• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Публицистика
Форма: Эссе
"И вдруг воспоминание всплыло передо мной. Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае…" Марсель Пруст, "В поисках утраченного времени"

ТАЙНЫ МЛАДЕНЧЕСТВА

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Попробуйте впомнить свои самые первые воспоминания? Сколько бы вы не пытались, Вам вряд ли удастся вспомнить то, что было с Вами до 3-4 лет. Одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти состоит в том, что люди не в состоянии вспомнить, что с ними происходило в первые годы жизни. Но именно тогда человек начинает постигать мир, и у него появляются первые впечатления. Из беспомощных новорожденных мы превращаемся в ползающих, лопочущих младенцев, а затем - в детей, которые ходят и разговаривают. Но все эти удивительные превращения оставляют незначительный след в нашей памяти. В памяти большинства взрослых людей сохраняются лишь фрагменты раннего детства.

НА НЕСПОСОБНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ ВСПОМНИТЬ ЭПИЗОДЫ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ впервые обратил внимание Зигмунд Фрейд, который назвал это амнезией детства. Это явление нельзя свести к обычному забыванию. Пожилые люди достаточно хорошо помнят период начальной школы, но мало кто из взрослых имеет воспоминания с возраста менее двух лет. Те, кто говорит о наличии этих воспоминаний, обычно путают собственные воспоминания с знанием об этих событиях по рассказам окружающих.

Действительно, инфантильная амнезия создает некий парадокс, связанный с работой мозга в младенчестве. С одной стороны, доказано, что развитие мозга в раннем детстве сильно влияет на развитие взрослого человека. Правильное социальное поведение, устойчивость к стрессам, развитие языковых навыков во многом зависят от заложенного в детстве. Но, несмотря на важность раннего развития, воспоминания младенчества более хрупки, чем формирующиеся позднее. Но если события и впечатления этого возраста так сильно влияют на дальнейшее развитие, то почему же мы не можем ничего вспомнить?

Теории об инфантильной амнезии делятся на две категории: те, в которых считается, что ранние воспоминания не откладываются потому, что потеря памяти происходит из-за сложности процессов, они не позволяют еще не развитому головному мозгу их запомнить, и те, которые утверждают, что определенная информация все-таки сохраняется, но мы не можем ее воспроизвести.

Теория о том, что в раннем детстве инфантильная амнезия вызвана биологическими явлениями, основана на исследованиях, доказывающих, что нейронные связи не в полной мере функционируют в этом возрасте. Гиппокамп - структура мозга, участвующая в хранении воспоминаний и, в частности, ассоциирующаяся с формированием автобиографических воспоминаний, - созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться, и если впечатления не очень яркие, их невозможно воспроизвести. Чтобы какое-то событие осталось в памяти, должна выполниться определенная последовательность действий. Материал для формирования воспоминаний (образы, звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения) поступает и регистрируется в коре головного мозга. Чтобы этот материал превратить в воспоминание, его нужно поместить в гиппокамп, который не только связывает многочисленные сигналы, поступающие от органов чувств в единое воспоминание, но и сопоставляет их с аналогичными в памяти.

НЕКОТОРЫЕ ЧАСТИ ГИППОКАМПА ПОЛНОЦЕННО НАЧИНАЮТ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО к подростковому возрасту, поэтому детям бывает сложно долго хранить воспоминания. К тому же гиппокамп способен вместить в себя лишь ограниченное количество нейронов. Поэтому, если их становится слишком много, избыток уничтожается. Таким образом, нейрогенез отвечает не только за сохранение, но и за утрату информации.

Исследования показывают, что в возрасте около четырех лет дети не могут формировать богатые воспоминания. Они не могут запомнить источник полученной информации, поскольку их префронтальная кора головного мозга еще недостаточно развита. Однако дети в возрасте около двух лет могут помнить, что с ними происходило полгода назад, но эти воспоминания затухают по мере их взросления. Это наводит на мысль о проблемах с поиском информации, а не с ее хранением.

