• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Философия
Форма: Очерк

Что такое общество потребления?

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Общество потребления (consumer society) в нашем сознании связано, главным образом, с масштабами индивидуального потребления материальных благ, но при этом совершенно упускают из виду вторую часть его определения — соответствующая этому система ценностей и установок. Возникнув в результате стремительного развития рыночных отношений, общество потребления быстро переросло потребление товаров и услуг, привело не только к росту доходов, но — к изменению самой структуры потребления, к снижению продолжительности рабочего дня и росту свободного времени, размыванию классовой структуры социума, увеличению продолжительности жизни, но — и это главное — обеспечило гражданам огромные возможности выбора в сфере свобод, прав, идей, гарантий легитимности и персональной ответственности.

Мнение Эриха Фромм, автора книги «Иметь или быть», кстати, введшего сам термин «общество потребления», касательно того, что материальное потребление оставляет неразвитой духовную сферу, сегодня полностью устарело: наоборот, чем более достойную жизнь ведут граждане страны, тем лучше развивают именно духовную сферу (культуру, образование, науку, здравоохранение, спорт). И развивают потому, что, кроме пушек и масла, остается много средств на гуманитарность, благотворительность, социальные расходы.

Идея человека потребляющего, то есть идентифицирующего себя через владение вещами, все дальше уходит в прошлое. Она существенна для бедного социума, где владение или обладание связано со статусом, но не работает в обществе, где высшей ценностью являются сами люди и где они получают возможность достигать высокого статуса через «быть», а не через «иметь». Во всяком случае, странствуя по миру, я имел множество возможностей убедиться в том, что уровень общественной морали гораздо выше в богатых странах, чем в нищих: скажем, в той же Швейцарии престиж определяется не маркой авто или размерами квартиры, а — общественным признанием. Да и для духовной жизни необходим досуг, а не нищенская или беспросветная жизнь… Конформизм — тоже удел бедности и серости, а не богатства, потому что важным моментом второго является высокоразвитое персональное начало.

Неограниченное потребление как результат генетического голода присуще малоразвитым людям, с трудом дорвавшимся до кормушек, а не для потомственной интеллигенции или аристократии, постигшей тяготы чрезмерности и прелести благотворительности. Кстати, бит-движение, зародившееся в 40-50-е годы в США и представленное именами Джека Керуака, Ульяма Берроуза, или Аллена Гинзберга, ориентировалось всецело на духовные потребности и попытки понять, что такое человек и каким он должен жить. Эти интеллектуалы мечтали создать принципиально другое человечество, основанное на идеалах любви, а не на идеалах монетизации и вещизма. И, кстати, чем больше путешествуешь и знакомишься с миром, тем яснее осознаешь, что тебе для жизни не нужно много вещей и что высшей ценностью является культура и духовность.

Общество потребления — это не только и не столько достойная материальная жизнь большинства населения, но главный источник и поставщик на мировой рынок идей, ценностей, свобод, высших образцов, новаций. Скажем, Китай быстро приближается к США по величине ВВП, но только копирует мировые образцы, а цена человеческой жизни в КНР — полушка; о свободах личности здесь говорить нечего: значительная часть населения КНР даже не имеет паспортов и ограничена в передвижениях по собственной стране.

Именно в США и Европе создаются главные идеи, ценности и высшие образцы завтрашнего дня, здесь настоящее царство свободы мысли и совести, фантастические наука и медицина, а большинство населения ведет достойную человека жизнь. Здесь в «мозговых центрах» (think tank) формируются новые политические идеи и закладываются главные мировые надежды.

По данным портала Good Country Index, США возглавляет рейтинг государств, которые внесли наибольший вклад в развитие человечества в области культуры, научно-технического прогресса, уровня жизни и свобод граждан. (Россия в этом рейтинге занимает 95 место из 125 развитых стран мира). Я не знаю иную другую страну мира, где бы информация была столь всеобъемлющей и разнообразной, как в США. Капитализация только одной компьютерной компании «Apple» больше, чем весь фондовый рынок РФ, а сумма суточных сделок на нью-йоркской бирже — чем годовой бюджет Украины.

США уже много лет возглавляют список стран наиболее привлекательных для просителей убежища. В 2014 году в США было создано рекордное за последние 15 лет количество рабочих мест, а все фондовые индексы и деловая активность вышли на исторические максимумы.

