• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Проза
Форма: Очерк

Апостол Павел - человек и святой

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
При рождении Павел получил имя Саул (Савл) в честь первого еврейского царя. Оба они происходили из колена Вениаминова. Будущий святой родился в киликийском Тарсе (Малая Азия) в семье богатого римского гражданина иудейского происхождения. Римское гражданство отпирало замысловатые карьерные замки и являлось счастливым билетом для участия в элитном карнавале. В те времена (I век нашей эры) оно уже покупалось и продавалось. Военный трибун Клавдий Лисий, который при наместнике Фесте охранял Павла в Иерусалиме от иудейских радикалов, был родом грек. За римское гражданство он заплатил немалые деньги, но проявлял почтение к сестре Павла и прислушивался к ее советам по обеспечению безопасности апостола.

Павел получил блестящее религиозное и философское образование при Иерусалимском храме Соломона. Его преподавателем был знаменитый Гамалиил из наставников фарисейских, член синедриона. Гамалиилу принадлежит высказывание, которое приведено в Новом завете. Смысл его заключается в том, что всякое человеческое мероприятие, не входящее в замыслы Творца, обречено на провал. (Замечу в скобках, что мероприятие, связанное с проповедью Иисуса Христа, до сих пор здравствует, несмотря на титанические усилия исказить и опорочить Учение Спасителя со стороны атеистов, ветхозаветных фанатиков иудаизма, каббалистов и материалистически настроенных церковников).

В житейском понимании Павел был ученым, журналистом и общественным деятелем. Он прекрасно знал Тору (Пятикнижие Моисеево), а также античную философию от Платона до Аристотеля (вершины этой философии и в наши дни понятны далеко не каждому). В качестве диссидента-теолога Павел был известен в Римской империи как автор многочисленных посланий-эссе, пропагандирующих так называемую «назорейскую ересь», то есть взгляды на жизнь и вселенную Плотника из Назарета. По словам Павла, Иисус Назорей был и есть ожидаемый евреями Христос (Мессия, Помазанник, Царь Иудейский). Ортодоксальные иудеи с негодованием отвергали такое предположение, утверждая, что спаситель Израиля еще не явил Себя.

В качестве общественного деятеля Павел из Тарса (наряду с Симоном-Петром) создавал особые собрания верующих, церкви-коммуны, где всё имущество и прибыток делились поровну между приверженцами Иисуса Христа и их семьями. Все без исключения адепты нового учения обязаны были ежедневно, кроме субботы, трудиться на всеобщее благо. Добровольный коллективный труд подрывал экономические основы Соломонова храма и синедриона, вызывал ненависть среди книжников и фарисеев. «Кто не работает, тот не ест» – патент на это изобретение принадлежит исключительно Павлу. Он и сам неуклонно следовал данному принципу, занимаясь шитьем палаток для римских легионеров (высокооплачиваемое искусство).

Павел проповедовал и врачевал за пределами Палестины, поскольку в Иерусалиме экстремисты поклялись его уничтожить и даже проводили сорокадневные посты, чтобы укрепить себя в своем намерении. Когда Павел приходил в столицу на совещания апостолов, то в городе совершались покушения на него и происходили беспорядки. Римские власти не могли понять, в чем состоят разногласия между Павлом и иудаистами, так как обе стороны конфликта скрывали его суть. Например, прокуратору Фесту представители храма Соломона объясняли, что некий Иисус, нарекший себя царем иудейским, был распят четыре года назад как преступник, а злополучный Павел Его преступником не считает и уверяет, что Он жив. Фест был не состоянии взять в толк, как из-за такой ерунды хранители старой веры хотят убить Павла. Его удивляло и ожесточение апостола, назвавшего однажды перед синедрионом первосвященника «стеной, которую забыли побелить», то есть кретином.

Скрываемая от завоевателей правда заключалась в том, что Мессия (Христос), Кем бы Он ни был, должен был освободить Израиль от римского владычества и возвеличить еврейский народ перед другими народами. По мнению Павла, Плотник из Назарета (Иисус Назорей) открыл человеку внутреннюю свободу, которая выше внешней, и прославил евреев в веках. Иудейские начальники отвергают такую постановку вопроса до настоящего дня.

В итоге Павел, чтобы избавиться от постоянных преследований подстрекаемой ортодоксами толпы иудейских фанатиков потребовал от колониальной администрации отправить его в Рим на суд кесаря по праву римского гражданства. Его требование было выполнено. Он прожил в Вечном городе несколько более или менее спокойных лет, а потом после известного пожара или поджога во время гонений на христиан при Нероне был обезглавлен по приказу императора…

Члены первых христианских общин, включая рядовых, именовались «святыми». Среди людей вообще-то подлинно святых ничтожно мало. Потому что абсолютная уверенность в том, что смерти не существует, встречается крайне редко. Павел ничуть не сомневался, что смерть есть всего лишь изменение личности и ее преображение.

Большинство индивидов, верящих в Бога, в Высший Разум, в Высшую Справедливость, все-таки не обладают Павловой уверенностью. Они ищут доводов рассудка, ищут сверхъестественного, ищут чудес, которых вокруг нас с избытком и только по зашоренности своей мы их не замечаем. При стопроцентной уверенности в отсутствии небытия меняется мировоззрение и мировосприятие человека. Истинно святые не ведают страха, безукоризненно честны и не ищут выгод в повседневной суете.

Под таким углом нужно рассматривать Павла и сказанное им: «По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем».

Поначалу у двух главных апостолов Петра и Павла были разногласия: всем или избранным рассказывать об Иисусе Христе. Павел убедил Петра в том, что учение Иисуса бескорыстно, а значит, открыто всякому человеку.

08.07. – 11.07.2019

Cвидетельство о публикации 571602 © Кедровский М. О. 11.07.19 12:20

Комментарии к произведению 1 (1)

Добровольный коллективный труд подрывал экономические основы Соломонова храма и синедриона, вызывал ненависть среди книжников и фарисеев - полагаю, что вторая часть фразы не вытекает непосредственно из первой. Вероятнее всего этот аспект неприятия иудеями христианства существовал, но не был единственным и ключевым. Нет мне ни римлянина, ни иудея - мне представляется более важным в этом смысле: такой взгляд подрывал самоидентификацию иудеев как единой общности, претворяющей в жизнь божественную миссию. Рассеянный и изгнанный из Палестины народ не имел иного объединяющего момента, кроме собственной религии.

Признание христианства, как части иудаизма (что в сущности и проповедовал Иисус), развивающей его истины, в тех условиях ставил под сомнение сами основы учения. Думаю этот аспект был важнее.

С уважением,

Игорь

Конечно, Вы правы. Я изложил христианскую точку зрения на этот вопрос, не замутнённую последующими наслоениями. Завтра у православных -- день Петра и Павла. Если представить, что у Бога нет ни эллина, ни иудея и все ходы просчитана, то Иисус Назарянин выполнил в какой-то мере и чаянья иудейского народа. Удивительно, но у Эйнштейна есть высказывания по этому поводу. Не могу сейчас найти в своей картотеке. Низкий поклон.