Если предположить, что инфантильная амнезия развивается из-за неспособности отыскать старые воспоминания, то нужно понять, откуда происходит проблема. Почему и когда люди теряют воспоминания, которые ранее были им доступны? Одна из версий предполагает, что взросление меняет наше восприятие настолько сильно, что потом свежие воспоминания ложатся непреодолимым слоем.

В своем недавнем исследовании Франкланд доказал, что мозг может не только стирать детские воспоминания, но и скрывать их. Это означает, что множество маленьких сетей нейронов, в которых хранятся наши первые воспоминания, не уничтожаются в результате нейрогенеза, а видоизменяются. Поэтому люди могут восстановить по крайней мере некоторые из детских воспоминаний.

Это возможно через метод ассоциаций или свободных воспоминаний. Нужно отпустить мысли свободно бродить по коридорам прошлого. Еще один способ восстановления воспоминаний – через вкус и запах. Запахи способны перенести нас дальше во времени, чем любые другие стимулы. Если вербальные стимулы отсылают к событиям, которые происходили с нами в 11-25 лет, то запахи могут перенести в период 6-10 лет. Запахи пробуждают в нас волну эмоций и знакомых ощущений, которые бывает трудно сразу распознать.

Известный своими теориями психосексуального развития Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, что амнезия детства является результатом попытки мозга подавить воспоминания о травматических событиях, которые происходят во время психосексуального развития каждого ребенка. Поскольку, по его теории, в первые годы жизни дети интенсивно познают свою сексуальность, большинство воспоминаний об этом периоде потом теряется. Теория Фрейда, включая его объяснения амнезии детства, резко критиковалась за чрезмерное использование неподтвержденных данных вместо научного метода и его наблюдения, что допускает многочисленные интерпретации.

СУЩЕСТВУЮТ БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИЕ КОГНИТИВНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ АМНЕЗИИ ДЕТСТВА, которая рассматривается как следствие колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых, а также развитием речи и началом обучения в школе.

У взрослых людей воспоминания выстроены в одну целостную модель мира. Дети же кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями, не выстраивая полной картины мира. Когда ребенок начинает усваивать связи между событиями и у него появляется абстрактно-логическое мышление, ранние переживания постепенно теряются.

Неполное развитие речи у маленьких детей также считается важной причиной амнезии детства, поскольку отсутствие соответствующих языковых навыков делает кодирование автобиографических воспоминаний невозможным. Язык позволяет детям упорядочить свои воспоминания и поделиться ими с другими, в результате чего детям удается осознать наличие их персонального прошлого и побуждает их к размышлению о "когнитивном себе".

Действительно, развитие "когнитивного себя" имеет сильное влияние на кодирование и хранение воспоминаний раннего детства. По мере роста малыша, развивается чувство себя, когда он начинает понимать, что является личностью с уникальными характеристиками и имеет собственные мысли и чувства, отличные от других. По мере развития себя, дети начинают приводить в порядок автобиографические опыты и хранить воспоминания о прошедших событиях. Это явление известно под названием "развитие теории разума", то есть принятие ребенком того, что у него есть убеждения, знания и мысли, к которым никто другой не имеет доступа.

Такая теория развития утверждает, что маленькие дети имеют хорошее понимание семантической информации, но им не хватает процессов припоминания для того, чтобы связать прошлые и настоящие эпизодические события для формирования автобиографического себя. Большинство исследований о роли речи в запоминании жизненных событий фокусируются на описательной функции. А именно развитию понимания связи между прошлым и настоящим, а также концепции постоянного себя способствуют разговоры о воспоминаниях со взрослыми - когда взрослые объясняют и повторно проговаривают события, которые произошли в прошлом. Такие разговоры способствуют развитию у ребенка систем памяти для того, чтобы категоризировать общие и уникальные события.

ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОЖНО рассматривать как комплексную систему тренировки памяти. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности. И речь, и тип мышления, воспитываемый школой, создают новые способы организации опыта, которые могут быть несовместимы со способом кодирования опыта маленькими детьми. Именно с этого момента ребенок постепенно овладевает осмысленным запоминанием и, видимо, именно в этот период заканчивается амнезия детства.

