• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма:
Литературная критика (из архива ЛС)

Нина РОТТА "На веки вечные"

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
Француженка из всего может сделать - обед, шляпку и семейную драму (с).

Андрей Салтыков-Руденко, автор рассказа «По-иному», пошёл гораздо дальше – он сумел из банального адюльтера сотворить преинтереснейшую историю. А потому буду ругать его произведение нещадно. Считайте, что проявляю белую, чёрную и прочую зависть.

К сожалению, первый абзац текста – «полный абзац». Приведу его полностью, чтобы вам понять мою печаль:

«Все могло бы быть по-иному, познакомься мы на каких-то несколько месяцев раньше. Тогда бы мы сейчас целиком принадлежали друг другу, наполнили бы, как сосуды, наши сердца, души, мысли один другим без остатка.
Но...
Сейчас у Лены есть разрядка. А у меня - ее образ. Образ длинноволосой девушки в профиль, сидящей на подоконнике в затемненной комнате и выпускающей в форточку тонкую струйку табачного дыма. Есть очертания высоких скул, греческого носа, есть отблеск умных, выразительных глаз. Есть образ, который сухо произносит:
- Тебе пора».


Приступаем к вскрытию:

1) «наполнили бы, как сосуды, наши сердца, души, мысли один другим без остатка».

Без комментариев, чтобы не показаться не леди.

2) «Сейчас у Лены есть разрядка. А у меня - ее образ».

Может не стоит объединять кислое с шероховатым?!

3) «А у меня - ее образ. Образ длинноволосой девушки в профиль, сидящей на подоконнике в затемненной комнате и выпускающей в форточку тонкую струйку табачного дыма».

Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.

Мы не владеем образом, тем более сидящим и курящим.

4) «Есть образ, который сухо произносит:
- Тебе пора».

Образ еще и говорит! Как страшно жить (произношу с интонациями Ренаты Литвиновой)!

5) «Образ длинноволосой девушки в профиль, сидящей на подоконнике в затемненной комнате»

«есть отблеск умных, выразительных глаз»

Для справки: отблеск — тип проявления свойств поверхности, когда отражаемые поверхностью яркие объекты видны на поверхности.

Уважаемые читатели, вы не забыли, что комната затемнена?

Скажу честно, после такого вступления, рассказ читать бы дальше не стала. Но положение судьи обязывает. Спасибо организатору турнира – Ивану Пшеничному. Иначе бы я пропустила перспективного автора, споткнувшись о его не вычитанный текст.

Мне кажется, что конкурсный рассказ не красят выражения:

- И в моем, и в ее мозгу есть извилины
- скребущий наши извилины
- сумел взорвать такую невероятную девушку, как Лена.
- От них воют с тоски, от них лезут на стенку.
- Мы имеем то, что имеем.
- Она остывала к нему на моих глазах.
- Остывала, мучаясь от страшного разочарования.
- И какая-то неведомая сила неумолимо влечет меня туда.
- В мозгу зреет догадка
- С каждым ее взглядом, с каждой ее улыбкой опускаюсь в эту девушку, как в омут…
- Никто не стоит между нами незримой стеной. Мы молоды, беззаботны, полны страсти. И весь мир принадлежит лишь нам двоим.
- Брезжит рассвет.
- По рельсам дребезжит первый трамвай.


Можно я не буду рассуждать о литературных шаблонах или устойчивых выражениях?

Мне также не нравится в рассказе смешение стилей – очень странно в тексте видеть словечки типа «окромя», «доселе» или «разминая члены» в сочетании с современным языком повествования.

Но вернемся к содержанию конкурсного произведения.

ЛГ Олег любит замужнюю женщину Лену, которая не собирается разводиться со своим мужем. Причина этого решения весьма оригинальная: её супруг нормальный положительный человек. Таких жалеют, с ними просто не к чему придраться. Но с ними скучно до зубной боли. И наличие любовника всего лишь спасение.

Каким-то волшебным образом Олег умудрился перенестись в прошлое, познакомиться там с Леной, жениться на ней и стать хотя бы временно счастливым. Но теперь он – «нормальный парень», с которым ей уныло и от которого героиня просто вынуждена завести бойфренда.

Бедная девочка. Я уже всхлипываю. Только не воспринимайте мои слова как осуждение автора, напротив, он блестяще описал женский вариант синдрома Казановы.

Люди с данным синдромом обречены на постоянный поиск, пытаются заполнить внутреннюю пустоту чередой знакомств. Конечно, данный синдром жить не мешает. Эти люди активны, могут создавать семьи, но риск того, что их поиск будет продолжаться, велик.

И Андрею Салтыкову-Руденко это ведомо:

«Как-то ночью, умиротворенные, лежим в постели. Вдруг Лена с грустью произносит:
- А знаешь, все могло бы быть по-иному.
Я не отвечаю ей. Лишь, молча, думаю про себя: нет, Леночка. По-иному быть не могло».

Обратите внимания, что ЛГ Лена всего лишь «образ», она картонный персонаж, мы знаем о ней очень мало. Но её роль в том, чтобы высветить главного героя – Олега. Именно его эмоции и переживания первичны.

Кстати, автор нестандартно описывает чувство одиночества своего героя. На первый взгляд, эпизод с мышью может показаться излишним. Но это поспешный вывод.

«Я на ночной остановке, жду последнего трамвая. Выбежавшая из лесопарка маленькая серая мышь, неожиданно осмелев, забирается мне на нос ботинка. Зачем? Ей настолько одиноко в этом огромном лесу? Немного покрутившись, мышка спрыгивает и уносится обратно в родную чащобу».

Насколько же нужно Олегу измучиться, чтобы воспринять поведение мышки в таком ключе – только собственное вселенское сиротство.

Кстати, мышка у нас непростая – она еще и проводник ЛГ из мира вымышленного (путешествие во времени оказалось всего лишь сном уставшего человека) в реальность:

«- Эй, гражданин! Эй!
Содрогнувшись от испуга, разлепляю глаза.
Брезжит рассвет. Я на трамвайной остановке, передо мной стоит полицейский. Невдалеке бегает по своим делам вчерашняя знакомая мышь.
- У вас все хорошо? - спрашивает страж порядка.
- Да. Просто немного задремал. Не подскажите, который час?»

Сон явно пророческий, герой знает все наперед – Леночка свыклась с самоубийством мужа Анатолия, вышла замуж за Олега, заскучала и уже готова к новым впечатлениям. Синдром Казановы forever and ever.


Автору моя благодарность, поздравления и пожелание внимательно вычитывать свои тексты – они этого стоят.



Cвидетельство о публикации 548186 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 27.04.18 21:07