• Полный экран
  • В избранное
  • Скачать
  • Комментировать
  • Настройка чтения
Жанр: Критика
Форма:
Рецензия на рассказ Savl “ХЛОЯ”

Илона МУРАВСКЕНЕ (Michel)

  • Размер шрифта
  • Отступ между абзацем
  • Межстрочный отступ
  • Межбуквенный отступ
  • Отступы по бокам
  • Выбор шрифта:










  • Цвет фона
  • Цвет текста

Чудовища существуют. И призраки. Они живут внутри нас, иногда они одерживают верх…

Стивен Кинг


Человек - очень сложная система. Что поделать, таким уж его задумал Бог, или же человек сам себя настолько осложнил, что, в принципе, копнув любого из нас, можно найти и чувства-ощущения, и воспоминания-ностальгии, и любовь-привязанность, и целую вереницу комплексов, полученных давным-давно, что даже и не вспомнить, когда точно. И среди всего этого вороха эмоций, воспоминаний, чувств, впечатлений сложно не запутаться, но все было бы чуточку проще, если бы не монстры. Чудовища, которые обитают внутри каждого из нас.
В принципе, если уж рассматривать эту проблему философски, то мы сами же и выращиваем этих монстров, создаём их, холим и лелеем изо дня в день, оглядываемся на них, боимся сделать что-то не так, а именно то, что может не понравиться монстру.

«Хлою»  я прочитала сразу же, как только она попала в «Произведение дня». Прочитала, подумала (я люблю долго подумать, такая вот копуша). Люблю «перемолоть» прочитанное в себе, сравнить, может быть, даже с собой, найти сходства или различия. Я очень впечатлительный читатель: произведения « помню» или « не помню». «Хлою» запомнила. Запомнила, наверное, потому, что в ней не было ничего, что могло бы мне лично понравиться, но там были чудовища. Чудовища, которые жили внутри главной героини. Чудовища, мешающие ей вести спокойную семейную жизнь. И ещё чудо. Она ждала чуда. Может быть именно такого, которое помогло бы ей избавиться от чудовищ.

Иду впотьмах, иду вперёд…куда, откуда?
Иду одна и чуда жду, и нету чуда…

Главный герой сказал ей, нет, он пообещал, что поможет найти вектор, даже не то, что поможет, а точно знает вектор, который доведёт к этим самым чудесам.
Наверное, это и было зацепкой. Возможностью (для нее) забыть о чудовище. И, возможно, именно поэтому о чудовище главная героиня говорит именно ему, тому, кто пообещал чудеса.

« … за мной чудовище ходит по пятам. И за тобой. Они иногда прячутся внутри. И делают за нас, что хотят. И мы потом удивляемся- что это было?... Они за нами прячутся. …Сколько не вертись, оно юркнет тебе за спину, и ты его не увидишь…»

Есть в литературе такой приём - чёрный квадрат. Всё действие происходит вокруг квадрата в чёрно-белом цвете, а сама идея - основной стержень- прячется именно внутри этого квадрата. То есть, увидеть что-то сразу, анализируя сюжет произведения, нельзя, можно только додумать. Чёрный квадрат выступает как символ, из него или выходишь, или остаёшься навсегда. Герои всегда или внутри квадрата, или же, наоборот, стремятся к нему. Но, уже изначально понимая, что финал будет заполнен трагедией.
Потому что чёрный квадрат - это «плохое», даже если он и изображён на белом фоне.
Мне кажется, что «Хлоя» выполнена именно так.
Ведь недаром же во вторую встречу главные герои едут в лес. Лес - стена. Главный герой любит лес. Лес – это место, где любое чудовище можно спрятать.

«Тридцатисантиметровые сосны отпрянули в разные стороны с глухим деревянным стоном, небо не выдержало удара этих гигантских хлыстов и лопнуло прямо над нами. Земля закипела. Вскипела цветами и травой… Небо и земля текли навстречу друг другу. А мы были в центре этого потока…».