Я лично больше всего ценю институты и системы ценностей, созданные отцами-основателями США и обеспечившие непотопляемость американского корабля. Конституция США, приоритет частной собственности, мощная инициатива, отсутствие страха неудачи и принцип «Сделать что-то из ничего» (Ability to make something out of nothing) — мощные инструменты для творчества, инноваций, стартапов, движения вперед. Отсюда первенство в экономике, науке, медицине, техническом прогрессе, маркетинге и т. д. Сегодня один лишь Microsoft регистрирует больше патентов, чем вся Россия.

Главная сила американского «общества потребления» — даже не в экономической мощи, а в огромном потенциале изменений. Я бы назвал США самой динамичной страной мира, что особенно ясно, если проследить за ее короткой историей. Здесь больше, чем где-либо в мире, ценят мозги, а это — абсолютная гарантия роста.

Для меня США — наиболее наглядный пример приоритета идей и новаций над тупостью и несвободой, яркая демонстрация того, что нынешним миром правят продвинутые мозги (think tank), а не умирающие или мертворожденные идеологии (kommunism, nazism).

Кстати, путь от расизма до однополых браков, чернокожего президента и женщины, главы парламента консервативная Америка прошла за одно поколение — знаете ли вы еще один подобный пример в мировой истории?

Америкой правят законы и институции, а не президенты. Поэтому смена правительства здесь почти ничего не меняет. Еще одна особенность «общества потребления» в США заключается в том, что ведущие сатирики страны, такие как Джон Стюарт, Вуди Аллен, Арт Бухвальд, Дороти Паркер, Давид Фридман, Джозеф Хеллер, здесь намного популярней, нежели ее правители, а Джон Стюарт, вытирающий ноги о всех ее президентов, признан самым влиятельным представителем сильного пола в США.

Умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, открытость к новым людям и идеям, разнообразие подходов к возникающим проблемам, конкурентоспособность сделали США великим государством и способствуют быстрому преодолению кризисов. Американцы учатся переменам, а не стабильности. Рита МакГрат в книге «Конец конкурентного преимущества», показала, что именно стабильность, а не перемены, является наиболее опасным состоянием в высококонкурентной среде, поскольку приводит к накоплению инерции. «Путь к продуктивности перестал быть прямой линией. Недостаточно бежать изо всех сил выбранным курсом — нужно уметь замечать, когда появляется более перспективный путь».

Общество потребления — это даже не огромная величина ВВП (20,4 трлн долларов), доминирующая доля в мировом производстве (32,24 % в 2001 году, около 25% сегодня), темпы роста экономики, но — расходы на НИОКР (США $520,4 млрд., Россия — $15,37 млрд., соотношение — 1:33,8); расходы на медицину: (США — $3030 млрд., Россия — $39 млрд., соотношение — 1:77,7); сфера услуг (США — $9946 млрд, Россия — $111.3 млрд, соотношение — 1:90).

Еще «общество потребления» — это торжество интеллекта, высочайшая оценка человеческих мозгов и человеческого здоровья и человеческой жизни:

