• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма:
Обзор прозы Александра Бурша "Завтрак в таверне.Часть III"

Илона МУРАВСКЕНЕ (Michel) “Некоторые особенности русского экзистенциализма”

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста
...Так вот когда мы вздумали родиться
И, безошибочно отмерив время,
Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
Невиданных, простились с небытьем ....

А. Ахматова


Я воспринимаю совершенно разную литературу. Т.е это может быть и душещипательный женский роман, от которого хочется скакать на коне во весь опор и совершать какие- то немыслимые подвиги. Это может быть философское эссе, прочитав которое, целую ночь сидишь у настольной лампы и пробуешь вывести на бумаге чертеж собственного бытия.
Но есть и такая литература, от которой не только больно, но и человечно. И тогда уже не только размышляешь, но и видишь все прочитанные картины, как наяву.
Александр Бурш – настоящий писатель. И я заявляю это без оглядки, потому что по- другому назвать человека, который пишет ТАКОЕ, у меня не получается.
« Завтрак в Таверне» - это повесть ( все- таки), которая завершает роман ( между прочим), начатый повестями « Перекресток» и « Речные раки».
В повести выступают уже характерные автору и отмеченные мною еще в первом обзоре : необыкновенная поэтичность стиля и сюжетная полифония, позволяющая автору перекрестить миры и судьбы. Ведь человек, как утверждал Н. А. Бердяев, есть тоже существо многоэтажное. И каждый , будь то читатель или писатель, или же просто прохожий, способен найти и выявить в самом себе всю эту многослойность и многоэтажность, начиная с собственного рождения.

Что есть одиночество?
Почему существует тоска?
А зачем дана свобода?

Это вопросы, на которые человек изначально пытается ответить и выделить для себя только ему присущее.
«Вы все-таки не верите в бессмертие души, одновременно пребывающей в прошлом и будущем.- говорит герой « Завтрака в Таверне».- вы не рассчитываете на ее откровенность. Вам требуются рациональные обоснования....».
В повести много рассуждений на тему личности, так как тайна личности, ее единственность, так никем и не понята до конца. Поэтому личность человека еще более таинственна, чем мир.
Сюжетная полифония повести Александра Бурша переносит нас то в один ракурс времени, то в другой, раскрывает характер героя или же еще сильнее прячет, скрывает под общей пеленой, какой- то определенной завесой, предлагая самим обосновать или же опровергнуть уже выдвинутую теорию.
Ведь постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за происходящее.
Очень ярко, но все-таки не до конца, выписана героиня повести Лена. Автор оставляет за читателем право самому оценить или продумать столь многогранный образ.
Потому что образ Лены, на самом деле, сделан просто мастерски.
Сначала меня просто покоробила ее покорность или послушание в отношениях с Андреем еще в университете. Я даже злобно отбросила в сторону листы с напечатанным текстом, но потом, только потом, поняла: А ведь она просто не могла иначе. Т. е. у нее было много вариантов выхода из сложившегося тупика, но она предпочла любить тихо, чтобы не испугать себя и свое чувство.
А потом просто страшная, жестокая сцена изнасилования.
Почему- то я достаточно долго носила ее в памяти, все пытаясь выяснить, выявить: А как автор смог так тонко прочувствовать состояния?
Диалектика души. Бесповоротная покорность. Какое- то внутреннее перевоплощение, когда душа превращается в большую крепость, и изменяется вся жизнь.
В данной повести можно говорить даже о некоторой композиционной кинематографичности – образы, сцены сменяют друг друга.
Но особенно хорош старик Рокотов.
Художник- философ, у которого есть чему поучиться. И мне кажется, автор неспроста, совсем неспроста повернул в конце сюжетную линию так, что как будто и не было старика. Не было разговоров, не было завтрака в таверне за два доллара. Потому что все в человеческой жизни должно пройти через испытание временем, через испытание самим собой.
« И уже на обширной террасе файнштейновского дома ей неожиданно вспоминается возвращение с похорон матери Бергмана. По дороге Миша Лушнян должен был завести в дом престарелых открытки и конфеты, которыми Бергман благодарил тех, кто последние три года заботился о Софии Моисеевне. Ира тогда показала ей одну из открыток. Она была адресована Памеле Хайден».
Жизнь- это всего лишь эксперимент, выбранный путь, где «кончается счастливое парение в высотах, и глазам открывается хорошо унавоженное пространство, где отныне и навсегда предстоит жить...» (Л. Петрушевская)


Илона Муравскене (Michel)
Cвидетельство о публикации 548185 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 27.04.18 21:07