• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма: Статья
Рубрика "Гость редакции журнала"

Сергей ЕРОФЕЕВСКИЙ "Однозначно рекомендую"

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

О произведении  Олега  Велесова  "Роман Нелюбовича"

Помнится, когда главный редактор малоизвестного канадского книжного издательства предложил мне издать сборник рассказов, Борис (так зовут редактора) попросил приложить к высылаемым текстам краткую заметку: как, кто, в каком жанре, какая форма.
- Жанр - проза. Форма – рассказ, - ответил.
- Зачем так сухо? – откликнулся редактор. – Напишем так: философская проза жизни.
Собственно, к чему это я? Просто среди издателей жанр «философская проза жизни» имеет место быть.
В рецензируемом тексте, на мой взгляд, именно такой жанр. Философская проза жизни. С жанром определились. Форма – повесть.
К повести у современного читателя сложное отношение. Прежде всего – объем. Точнее, объем текста для современного читателя – беда. Время летит, а успеть - надо ... Жизнь современника, увы, ближе к математике, чем к философии. Кредиты, ипотеки, служба, ЖКХ, долги. Политика. Когда читать? Разве что краем глаза в метро. Или в наземном транспорте, если провинция. Слышал мнение, что текст должен иметь объем в пять-восемь недлинных транспортных остановок.
С другой стороны – а стоит ли угождать творчеством и этим-тем, и тем-этим? Лупить молотом дорогостоящих строчек по бюджетной наковальне эпохи? А может истинное творчество – выстраданное, вымученное, выношенное – вне лозунгов, слоганов, медийности и прочей дешевой литературной бижутерии? Придворные писатели пускай себе штампуют глобальные детективно-исторические, пафосно-патриотические, нравственно-политические и прочие, в которых даже критика – упоительна для власти. Я же не расположен к подобным бестселлерам…

Собственно, вернемся к рецензии.

Фабула повести
Мужчина уходит на пенсию. Покидает крупный город и переезжает в сельскую местность. В собственный дом, оставленный в наследство.
Сельский пенсионер склонен к творчеству. Одним словом, сочиняет прозу.
Каково это – посвятить себя сочинительству? Сочинительство и жизнь. Сочинительство и любовь. Сочинительство и быт. В конце концов, каково это быть сочинителем? И стоит ли, вообще, быть. Интересная фабула.

Сюжет (способ, с помощью которого автор раскручивает фабулу)
Автор не всегда следует хронологической последовательности повествования. За завтраком не всегда следует обед. Главный герой перемещается из реальности в воспоминания, из воспоминаний – в мечты… Прошлое-настоящее-будущее перемешаны и взбиты, как гоголь-моголь. На мой взгляд – очень удачно построенный сюжет. Ведь если мыслить аллегориями, то за сном не всегда следует пробуждение…

Элементы(линии) сюжета
Встречи с редактором малюсенькой газеты; жизнь смешного и неглубокого провинциального литературного клуба; приятельские отношения с малозначительной, запойной и очень симпатичной личностью; высокие, даже экзальтированные чувства к женщине и скверный, омерзительный, животный секс без чувств; сложные отношения с бывшей женой и сыном…Линии сюжета разнообразны, хаотичны и потому –жизненны. Изложение живое, литературное, вкусное.

Двигатель сюжета (конфликты)
Ну, конфликтов у творческой личности всегда достаточно. Скажем, не только для развития сюжета. Основной и главный – с собственным Я. Я и мое ЭГО. Я и мое миропонимание, мироощущение. Я и обстоятельства. Я и мое творчество…Мощный двигатель сюжета. Куда мощнее?! За основным и главным следуют конфликты поменьше и помельче. С бытом, с алкоголем, с природой, с погодой.
Здорово, автор!

Кульминация
Ну, кульминации как при оргазме в повести нет. На мой взгляд, все изложенные конфликты – уже кульминация. И есть ли вообще «кульминация» в философской прозе жизни? День за днем, год за годом. Каждый миг – сражение. Каждый шаг – атака. Если отступил – проиграл. Возможна только передышка. Длительная оборона – губительна. На кону – смысл и предполагаемая истина. Враги – распущенность, вседозволенность и равнодушие.

Развязка
Все как в жизни. Развязка, обычно, свойственна боевикам и мелодрамам. Помните миф о ящике Пандоры? Автор в повести ящик открыл, исследовал. А дальше? А дальше пока дышим, бьем сердцем - …и я надеюсь, что все будет хорошо!
Отличная повесть, автор! Однозначно рекомендую к прочтению.


Сергей  Ерофеевский
Cвидетельство о публикации 548182 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 27.04.18 21:06