Интересен и факт того, что определенные воспоминания раннего детства более доступны для припоминания взрослыми, чем другие. Согласно научным исследованиям, более ранние воспоминания имеют меньшую эмоциональную составляющую, чем более поздние. Однако определенные события в жизни вызывают более яркие воспоминания. Взрослые могут помнить значимые события, такие как попадание в больницу или рождение младшего брата чаще, чем другие события, поскольку эмоциональные события кодируются и вспоминаются с более раннего возраста, чем эмоционально нейтральные.

Во всяком случае важно помнить, что даже если мы не можем четко вспомнить определенные события детства, их накопление оставляет достаточно глубокий след, что влияет на наше поведение в будущем. Первые несколько лет жизни парадоксальным образом забываются, но имеют мощное влияние на нас, взрослых.

Наши воспоминания не просто голые факты, засечки на линии нашей жизни. Это необъяснимая смесь личных переживаний, историй, рассказанных другими людьми, и нашего воображения. По мнению философа Кьеркегора, у памяти есть две функции: припоминание реальных фактов и создание и поддержание эмоциональных связей с прошлым. То есть воспоминание – это особая форма автобиографии, наша история, которую мы пишем для себя сами. И именно эта история, какой бы обрывочной она ни казалась, формирует личность.


Cвидетельство о публикации 568182 © Alis Grave Nil 15.04.19 14:41

Комментарии к произведению 2 (13)

Уважаемая Лидия! Целиком согласен с вами. Тем более, что вы - один из немногих читателей, заинтересовавшихся первыми главами моих мемуаров "Зеленый цвет детства". Как сказал античный мудрец, уметь наслаждаться прожитой жизнью означает жить дважды. Но главное - думаю, что личный осмысленный жизненный опыт должен быть основой для формирования мировоззрения человека. Всё остальное - вычитанное или выслушанное, может быть только дополнением.

Благодарю за коментарий. Все верно, однако, по-моему, не следует отделять вычитанное и выслушанное в прошлом от жизненного опыта, поскольку роль информации, полученной извне и прошедшей сквозь призму нашего сознания, ничем не уступает роли последовательности прочувствованных событий нашей жизни в становлении личности. Если вычитанное и выслушанное оказывают значимое воздействие на нас, вызывают у нас определенные эмоции, то мы уже в движении, поскольку эмоции – движушая сила нашего развития. С каждой встречей с новым человеком, с каждым разочарованием, с каждой прочитанной книгой и увиденной картиной мы раздвигаем рамки себя и растем.

Всё верно. Но прочитанное и услышанное надо принимать во внимание только тогда когда оно не противоречит вашему личному опыту и здравому смыслу. Вот о чудесах много пишут и говорят. Но если я за свою жизнь с ними не сталкивался ни разу, могу ли я этому верить?

  • Шеф
  • 17.04.2019 в 11:17
  • | кому: Смирнов Н. А.

но вы же и в Австралии не были, а говорят- есть...

я бы не стал недооценивать чужой опыт, который, записанный или переданный другими способами есть как раз культура (человечества)

  • Alis Grave Nil
  • 17.04.2019 в 14:31
  • | кому: Смирнов Н. А.

Понятие чудес относительно. Чудес немало, если замечать их в мелочах. Да, и как раз в отсутствии чудес мы растем с большей силой, поскольку знаем больше трудностей, горя и душевных неудобств. В процессе всего этого мы не перестаем радоваться за чудеса других, доносящихся до нас с разных сторон, как мелодия, и растем пуще прежнего. И раз мы все еще продолжаем жить, значит - ради чудес.

Существование Австралии не противоречит здравому смыслу. Наконец, это можно проверить лично. А вот если мне сообщат, что человек восстал из мёртвых - позволю себе усомниться.

  • Шеф
  • 17.04.2019 в 17:34
  • | кому: Смирнов Н. А.

так второе мы тоже можем проверить лично

и довольно скоро, даже если и не очень хочется :)

и даже один раз уже проверили - до нашего рождения нас ведь не было (ну вот совсем нигде), а потом мы "восстали" из небытия...