Чёрный квадрат прячет чудовищ, за ним то, что соединяет небо и землю, превращается в поток, который сильнее любого монстра, даже если он внутри их самих.
Мы всегда пытаемся сбежать наших чудовищ: переезжаем в другой город, обрываем контакты, меняем прическу, паспорт, имена и фамилии, надеемся на то же чудо, как и Хлоя. Ждём, когда кто-то позовёт, поманит хотя бы пальцем, спрячет, растворит в себе.
Наверное, поэтому Хлоя так легко соглашается остаться внутри этого квадрата.

« … я сказал- оставайся. Потому что накануне купил лишнюю зубную щётку.
- вот и хорошо,- спокойно сказала она.,- вот и славно,- как будто уговорила больного скушать таблетку….»

Главный герой слышит поток. Поток жизни, Вивальди, который способен сохранить и спасти их. Скрыть от всех, заставить забыть о чудовищах, шагающих за ними по пятам.
Просто фантастической кажется их семейная жизнь. Местами это даже смешно, иногда забавно, нереально, глупо и в то же время просто обворожительно, потому что не так, как у всех.

«Наша молодая мамочка ещё училась, и я производил увлекательные эксперименты с нашим ребёнком. Пока она была в политехе. Во-первых, я научил дочку пить сцеженное молоко из кружки уже месяца в три, захлебнулась она всего пару раз, во-вторых, научил писать и справляться в миску, рефлекторно прикосновение холодного металла вызывало реакцию. В-третьих, если взять ребёночка за ножку и опустить головой в полынью, он действительно задерживает дыхание на несколько секунд. Не за ножку - нельзя, когда ребёнок ещё не держит голову. Мне это было интересно - я моржевал. И жена тоже. Пока у неё не случился скачёк температуры. Она решила не моржевать больше и не бегала со мной по лесу с того момента. Она же кормила. Да и стала побаиваться – в лесу ведь трудно найти место, где за твоей спиной нельзя спрятаться.
Девочка росла здоровенькой и шустрой. Если нам случалось уходить из дому, мы оставляли её в просторной клетке с подростком кавказской овчарки. Это чтобы они не скучали. И не портили вещи, и сами не повредили бы себе чего-нибудь. Они дрались очень редко. Щенок был сильным, но девочка была ловчее, и споры кончались очень быстро - она забирала всё, что хотела. Наша мамочка надеялась, что девочка не будет боятся чудовищ. И терпела кавказца…»

Но чудовище появляется. Вытягивает свои щупальца ( или лапы, когти, зубы).

«…. вся наша жизнь – пена»- говорит главная героиня. – « пена дней, бессмысленная наша жизнь…».

Вот тут-то и подкачала философия главного героя. Не он оказался основным в жизни Хлои, не он и не дочь, а чудовище.
Пена бессмысленной жизни.
Мне кажется, что именно после этих слов Хлоя становится никем. До этого она казалась смелой, она боролась, она стремилась к счастью, хотела его, в конце концов, и вдруг сдалась.
Хотя… может, и не боролась, сдалась без боя, устала быть обычной, в чёрном квадрате чудовищ ей было лучше и не так одиноко.
Зачем человеку счастье, если он его не заслуживает. Если предаёт, если плюёт на твои чувства, топчет всё доброе и чистое.

Честно скажу, я не раскусила Хлою. Или же автор не углубился в её суть, не дописал какой-то маленькой детальки или мини-сценки, которые могли бы объяснить поведение главной героини.
Но в принципе, приём чёрного квадрата сработал. Нет света в нашем мире. И душе не остаётся ничего иного, как погасить невидимые звезды в себе самой.

«…я видел уже не её. Это было чудовище. То, с которым ей было так неудобно. Опухшее лицо, синее как от удушья, мучительный оскал, ненасытный. Когда она ушла, осталось только оно. Ему негде теперь было спрятаться…».

Но в то же время в данном случае ещё не понятно, кто выиграл: Хлоя или главный герой?
И, может быть, каждому нужен свой визит к Минотавру, чтобы попытаться заглянуть в его глаза, мужественно рассмотреть его уродливое лицо, прикоснуться к нему и ... подружиться с ним. Жить с ним бок о бок и спокойно относиться к необычному соседству.

Как бы там не было, но Кинг был прав, чудовища всё-таки живут внутри нас и иногда они одерживают верх.





Cвидетельство о публикации 546200 © журнал РЕЦЕНЗЕНТ 25.03.18 21:09