— Наука является одной из ключевых отраслей США, здесь страна является бесспорным мировым научным лидером и главным источником новых научных идей.
— Количество лауреатов Нобелевской премии (США — 331, Россия — 21, соотношение — 1:15,8). Ученые и выпускники только одного американского университета в Беркли получили 92 (!) Нобелевские премии, 9 премий Вольфа, 13 Филдсовских премий, 20 премий Оскар, 14 Пулитцеровских премий и 117 золотых Олимпийский медалей. 81 член сообщества Массачусетского технологического институт (MTI) являются лауреатами Нобелевской премии, это тоже рекордный показатель. Согласно ежегодным отчетам Thomson Reuters «Самые влиятельные в мире ученые», доля американских исследователей в мировом рейтинге неизменно составляет около 60%, тогда как на весь остальной совокупный мир приходится только 40%.
— Американская медицина по объему финансирования (15,7 % ВВП) находится в большом отрыве от всего мира. Рекордны и расходы на здравоохранение на душу населения: $9450. Так же как в физике и химии, после Второй мировой войны медики и ученые США стали занимать лидирующие позиции по количеству Нобелевских премий по физиологии или медицине.
— Самая великая и читаемая — американская литература ХХ века, 94% мирового проката фильмов, 70% симфонических оркестров мира, 40% мирового книгоиздания. Количество публичных библиотек в США больше, чем Макдональдсов, в библиотеки в Америке записано 68% населения, в 2020 году в стране читатели купили 828 млн книг, Библиотека Конгресса в Вашингтоне является самой большой в мире, в ней находятся около 75 миллионов наименований книг, только один американец Эндрю Карнеги, основал 2509 (!!!) библиотек, потратив на это более $55 млн. своего состояния и поэтому он часто упоминается как «покровитель библиотек».
— Меня лично в США потрясло количество аэропортов — 15.100 (!!!). Это гораздо больше, чем в следующей за США десятке самых продвинутых авиационных стран мира вместе взятых. Из 100 лучших аэропортов мира 44 находятся в США. Годовой пассажиропоток каждого из 10 самых загруженных аэропортов Америки превышает 50 миллионов пассажиров в год, а города Атланты — более 104 миллиона пассажиров (более четверти миллиона в сутки). Годовое количество взлетов-посадок в Атланте — порядка 1 млн. (!). В некоторых аэропортах авиарейсы между двумя крупными городами разделены временным промежутком в 5-10 минут. Из примерно 5000 гражданских авиалайнеров, одновременно находящихся в воздухе, 2000 приходится на долю США.
— Американцы – самый путешествующий народ мира. Круизный флот США — самый большой в мире, только в 2018 году в круизах здесь побывало более 2 млн пассажиров, на 20,5% больше, чем в предыдущем. Ожидается быстрый рост популярности совместных путешествий бабушек и дедушек с внуками. Майами — самый большой круизный порт мира, обслуживающий четверть мирового пассажиропотока. Только один из пирсов протянулся здесь более чем на километр и может одновременно принимать 7 крупнейших океанских лайнеров, обслуживая до 10 тысяч пассажиров одновременно. Это — настоящая индустрия, работающая с точностью часового механизма.
— В обществе потребления уникальна сама структура экономики. Скажем, в США более львиная доля ВВП приходится на услуги и только ок. 20% на производство.
— «Общество потребления» — это настоящая революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи), приводящее к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения.
— Экономическая система общества потребления тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, стимулы повышения квалификации, нормы поведения, интересы, проникающие в самые глубокие слои сознания.
— «Общество потребления» — это мощная система образования, прежде всего высшего, рост количества университетов и количества граждан с высшим образование, массовые физкультура и спорт, профессиональные спортивные клубы, «индустрия красоты», высокие потребительские стандарты и новый стиль жизни.
— Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
— Средняя продолжительность жизни (США — 78,9 года, Россия — 68 лет);

Кстати, что касается материального потребления, то именно в США зародилась акция "Всемирный день отказа от покупок", который отмечается теперь по всему миру. На один день люди отказываются от посещения супермаркетов. Постиндустриальное общество — не просто общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокой долей высококачественных и инновационных услуг, но также новая философия человека, ориентированного на высокий уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества. Можно констатировать значительное превосходство знаний над капиталом или материальным потреблением. Налицо усиление значения творческого и снижение роли неквалифицированного труда. Основной производственный ресурс — квалификацию людей — невозможно увеличить через рост инвестиций в производство. Этого можно добиться только через увеличение инвестиций в человека и усиление потребления образовательных услуг, вложений в здоровье человека и т. д. Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост, развитие творческих способностей и т. п., то есть на те качества, которые наиболее важны для постиндустриальной экономики.

По мнению известного экономиста П. Друкера, «работники знания не станут большинством в „обществе знания“, но … они уже стали его лидирующим классом». Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал — профессионалы, высокообразованные люди, наука и знание во всех видах экономической инновационной деятельности, еще — высокое качество жизни, включая индустрию знаний, сервисная экономика, обеспечивающая соответствующее социальное развитие по всем направлениям, концепция информационного общества и научно-информационного этапа принципа производства. Стоимость корпораций в постиндустриальном обществе обусловлена, главным образом, нематериальными активами — ноу-хау, квалификацией работников, эффективностью бизнес-структуры и т. д. Например, капитализация фирмы Microsoft соответствует капитализации крупнейших добывающих компаний, хотя Microsoft имеет на порядки меньше материальных активов.

Важная черта постиндустриального общества — креативный класс, «когнитариат», меритократия, усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. По данным ведущего российского специалиста по постиндустриальному обществу В. Л. Иноземцева, в «экономике знаний» в США занято около 70 % всей рабочей силы.

Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм — это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.
Cвидетельство о публикации 562442 © Гарин И. И. 10.01.19 12:26