный центр. Другое дело, что у самих киевлян никто не спрашивал, таким ли он нужен им.»

От «... болота» до «Майдана...»

Утро. Смотрю в «золотое блюдечко» – интернет, как над древней землей Майдана восходит солнце. Точно так же всходило оно и над площадью Октябрьской революции, и над площадью Калинина, над Советской, Думской и Крещатикской площадью. Точно так же подымалось оно и над древним Козьим болотом.
Свыше семи веков назад здесь, перед Лядскими воротами, стояли орды Батыя. Нынешние ворота на площади тоже зовутся Лядскими. Перед ними в ноябре 2004 года стояли палатки «Оранжевой революции», перед ними, на площади, собираются участники всевозможных противостояний и кто знает, какая еще новая напасть ворвется в город, в страну через эти ворота?
2007 г
Cвидетельство о публикации 575257 © Савчук М. В. 08.10.19 00:58