это не значит, конечно, что человек способен ежедневно умирать/воскресать, как будто ходить на работу... но значительная доля чудесного (необъяснимого) уже и в нашем "предыдущем" явлении на свет есть

так почему не быть второму "воскрешению"? логических и научных доводов против этого нет... вы просто не верите в это, тогда как другие верят - никакой существенной разницы в этих верованиях нет, оба недоказуемы, тем более на личном опыте, который слишком короток и неполон для таких глобальных выводов

Вы затронули одну из вечных и непостижимых тайн - тайну рождения человека. И это, разумеется, можно считать чудом. Но рождение из небытия - это всё-таки не воскрешение из мёртвых. И вообще, я говорю о "чудесах" в чисто бытовом смысле.

Бытовые чудеса - это скорее по научной части. Многое, что было сказкой, уже стало былью. И то ли ещё будет. Я же пытался сказать о чуде, как об основе, подкладке, обратной стороне всего нашего бытия. Разумеется, там больше вопросов, чем ответов. И поэтому разговор по большей части выходит пустой и беспредметный. Но так хочется заглянуть :)

Кстати, возвращаясь к нашему разговору о "воскрешении"... о теориях философа Николая Фёдорова не слыхали? Он вот считал "воскрешение отцов" прямой задачей и даже догом последующих поколений ("сыновей") , так называемым "общим делом".

Странным образом и наука (генетика ) движется в том же направлении. Вспомним хотя бы фильм "Парк Юрского периода". Есть версия, что в генах потомков содержится вся информация о каждом из прежде живших его предков. И эту информацию можно извлечь и как бы потом "воскресить" давно умерших людей. Но это дело, конечно, довольно отдалённого будущего...

Так что человеческое любопытство вкупе с фантазией тоже то ещё чудо ))

Под чудесами я понимаю явления противоестественные. А если явление - следствие успехов науки, то никакого чуда здесь нет. А к Фёдорову, по-моему, серьёзно уже никто не относится.

По-моему, вы излишне категоричны.

Умирать и исчезать бесследно - это естественно или нет? вот в чём вопрос :)

Для овцы - наверное, естественно, хотя и грустно.

А для мыслящего человека - нет вещи более противоестественной и вызывающей (на борьбу).

И по поводу "здравого" смысла. Уж сколько раз он подводил (и не одного человека, а всё человечество), а всё продолжаем слепо в него верить... несмотря на то что и Коперник со товарищи, и Эйнштейн, и Кант показали (и доказали!), что разуму свойственно ошибаться.

Так что не думаю, что всё закончено. И так вот прямо всё однозначно, даже и с тем же Фёдоровым. Мне кажется, в кладовой человеческой мысли нет ненужного хлама - всё рано или поздно пригодится, либо уже пригодилось, хотя бы и в качестве материала для опровержения.

Но пора заканчивать Сказано уже достаточно. Спасибо за беседу.

То есть воспоминание – это особая форма автобиографии, наша история, которую мы пишем для себя сами. И именно эта история, какой бы обрывочной она ни казалась, формирует личность.

Действительно, мы просим родителей нам рассказать о младенчестве - какими мы были, что делали, потому что это важно, но не помним сами. Разве что какие-то звуки, запахи, картинки - и то без уверенности.

Никогда не соглашусь с теми, кто советует не вспоминать, а жить настоящим - это не правильно, потому что воспоминания и есть наша жизнь, они дают стимулы и эмоции, развивают нас самих, как личность.

Интересная статья. Спасибо автору. Л.

Благодарю Вас за коментарий!

Воспоминания очень важны, конечно. Нет человека без прошлого. То, что мы из себя представляем, это последствие воздействия на нас последовательных событий нашего прошлого, независимо от того - нравятся они нам или нет.

Очень точная формулировка того, что мы из себя представляем -

последствие воздействия на нас последовательных событий нашего прошлого

Спасибо автору и удачи в творчестве. Л.

Чрезмерно благодарна!